Марина Анатольевна Говорухина
Сотрудничество воспитателя с родителями по изучению лексической темы «Времена года» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проводя воспитательно-образовательную работу с детьми 3-4 лет, очень важно не заключать её в рамки занятий, а использовать свободное общение с ребенком, применяя безграничные возможности литературы, фольклора, природных и социальных явлений и объектов.
Конечно, воспитатель не может полностью выполнять функции учителя-логопеда, но способен сделать немало для достижения ребенком коммуникативной компетенции: расширение словаря, его активизация, развитие связной и грамматически правильной речи, закрепление звуковой культуры речи.
Публикация «Сотрудничество воспитателя с родителями по изучению лексической темы „Времена года“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Хотелось бы поделиться опытом работы по речевому развитию детей 3-4 лет через освоение лексической темы «Времена года» и активному привлечению родителей к образовательному процессу.
Наблюдая сезонные изменения в природе, проводятся тематические занятия по характерным признакам и явлениям данного времени года. Дети учатся описывать сезоны определенными терминами, эпитетами, а также рассказывать о своих субъективных ощущениях и наблюдениях. К каждому сезону в группе или дома выучиваются стихи, песни, пословицы. Обязательно включаются элементы фольклора.
1. Осень.
В октябре у нас состоялся праздник урожая, которому предваряло чтение стихотворений, пение песен об овощах и фруктах, дидактические игры, народные игры, осенние обряды с благодарностью природе, земле. Например, обряд «Женивный» - когда украшали сноп, ставили в передней в красный угол. Заклинали его:
В поле копнами,
На улице стогами,
В клети закромами,
В печи пирогами.
В группе есть сезонное дерево, которое украшается в соответствии со временем года. Осенью оно выступило как женивное дерево, украшенное листьями и бусами из ягод.
Большой цикл занятий был связан с перелетными птицами. Дети с родителями читали о них дома, мы в группе. Итогом стал альбом «Перелетные и зимующие птицы». Выучили частично названия птиц и их особенности.
В ноябре совместно с родителями прошел досуг «День матери», который был связан не только с поздравлениями мамам, но и рассматривался как древний новый год на Руси, благодарение матушке-земле. Родители пели вместе с детьми песни, отгадывали загадки, играли в подвижные игры. В конце сделали картину методом монотипии «Осенний букет» и, конечно, не обошлось без житного пирога – каравая.
2. Зима.
Сезонное дерево стало сверкающим: снежно-ледяным (предваряло занятие о характерных приметах зимы).
Занятие «Неснежный снег» (познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность)
Проект «Кормушка для птиц», где были введены новые формы работы над развитием речи:
• Звездочки обдумывания (способствуют развитию логического мышления и связной логической речи);
• «Найти причину события с помощью вопросов». Вопросы заранее раздавались родителям, дома с детьми прорабатывали их, в группе работа обобщается, делаются выводы.
Дидактическая игра «Зимующие птицы» - использование различных демонстрационных материалов помогает поддерживать устойчивое внимание, закрепить новые слова.
На сезонное дерево вывешены кормушки, выучены стихи о помощи птицам.
3. Весна.
Сезонное дерево поменяло кормушки на скворечники.
Праздник «8 Марта» - стихи, песни, инсценировка нравственной сказки про грубое слово «Уходи».
Досуг с родителями «Прилет птиц» - заклички весны, чтение стихотворений, песни и народные игры. Обрядовое дерево украшено зелеными и белыми лентами. По словесному описанию сделали оригами «Грач» и картину «Грачи прилетели». Из березовых веток сплели гнезда для жаворонков. Не обошлось без сладостей с пожеланиями.
К проведению занятий привлекаем родителей.
В группе изготовлен манекен ребенка из картона, которого одеваем каждый сезон в соответствующую одежду. В процессе озвучиваем название, предназначение, свойства материала. Часто закрепляем методом от противного.
В заключении хотелось бы сказать следующее: одному воспитателю сложно решать вопросы всестороннего развития детей, только при активном вовлечении родителей в образовательный процесс мы сможем достичь хороших результатов.