Ирина Веренцова
Состояние проблемы организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
▼ Скачать +Заказ
Игра – вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит именно игре – ведущему виду детской деятельности.
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им детской психологии, учета его возрастных и индивидуальных особенностей детей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Публикация «Состояние проблемы организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа психолога в ДОУ
- Средняя группа
- Темочки
Детская игра – это деятельность ребенка в условной (мнимой, воображаемой) ситуации. Мотив такой деятельности заключен в ней самой, т. е. ребенок играет не ради какого-то внешнего результата, эффекта, а потому, что хочет играть. Как только этот мотив меняется, игра перестает быть игрой [2, с. 80].
Игра возникает из условий жизни ребенка обществе и отражает эти условия. В ней происходит «первичная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает особо знание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым», писал Д. Б. Эльконин [30, с. 55].
С раннего детства окружающие взрослые знакомят ребенка с социальной действительностью, в процессе общения передают ему определенный опыт и знания относительно действий с предметами и взаимоотношений с людьми. Закрепление первого элементарного опыта, отражение первых представлений о мире происходит в игре, что чрезвычайно важно для полноценного развития детей дошкольного возраста.
В трудах Л. С. Выготского игра уже признана ведущей деятельностью, т. е. определяющей развитие ребенка. В какой же момент она появляется и когда становится ведущей деятельностью? Ребенок раннего возраста может что-то познать, только реально пощупав, попробовав, испытав. Действия «в уме» для него еще недоступны, а младший школьник уже способен к ним. Откуда же берется и когда возникает этот «ум», или, выражаясь научным языком, внутренний план деятельности? Он формируется именно в игре и за счет игры! Первоначально развернутые игровые действия заменяются сначала жестом, потом словом, потом начинают осуществляться полностью в уме ребенка (игра-фантазирование) [5, с. 76].
Один из крупнейших ученых-исследователей игры нашего времени, С. Л. Новоселова, дала одновременно и очень образное, и очень точное определение: игра – «это форма практического размышления ребенка об окружающей его действительности», которая является «генетическим прообразом теоретической мысли взрослого». В игре практически, т. е. в действии, становится доступен ребенку целый мир. Дошкольник не может водить машину и тем более космический корабль, в одночасье попасть в джунгли или на северный полюс, и тем более – оказаться в прошлом или будущем. В игре все это возможно [20, с. 90].
Игра имеет непреходящее значение для социального развития ребенка, именно в игре он примеряет на себя ролевое поведение, начинает понимать многие нюансы поведения людей. Учится подчинять свое поведение установленным правилам, это означает, что без полноценной игры у него не сформируется такое важное качество, как произвольность его деятельности.
По словам известного психолога С. Л. Рубинштейна, игра является тем механизмом, который переводит требования взрослого в потребности самого ребенка. Но игра – это не только практическое освоение «будущих», взрослых отношений в результате хорошего проигрывания своей роли. В процессе игровой деятельности происходит построение реального взаимодействия со сверстником: умение договариваться, выслушивать другого, иногда пойти на компромисс, иногда настоять на своем, чтобы игра могла продолжаться, и главное, чтобы она была интересной и увлекательной для всех [22, с. 67].
К сожалению, в настоящее время воспитатели не всегда уделяют игровой деятельности должное внимание, а многие родители просто не знают о развивающем потенциале игры и о ее роли в жизни ребенка дошкольного возраста, нередко отдавая большее предпочтение иностранным языкам, чтению, письму, риторике и даже философии. Действительно, чем больше знает, умеет ребенок, тем в более выгодных условиях он будет по сравнению со своими сверстниками. Однако мы можем учить ребенка сколько угодно и чему угодно, но что из этого будет усвоено?
Игра – мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм, дети учатся доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. Игру не зря называют королевой детства [4, с. 87].
Игра, несмотря на ее казалось бы, простоту – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие функции игры [9, с. 80] :
- Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и др.
- Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение форм общения взрослого с ребенком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
- Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения.
- Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребенка при интенсивном учении, труде.
- Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.
- Функция самовыражения – стремление ребенка реализовать в игре творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал.
- Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые невыполнимы или трудно выполнимы для ребенка в реальной жизни.
Важно помнить, что игра – не формальное занятие, что она, прежде всего, должна доставлять ребенку удовольствие и радость. Воспитатель может заинтересовать его игрой лишь тогда, когда сам эмоционально включен в нее. Проявляя в игре фантазию, педагог создаст благоприятную атмосферу для развития творческой игры детей. В ходе игры он должен стремиться к равноправному партнерству даже с самыми маленькими, обращаться к ним с вопросами, просьбами, предложениями, подстраивать свои действия к действиям ребенка. Взрослый не поучает детей, не делает им замечаний. Наблюдая за игрой, он проявляет интерес к действиям малышей, поощряет их, радуется тому, как они хорошо играют. Доброжелательное внимание и поощрение взрослого стимулируют игровую инициативу детей [8, с. 80].
Для того чтобы сообщество детей четвертого года жизни стало играющим, требуется направленное педагогическое влияние [10, с. 79] :
- оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;
- расширение представлений детей о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом будут отражены в игре;
- поощрение инициативы детей при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
- создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня.
Под руководством взрослого и самостоятельно дети учатся отражать в играх несложные сюжеты, состоящие из последовательных действий. Постепенно игра детей перерастает из сюжетно-отобразительной в сюжетно-ролевую.
По мнению Р. Р. Калининой, сюжетно-ролевые игры помогают детям лучше усвоить назначение и свойства предметов; понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем медвежонка, идем в гости). В таких играх дети свободно выражают свои эмоции и чувства, что в определенной мере позволяет им потом, в реальной жизни, справляться с трудными ситуациями [11, с. 54].
Важно учить детей вступать в игровые диалоги сначала в парной игре с воспитателем, а затем со сверстниками, поощрять проявления доброжелательности в отношении партнеров по игре. Если ребенок испытывает затруднения в общении с другими детьми по ходу игры, воспитатель включает его в игру постепенно: сначала играет с ребенком сам, а затем уже предлагает играть с другими детьми, учитывая при этом симпатии ребенка, его индивидуальные особенности и игровые интересы.
Воспитатель привлекает детей к участию в совместных с ним играх по сюжетам на темы окружающей их реальной жизни (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте, а также по сюжетам литературных произведений (народных и авторских сказок, а также потешек и детских стихов).
Педагог формирует у детей следующие умения : принимать роль в игре; выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью; подбирать атрибуты для роли и недостающий игровой материал; обозначать игровые действия, связанные с ролью, словами; поощряет игровую самостоятельность и инициативу [15, с. 90].
Взрослый поощряет использование предметов-заместителей (палочка – градусник, кубик – мыло, их поиск и применение в самодеятельных детских играх.
Таким образом, ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка-игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способов познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.