Наталья Халецкая
Сотрудничество семьи и образовательной организации как способ приобщения ребёнка к духовно-нравственным ценностям
▼ Скачать + Заказать документы
Сотрудничество семьи и образовательной организации
как способ приобщения ребёнка
к духовно-нравственным ценностям.
Святое дело – душу воспитать,
Сердца наполнить светлою палитрой!
Пусть малышей согреет Благодать.
Растите их с любовью и молитвой!
Родитель, воспитатель, педагог!
Святое дело нам доверил Бог!
(Наталия Лодеева)
Публикация «Сотрудничество семьи и образовательной организации как способ приобщения ребёнка к духовно-нравственным ценностям» размещена в разделах
Мы с уверенностью можем сказать, что педагоги и родители хотят детям добра, мечтают, чтобы они выросли умными, честными, трудолюбивыми людьми. Поэтому, какую бы сторону развития ребёнка дошкольного возраста мы ни взяли, всегда решающую роль в его эффективности играет семья.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. (Закон РФ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации ст. 44)
Сегодня мы рассмотрим сотрудничество семьи и образовательной организации как способ приобщения ребёнка к духовно-нравственным ценностям.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, подписанной Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым, говорится, что Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России. Это
• человеколюбие
• справедливость
• честь
• совесть
• воля
• личное достоинство
• вера в добро
• стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством
Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.
В системе образования целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины
Духовность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания, просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.
Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Нравственное воспитание всегда было и остаётся наиважнейшей задачей. У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей длительный, быстрого результата быть не может. Важно не только научить ребёнка правилам поведения, но помочь обрести стремление жить по ним, помочь заронить драгоценное зерно в душу ребёнка.
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Учитывая специфику дошкольного детства, необходимо помнить, что уровень развития и образования ребенка во многом зависит не только от личностных и профессиональных качеств педагога, но и от педагогической компетентности родителей.
Проблема заключается в том, что многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Существует множество различных форм взаимодействия с родителями. Эти формы мы можем разделить на традиционные и нетрадиционные.
К традиционным формам работы мы можем отнести:
• коллективные (родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.);
• индивидуальные (педагогические беседы с родителями);
• наглядно-информационные (записи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, НОД, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки).
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, существуют инновационные формы и методы работы:
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- родительская гостиная, клуб;
- конкурс семейных талантов;
- портфолио семейного успеха;
- день открытых дверей;
- газета учреждения;
- сайт ОУ
Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы. Они помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.