Яна Ивлева
Взаимодействие ДОУ с семьей на примере Семейного клуба «Кроха» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Ивлева Яна Ивановна – педагог-психолог.
МКДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида».
Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка, вхождению в его первые коллективы – семью и группу детского сада, которые создают условия для его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.
Публикация «Взаимодействие ДОУ с семьей на примере Семейного клуба „Кроха“ (из опыта работы)» размещена в разделах
Дошкольное образовательное учреждение – организационно системный механизм с четкими подходами к решению задач воспитательно- образовательного процесса, модель взрослого мира, в котором предстоит жить ребенку. Ребенок в социуме интегрируется путем соблюдения им определенных правил. Получая навыки нравственного воспитания, ребенок становится носителем общественного сознания, полноценной личностью.
Первая школа воспитания растущего человека – это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции развития детей. По моему мнению, одной из таких форм является семейный клуб, основанный на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважения. На протяжении многих лет в нашем детском саду, в клубе «Кроха» существует планомерная работа с родителями, подчиненная главной цели – «Создание единого образовательного пространства для формирования социальных компетенций личности воспитанников МКДОУ», решая при этом приоритетные задачи:
- знакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующие развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного эмоционального климата в семье;
- осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания психически здорового ребенка.
- формировать активную позицию родителей по отношению к процессу воспитания ребенка в единстве с требованиями педагогов и учетом индивидуальных особенностей дошкольника.
Участники образовательных отношений это родители вновь поступающих в детский сад детей, родители детей и воспитатели групп раннего возраста, специалисты МКДОУ, старшая медсестра.
Работа в родительском клубе проходит в три этапа:
Подготовительный этап (август – сентябрь) – составление списка участников клуба, опрос - диагностика родителей на предмет социального заказа; составление плана мероприятий, подготовка к их проведению; обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба.
Основной этап (октябрь - апрель) – в ходе реализации этого этапа в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей.
Завершающий этап (май) – подводятся результаты работы клуба.
В ходе реализации работы клуба используются традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия :
- информационно-наглядные (материалы на стендах, рекомендации, брошюры и буклеты, выставки детских работ, фотовыставки о работе ДОУ, информационные проспекты, дни открытых дверей, просмотры занятий, режимных моментов)
- индивидуальные (беседы, консультации)
- коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические консультации)
- познавательные (семинар – практикум, педагогическая гостиная)
- информационно – аналитические (анкетирование, опрос, почтовый ящик)
Определяя эффективность работы клуба и для большей оптимизации партнерских отношений и сотрудничества семьи с детским садом, мною был разработан и внедрен в план работы «Кроха», дополнительный курс мероприятий по взаимодействию с родителями «Я - ПАПА!».
В результате практики стала очевидна некомпетентность большинства отцов в психолого-педагогических аспектах, касающихся воспитания и образования детей. Время диктует свои правила, в связи с этим многие современные женщины все меньше времени могут уделять семье и непосредственно воспитанию. Они наравне с мужчинами реализуют себя, делают карьеру. Отцы при этом берут часть домашних обязанностей на себя. В том числе занятия с детьми.
Залогом успеха мужчины как отца, по мнению Н. А. Руецкой, является его причастность к жизни ребенка. Научно доказано, что чем раньше отец вступает в контакт со своим ребенком, тем больше положительных обоюдных эмоций – со стороны отца и малыша, тем активнее понимание отца и ребенка в будущем. Папа для детей не просто родной человек, а образец мужчины, символ мужественности, мужского начала. Отец помогает малышу составить представление о самом себе и об окружающих. Отцу присуща врожденная реакция в направлении заботы о жене и детях и их защиты. Роль папы представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец- олицетворение дисциплины и порядка. Отец- это наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике.
Однако для эффективного выполнения этих функций родителю необходимо заниматься самовоспитанием, пересмотреть свои взгляды на отцовство - успешное отцовство.
