Альбина Иванова
Открытое интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Сосульки»
Цели: уточнить признаки весны, знания о воде (превращение ее в снег, сосульки, упражнять в красивом изображении на листе.
Планируемые результаты: выражает положительные эмоции (удивление, радость) при прочтении стихотворения «Шаловливые сосульки», «Сосульки» И. Демьянова, умеет поддерживать беседу, принимает активное участие в опытах, интересуется изобразительной детской деятельностью.
Публикация «Открытое интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Сосульки“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сосульки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
Материалы и оборудование: мультимедиа (сосульки – 6 снимков, металлофон, колпачки по количеству детей, посуда с водой, снегом, сосульками, металлические монетки, деревянные брусочки, «микрофон», «видеокамера», ватман, гуашь (ярких цветов).
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А еще мы умеем здороваться по-татарски.
Дети: Иснмсез!
Звучит музыка П. И. Чайковского из сборника «Времена года» (март).
Воспитатель: Пригрело теплое, ласковое солнышко
1 ребё нок: Под самым карнизом,
Над самым оконцем
Забралось в сосульки
Веселое солнце
2 ребё нок: Сверкая
Бегут по сосулькам
Слезинки
И всё же сосульки -
Веселые льдинки!
И. Демьянов.
Воспитатель: Красавица – сосулька переливалась на солнце и плакала. Кап – кап, кап – кап шлёпали капли вниз. Они вспыхивали на солнце красными, жёлтыми и синими огоньками. Казалось, что не холодная вода капает, а летят горячие, солнечные брызги. Воробьи искупались в этих брызгах и радостно затрещали, заголосили.
С каждой капелькой росла внизу лужица талой воды. Капли переполнили лужу и вот уже потёк тоненький весёлый ручеек. Всё вокруг изменилось засияло, засверкало, затрепетало радужными огнями.
Послушайте, как звучат капельки на металлофоне.
3 ребё нок: Играет на металлофоне «Кап – кап – кап».
Звучит румынская народная песенка, обработка Т. Попатенко.
Воспитатель: Наступила весна, всё вокруг оживает, все радуются.
Отчего же плачут сосульки?
Варианты 1. Сосульки не плачут, они тают на солнце.
ответов детей: 2. Солнышко греет, становится тепло, поэтому сосульки тают.
3. Сосульки тают и как будто плачут.
Воспитатель: Давайте вспомним загадки и стихи о сосульках, которые мы выучили.
1. Белая морковка весной растёт.
2. Шаловливые сосульки сели на карниз
Шаловливые сосульки посмотрели вниз.
Посидели. Чем заняться?
Стали каплями кидаться
Целый день идё т трезвон:
Кап – кап, динь – дон!
3. Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою,
Но солнце её припечёт –
Заплачет они и умрёт.
Воспитатель: Ребятки, посмотрите на экран мультимедиа, что там
изображено?
1 слайд.
Дети: Сосульки.
Воспитатель: Какое название можно дать этому снимку?
Дети: Ледяной водопад.
Ледяное царство.
Царство Снежной Королевы.
Водопад сосулек.
Ледяная пещера.
2 слайд.
Воспитатель: В какое время суток сделан этот снимок?
Почему вы так думаете?
Дети: Утром.
Днём, в солнечный день, потому что сосульки сверкают на солнце.
3 слайд.
Воспитатель: А этот снимок когда сделан? Расскажите о нём.
Дети: Этот снимок сделан вечером, на закате.
Сосульки очень красивые – розовые, красные, бордовые.
4 слайд.
Воспитатель: Чем заинтересовал вас этот снимок?
Дети: Маленький котёнок сидит на подоконнике и смотрит на сосульки. Котёнок играет с сосульками.
Котёнок пытается поймать капельки.
Котёнку нравится как капли стучат по окошку.
5 слайд.
Воспитатель: Как вы думаете, на чём висят эти сосульки?
Дети: Сосульки висят на крыше дома.
Сосульки висят на подоконнике.
Воспитатель: А сейчас смотрим на следующий снимок.
6 слайд.
Воспитатель: Теперь вы видите, где висят эти сосульки?
Дети: Сосульки висят на дереве.
Ещё на ветке сидит воробей.
Воробей смотрит на сосульки.
Воспитатель: Чем же его заинтересовали сосульки?
Дети: Они красивые, капли с них капают.
Воробей радуется, он знает, что наступила весна и
скоро будет тепло.
Воспитатель: Для того, чтобы узнать что-то новое о сосульках, необходимо, отправиться в нашу лабораторию чудесных превращений. Наденьте колпачки, теперь мы волшебники и наш девиз:
«Всё увидеть, всё узнать
Научиться наблюдать»
Воспитатель: Какие опыты с водой мы проводили?
Ребё нок: Гуашью (красной, жёлтой, синей) подкрасили воду, разлили воду по формочкам и вынесли на участок.
Воспитатель: Что произошло с водой?
Ребё нок: Вода в формочках замёрзла и превратилась в лёд. Льдинками украсили ёлочку на участке.
Воспитатель: Какие еще сделали украшения?
Ребё нок: В тарелочку положили веточку ели, из красного пластилина скатали шарики, залили водой и вынесли на мороз.
Воспитатель: Что произошло дальше?
Ребё нок: На следующий день мы увидели, что вода замёрзла, превратилась в лёд, а внутри получилась веточка рябины. Мы украсили участок, сделали часы.
Воспитатель: Какой опыт мы проводили со снегом?
Ребё нок: Набрали снег в баночку и принесли в группу.
Воспитатель: Что произошло со снегом и почему?
