Александра Голякова
Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
История развития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество не могло обойтись без семьи как исполнителя некоторых специфических социальных заказов социума. Семья является уникальным и пока единственным социальным институтом, воспитывающим людей как носителей социальной, культурной, этнической информации. Однако обстановка нестабильности в современном обществе усугубляет проблемы детства и семьи. С каждым годом возрастает число детей, отнесенных к категории риска, нуждающихся в специальных формах и методах педагогического воздействия. В этих случаях, помимо основных, семье предстоит реализовывать и ряд специфических функций: реабилитационную, корригирующую, компенсирующую.
Публикация «Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в воспитании детей» размещена в разделах
В последние десятилетия семья стала предметом пристального внимания педагогов, психологов, социологов, юристов. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания и социализации ребенка. Поэтому в своих исследованиях ученые пришли к однозначному выводу, что ни одна из задач развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста не может быть успешно решена общественной организацией без тесного сотрудничества с семьей.
Необходимость поиска новых путей совершенствования форм и способов взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников, обусловлена изменениями, происходящими в жизни современного общества. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается одна из основных задач воспитательно-образовательного процесса. Это - «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка», в основу которого положены триединые партнерские отношения: «педагог – семья – ребенок». Цель партнерства – создание единого образовательного пространства развития ребенка в семье и в дошкольной организации.
В основе новой философии взаимодействия организации с семьей лежит идея, где за воспитание детей несут ответственность родители, а прочие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Эффективность взаимодействия детей, родителей и педагогов будет зависеть, прежде всего, от того, как будут складываться взаимоотношения взрослых в этом процессе.
Семья и дошкольное учреждение – это два разных социально важных института и функции у них различны. Но, для всестороннего развития ребенка крайне необходимо их тесное взаимодействие.
Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на формировании личности всех ее членов, и в первую очередь, на детях.
Педагогические теории о социальной роли семьи, ее приоритете в развитии личности ребенка, являются в настоящее время актуальной проблемой дошкольной педагогики. Полностью соглашусь в этом вопросе с В. П. Дубровой. Автор в своей работе предлагает пять этапов сотрудничества дошкольной организации с родителями.
Первый этап – проводятся опросы родителей с целью изучения их потребностей. Ответы на вопросы анкеты в дальнейшем будут являться основанием для планирования работы с родителями.
Второй этап – установление доброжелательных межличностных отношений с перспективой на будущее деловое сотрудничество между воспитателями и семьей на фоне качественного улучшения родительско-детских взаимоотношений, сокращения психологической дистанции между педагогами и родителями.
Третий этап - помощь родителям убедиться в их профессиональной компетентности.
Четвертый этап – проведение индивидуальных опросов родителей с целью изучения имеющихся проблем в семейном воспитании.
Пятый этап – планирование совместных исследований и задач формирования личности ребенка. Здесь особое место занимает конкретное содержание работы с родителями, выбор форм сотрудничества.
Исследования и наблюдение показали, что в результате свободного посещения родителями дошкольной организации, в семье «запускается» их «педагогическая рефлексия», формируется «педагогическая компетентность».
«Педагогическая компетентность» – это способность понять потребности детей, обеспечить возможность удовлетворять их, сделать ребенка счастливым. А так же – возможность и умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка.
«Педагогическая рефлексия» – это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых воспитательных методов и осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации.
Таким образом, от партнерского взаимодействия педагогов и родителей, в первую очередь, в большом выигрыше оказываются дети, ради которых и осуществляется данная работа. Педагоги имеют реальную возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и рассчитать меру своей помощи. А родители, в свою очередь, имеют возможность проанализировать и скорректировать свою собственную воспитательную деятельность.
Дифференцированный подход к родителям на основе тестирования, анкетирования и опросов позволяет педагогу понять образ жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности и так далее. Однако следует помнить, что изучение семьи – дело деликатное, требующее от педагога уважения и искренности.
Взаимодействие педагогов дошкольной организации с семьей предполагает процесс длительной ее адаптации в качестве субъекта воспитательной работы, так как известно, что семья нуждается в особом сопровождении.
Наиболее распространенной и эффективной традиционной формой общения и установления контакта с семьями воспитанников в дошкольной организации является родительское собрание. Активное родительское собрание, проводимое в дошкольной организации, может совмещать: элементы тренинга; мастер-класса; семинара-практикума; видеотренинга; видеопрезентацию; показ образовательной деятельности на видеозаписи. Благодаря таким методам общение становится двухсторонним, а взаимоотношения перерастают в индивидуальные формы работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и другое). Одни и те же методы воспитания и развития детей дошкольного возраста не являются шаблоном для деятельности всей группы. Здесь требуется особый индивидуальный подход к каждому конкретному ребенку, а так же корректная подсказка родителям, где, могла быть допущена их педагогическая ошибка. При таких методах работы родители становятся более открытыми для общения с педагогом.
Таким образом, семейное воспитание – ключевая составляющая систематического, целенаправленного воздействия на ребенка со стороны взрослых членов семьи и семейного уклада. Взаимодействие семьи и дошкольной организации достигаемо при условии их обоюдной согласованности, активности, единства целей и задач в воспитании ребенка.
Список использованной литературы:
1. Арнаутова, Е. П. Опрос как метод изучения семейного воспитания дошкольников (специалистам структурных подразделений ДОУ) : в 2-х ч. / Е. П. Арнаутова. – 2007. – 155 с.
2. Дуброва, В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи : учеб. пособие / В. П. Дуброва [Электронный ресурс] // URL : https://www.studfiles.ru/preview/2415910/page :4/.
3. Зверева, О. Л. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : Айрис-Пресс, 2006. – 128 с.
4. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей : диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 112 с.
5. Наливайко, Н. В. О философском осмыслении образовательного процесса / Н. О. Наливайко // Материалы регионального семинара. – Новосибирск : Наука, 2002. – С. 15–22.
6. Федеральный Закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (с изм. от 05.05.2014 № 84-ФЗ в редакции от 29.12.2012) [Электронный ресурс] // URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.