Анна Чернышенко
Сотрудничество с семьей. Формы совместной образовательной деятельности с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Как показывает практика, взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности логопеда.
Во время реализации рабочей программы используется схема взаимодействия с родителями, предложенная А. А. Петрикевич, В. П. Дубровой. Они делят всю работу с родителями на 5 этапов.
1 этап - моделирование взаимодействия. При этом необходим учета особенностей каждой семьи, т. е. индивидуального подхода. Для анализа данного вопроса предлагается ряд критериев:
Публикация «Сотрудничество с семьей, Формы совместной образовательной деятельности с родителями» размещена в разделах
1) проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях;
2) изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;
3) использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы;
4) изучение запросов, нужд, интересов родителей в соответствии с образовательными потребностями детей с ОВЗ;
5) выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания;
6) изучение мнения родителей о работе ДОУ и взаимодействии с педагогическим коллективом.
2 этап - установление между воспитателями и родителями благоприятных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество.
3 этап - формирование у родителей более полного образа ребенка и правильного его восприятия, включение родителей в образовательное пространство.
Включение родителей в образовательное и коррекционно-развивающее пространство предполагает:
Информационно-просветительское направление, опирающееся на методы организации участия родителей в педагогических семинарах, в тематических родительских собраниях в ДОО, подготовка и предоставление родителям информационных листов, тематические беседы-консультации родителей, беседы-обсуждения данных специальной литературы, совместный с родителями просмотр видеоматериалов о развитии слабовидящих детей с их последующим обсуждением, организация в социальных сетях обмена информацией.
Консультативно-диагностическое направление, включающее методы индивидуального консультирования семьи, методы проведения тематических консультации, разработки тематических информационных листов, моделирования педагогических ситуаций, просмотра видеоматериалов с обсуждением.
Интерактивное дидактико-ориентированное направление предполагает использование методов игрового обучения: используются
• игры, способствующие развитию чувства взаимного доверия;
• игры, ориентированные на развитие объединенного внимания ребенка с ОВЗ и родителя;
• игры, стимулирующие речевое развитие ребенка; игры, стимулирующие и побуждающие ребенка с ОВЗ к подражанию;
• игры, активизирующие слух, обогащающие слуховые впечатления, способствующие развитию у ребенка с ОВЗ слухо-двигательной координации;
• игры на обогащения тактильных ощущений у ребенка с ОВЗ;
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (психокоррекционное сопровождение ребенка, компенсаторно-развивающее сопровождение ребенка с ОВЗ специалистом коррекционного профиля).
4 этап - изучение педагогической позиции родителей и ознакомление с проблемами семьи в воспитании и обучении дошкольника в связи с особенностями его развития и ОВЗ.
В связи с этим происходит конкретизация форм сотрудничества в рамках интеграции познавательного и речевого развития обучающихся (на основе ПрООП дошкольного образования) :
• Ознакомление родителей с основными показателями речевого и познавательного развития детей.
• Индивидуальное обсуждение с родителями результатов обследования познавательно - речевого развития детей при их личной встрече со специалистом.
• Привлечение родителей к проведению работы в семье по расширению кругозора детей посредством чтения по рекомендованным спискам произведений художественной литературы и участия в литературных, математических и др. праздниках.
• Участие родителей в игротеках.
Консультирование родителей связано со спецификой ОВЗ и особых образовательных потребностей детей.
Ориентируясь на детей с ТНР, консультации их родителей, как и другие формы совместной деятельности с семьей, включают:
• организацию преемственности в работе ДОО и семьи по вопросам оздоровления, досуга;
• повышение уровня родительской компетентности;
Родители информируются о влиянии эмоционального общения с ребенком на становление его речи - целесообразно обучать родителей основным приемам по стимулированию довербального, начального вербального развития ребенка. В дальнейшем родители подключаются к совместной образовательной деятельности по развитию понимания речи, включающее формирование умения вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий и некоторых признаков; формирование понимание обобщающего значения слов; подготовка к восприятию диалогической и монологической речи – и переводу ее в активную речь, помогают закрепить сформированные логопедом навыки связной, грамматически и орфоэпически правильно оформленной речи.
5 этап - объединение родителей в группы по интересам, создание семейных гостиных и семейных клубов.