Егорова Татьяна Анатольевна
Консультация для родителей «Соотношение страха и тревоги»
▼ Скачать + Заказать документы
Страх – одна из фундаментальных эмоций человека – может встречаться в любом возрасте, но чаще всего – в раннем детстве и переходный период (М. Раттер). Их распространенность – у детей связана с относительно легкой расторможенностью пассивно-оборонительного рефлекса, когда внешние, ситуационные воздействия приводят к развитию страха. (В. В. Ковалев и др.).
Публикация «Консультация для родителей „Соотношение страха и тревоги“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
В происхождении страха в детском возрасте играют роль различные факторы, среди которых социальные и, в частности, семейные занимают видное место (М. Раттер, А. И. Захаров, А. М. Прихожан и др., также значительная роль принадлежит «неправильному» воспитанию.
Страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловленный; острый и хронический; инстинктивный и социально-опосредованный; боязнь и тревожность, как состояния, соответствующие страху и тревоге; реальный
(при конкретной угрозе) и воображаемый (на уровне представлений).
Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующий взрослого человека или ребенка обстановке, например при стихийном бедствии, нападении собаки и т. д.
Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его повышенной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.
Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.
Тревога – это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями. Тревога выступает как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь (и благополучие) как свою, так и близких людей.
Между страхом и тревогой имеются различия, отражающие степень опредмечивания такого переживания и временную оценку. Исходя из отличительных признаков определения страха и тревоги будут различны. Страх – реакция на определенную (реальную) опасность. Тревога – переживание неопределенной угрозы преимущественно воображаемого характера, направленное в будущее. Тревога ни к чему не привязана.
Тревогу определяют как состояние беспомощности перед лицом внешней угрозы, а страх – как состояние аффекта, в котором человек ведет себя целенаправленно по отношению к угрозе. Такой взгляд на проблему соотносит тревогу с ситуацией внешней опасности и требует решение вопроса об адекватности и эффективности поведенческой реакции.
Если страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, то тревога – это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы.
Тревога, в отличие от страха, не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, оно может проявиться и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Чувство беспокойства в зависимости от психической структуры личности ребенка, взаимоотношений с родителями и сверстниками может приобретать значение как тревоги, так и страха. Человек, находящийся в состоянии безотчетного, неопределенного беспокойства, ощущает тревогу, а человек, боящийся определенных объектов или мыслей, испытывает страх.
Условно различия между страхом и тревогой можно представить следующим образом: 1)тревога – сигнал опасности, с страх – ответ на нее;
2) тревога – скорее предчувствие, а страх – чувство опасности;
3) тревога обладает в большей степени возбуждающим, а страх – тормозящим воздействием на психику;
4) стимулы тревоги имеют общий, неопределенный и абстрактный характер, страх – более определенный и конкретный, образуя психологически замкнутое пространство;
5) тревога как ожидание опасности проецирована в будущее, страх как воспоминание об опасности имеет своим источником главным образом прошлый травмирующий опыт;
6) несмотря на свою неопределенность, тревога в большей степени рациональный (когнитивный, а страх – эмоциональный, иррациональный феномен;
7) тревога – социально, а страх – инстинктивно обусловленные формы психического реагирования при наличии угрозы.