Дети: Снег растаял, потому что в группе тепло. Снег превратился в воду.
Воспитатель: Сегодня мы продолжим опыты. Вчера мы принесли в группу снег и сосульки. Что произошло со снегом?
Ребё нок: Снег растаял. Сосульки растаяли.
Воспитатель: Во что превратились снег и сосульки? Что тает быстрее?
Ребё нок: Снег и сосульки превратились в воду. Снег растаял быстрее, чем сосульки.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Ребё нок: Снег мягче и тает быстрее. Сосулька твёрдая, поэтому тает медленнее.
Воспитатель: Сосульки были одинаковые?
Ребё нок: Нет. Сосульки были маленькие и большие.
Воспитатель: Какие сосульки растаяли быстрее?
Ребё нок: Маленькие сосульки тают быстрее, чем большие.
Воспитатель: Во что превращаются снег и сосульки?
Ребё нок: Снег и сосульки превращаются в воду.
Воспитатель: Какая вначале вода?
Ребё нок: Вначале вода холодная, а потом теплее.
Воспитатель: Значит, мы теперь знаем, что снег и лёд – это тоже вода.
Снег и сосульки превратились в воду. Такую воду называют – талая. Как вы думаете, почему?
Ребё нок: Потому что слово талая, от слова таять.
Воспитатель: Сейчас мы увидим ещё одно чудесное превращение.
Возьмите кусочки льда и бросьте в воду. Что происходит?
Дети: Лёд плавает на воде, он не тонет.
Воспитатель: Значит лёд легче или тяжелее воды?
Дети: Лёд легче.
Воспитатель: Теперь возьмите монетку. Из чего сделана монета?
Дети: Монета из металла (железа).
Воспитатель: Как вы думаете, монетка будет плавать как лёд или утонет?
Варианты 1. Утонет.
ответов детей: 2. Не утонет.
Воспитатель: Бросьте монетку. Что произошло? Почему? Что легче? Что тяжелее?
Дети: Монета утонула, она тяжелее воды, вода легче железа.
Воспитатель: Значит: 1. Лёд легче воды.
2. Железо тяжелее воды.
Вспомним какой ещё опыт мы проводили?
Варианты 1. С деревом (с матрёшкой).
ответов детей: 2. С железом (с ложкой).
Воспитатель: Что тогда произошло?
Ребё нок: Матрешка из дерева не утонула, плавала на воде. А ложка утонула.
Воспитатель: Какой вывод мы сделали тогда?
Ребё нок: Дерево легче воды, а железо тяжелее воды.
Воспитатель: Дерево не тонет, и лёд не тонет. Какой вывод можно сделать?
Ребё нок: Дерево и лёд легче воды, а вода тяжелее чем дерево и лёд.
Воспитатель: Чем отличается дерево ото льда?
Ребё нок: Лёд состоит из воды он растает, превратится в воду, а дерево нет, потому что дерево не состоит из воды.
Воспитатель: А сейчас мы вновь превратимся в детей. Снимите колпачки.
Динамическая пауза «Дождик» под музыку (с водой – брызгаться).
Воспитатель: Скажите, какое время года сейчас?
Дети: Весна.
Воспитатель: А как будет весна по-татарски?
Дети: Яз.
Воспитатель: А теперь мы весёлые художники, будем рисовать «Весеннее настроение».
Рисование «Весеннее настроение».
Воспитатель: Весеннее настроение, какое оно?
Ребё нок: Весёлое
Радостное
Солнечное
Ласковое
Тёплое
Нежное
Цветущее
Разноцветное
Радужное
Звонкое
Праздничное
Хорошее
Воспитатель: Вот именно такое весеннее настроение мы будем сегодня рисовать.
У нас на столе большое полотно (ватман) и много – много яркой краски. Возьмите по 1 баночке, подходите по одному и выливайте свою краску (гуашь) в одно и то же место, в самую середину.
Краска расплывается, получается яркий рисунок – «весеннее настроение».
Воспитатель: Замечательный рисунок получился, наверное, потому, что рисовали его вы, весёлые художники.
Беседа по рисунку.
Воспитатель: Что у нас получилось?
Дети находят Рисунок похож на весну.
в рисунке Облако.
изображения: Северное сияние.
Сосульки.
Туфелька.
Птица с разноцветными крыльями.
Рисунок похож на радугу.
Воспитатель: Посмотрите, как изменился цвет гуаши, где смешались краски?
Дети: Жёлтый превратился в зелёный, оранжевый.
Воспитатель: Почему это произошло?
Дети: Потому что если, например, смешать белый и красный, получится розовый, как у нас на картине.
Воспитатель: Значит можно сделать вывод: при смешивании двух цветов краски получается другой цвет.
А сейчас поиграем в игру «Справочное бюро».
Воспитатель: Кто хочет быть журналистом, кто оператором?
Настя – журналист, Игнат – оператор.
Настя задаё т вопросы:
1. Что нового ты сегодня узнала?
2. Какой опыт был самый интересный для тебя?
3. Почему говорят «Сосульки плачут»?
4. Как назывался рисунок, который мы сегодня рисовали?
Ангелина – журналист, Тимур – оператор.
Ангелина задаё т вопросы:
1. Что легче - вода или дерево?
2. Почему утонула монетка?
3. Что интересного ты сегодня узнал?
Воспитатель: Ребятки, давайте скажем нашим гостям «Спасибо, до свидания» за то, что они сегодня к нам пришли.
Дети: Спасибо! До свидания!
Воспитатель: А теперь по – татарски.
Дети: Рахмат! Сау булыгыз!