Именно поэтому в план работы клуба «Кроха» были включены курс мероприятий «Я-ПАПА» главная цель которых - оптимизация отношений партнерства и сотрудничества с папами воспитанников и их семьей. Задачи решаемые в процессе:
- способствовать активному вовлечению отцов в совместную деятельность в условиях семьи и детского сада;
- осознание своей роли, значения и возможностей в воспитании здорового и успешного ребенка;
- овладение эффективными способами и приемами установления отношений.
Формы взаимодействия с папами воспитанников.
Информационно – аналитические:
- тестирование
- анкетирование
- опрос
Наглядно – информационные:
- сайт ДОУ
- выпуск семейных стенгазет
- день открытых дверей
- фотовыставки
- презентации
Познавательные:
- нетрадиционные родительские собрания
- информационно – практические занятия «Школа для пап»
- экскурсии
- совместная работа по тематическому плану проекта
Досуговые;
- совместные праздники, досуги, развлечения
- совместные спартакиады
- участие отцов в конкурсах и выставках
- долгосрочные акции: «Трудовой десант» - это совместный труд пап и детей в детском саду, который предполагает ремонт групповой мебели, оформление группы к празднику, работа на участке в зависимости от времени года: озеленение, уборка листьев, постройки крепостей и горок из снега. «Школа для пап» - это практикумы и тренинги, на которых папы могут услышать ответы на свои вопросы от квалифицированных работников для успешного развития и воспитания детей и научиться интересным развивающим играм, в которые потом можно реализовать в семье. «Много профессий важных и нужных» предполагает в течение года приглашать пап разных профессий для бесед с ребятами, или организовывать экскурсии к месту работы отцов.
Многолетняя практика убеждает, что “пассивные методы” весьма не эффективны. Дискуссии, ролевые игры, творческие задания помогают понять, насколько важно помимо безусловной любви к ребенку иметь знания.
Прогнозируемые результаты:
- Сформировать доверительные отношения со своими детьми и педагогами детского сада
- Суметь активизировать пап для участия в жизни ребенка и в жизни группы.
- Помочь осознать свою роль в воспитании ребенка.
Этапы реализации
1. Подготовительный. (Изучение научной и методической литературы по теме; анкетирование; составление календарно – тематического плана в рамках проекта; разработка методических материалов для реализации проекта)
2. Основной. (Разработка конспектов мероприятий и их проведение; реализация планов взаимодействия участников проекта)
3. Итоговый. (Анализ проделанной работы)
В ходе подготовительного этапа было проведено анкетирование для определения социальных статусов семей, заинтересованности в участии и совместной деятельности в условиях семьи и детского сада, о существующих знаниях в области воспитания ребенка. Результаты анкетирования показали, что 40% отцов заинтересованы в активном участии и имеют много вопросов, связанных с воспитанием детей. На протяжении годовой работы проекта у отцов сформировались доверительные отношения со своими детьми и педагогами детского сада. И к концу 2015-2016 учебного года по результатам промежуточного опроса и по наблюдению педагогов в данном проекте участвовало 60% отцов, хотя желание проявили только 40. В 2016 -2017 году папы уже начали активное участие в составлении тематического планирования мероприятий, предлагая свои темы и формы проведения. Многие из отцов признавались в своих анкетах, что и не предполагали, на что были способны. Участие в такой деятельности помогло стать им увереннее в своих силах, а самое главное стать самым близким и надежным другом для своего ребенка.
Апробировав такую форму работы, я могу с уверенностью сказать, что достигла предполагаемых результатов:
У родителей (отцов) сформировались доверительные, партнерские отношения со своими детьми и с педагогами детского сада; активизировалась деятельность отцов в жизни ребенка. Многие папы осознали свою роль, значение и возможности в воспитании здорового и успешного ребенка; а участие отцов в мероприятиях, акциях, театрализованных представлениях и т. д., открыли детям любознательных, сильных, умных и творческих отцов.