Екатерина Смирнова
Составление загадок и метафор по картине «Кошка с котятами» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Составление загадок и метафор по картине "Кошка с котятами"Ушакова
Цель: познакомить детей с моделями составления загадок и метафор; сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор.
Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок:
1. Выбор объекта на картине.
2. Выбор модели загадки.
Публикация «Составление загадок и метафор по картине „Кошка с котятами“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кошка с котятами. Составление рассказа по картине
- Подготовительная группа
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- Темочки
3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами.
4. Выбор наиболее удачных сравнений.
5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: "как", "но не".
Для обучения детей составлению загадок необходимо освоить модели в следующей
последовательности.
1. Совместно с детьми выбирается объект, изображенный на картине. По ходу ответов детей выбираются лучшие сравнения и заносятся в таблицу «Свойства и качества» (графически или текстом):
Какой? Что такое же?
2. Совместно с детьми выбирается объект. Обозначаются его действия. Работа идет по таблице «Действия»:
Что делает? Кто или что делает так же?
3. Выбирается объект и заполняется таблица «Части»:
Какая часть? У какого объекта есть такая часть?
4. В объекте выбирается часть. Определяется количество таких частей с помощью таблицы: «Части и их количество»:
Часть. Сколько? У кого или чего столько же этих частей?
Составление загадки по картине «Кошка с котятами»
«Составление загадки о кошке»
- Давайте составим загадку про какой-нибудь объект на картине. Она может быть о ком-то или о чем-то. Про кого или про что мы можем составить загадку? (н-р, предлагают кошку)
-Будем составлять загадку о кошке. В загадке скажем о внешнем виде кошки, что умеет делать кошка? Давайте посмотрим на картину и скажем какая кошка? (пушистая, полосатая)
- Выбираем «Пушистая». Ставим букву «П»
-Кто еще бывает таким же пушистым (собака, львенок, овечка, мех, вата,пух, одуванчик).
-Выбираем: вата. Ставим букву «В» .
-Что кошка умеет делать? (н-р,царапаться, спать, прыгать, бегать, ластиться, мурлыкать, мяукать, играть).
- Выбираем: царапаться. Ставим букву «Ц»
- кто тоже царапается? (н-р, хомячок, тигр, лев, иголка).
-Выбираем: иголка. Ставим букву «И»
- Что есть у кошки? (н-р, усы, лапки, хвост, уши)
- Выбираем: усы. Ставим букву «У»
- у кого тоже есть усы? (у тигра, собаки)
- Выбираем: тигр. Ставим букву «Т».
Читаем с противопоставлением «НО НЕ»
Схема: П В
Ц И
У Т
Пушистая, но не вата.
Царапается, но не иголка.
С усами, но не тигр.
Кто это? (кошка)
Технология обучения детей составлению метафор
Как известно, метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.
Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор
1. Выбор объекта на картине.
2. Выбор модели метафоры.
3. Подбор характеристик.
4. Выбор наиболее удачных сравнений и включение их в речевую фразу.
Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.
Модели метафор
1. Выделить объект на картине и сравнить его по какому-либо характерному признаку с другим объектом.
Например: «Снежинки кружатся как балерины». Далее обозначить место, где находится объект. Например: «Снежинки падают с неба». Не называя выделенный объект, надо соединить сравнение и место нахождения этого объекта в речевой фразе. Например: «Балерины неба». Вставить в смысловой контекст картины. Например: «Над деревьями кружились балерины неба».
2. Выделить объект на картине и взять его какое-либо свойство.
Например: «Занавеска кружевная». Сравнение переделать из прилагательного в существительное – «кружево». Данное слово должно отражать признак другого объекта. Например: «Кружево зимы». Метафора вставляется в контекст: «Мама повесила на окно кружево зимы».
Вариант №1
-Ребята, давайте составим загадочную фразу про какой-нибудь объект на картине. Она может быть о ком-то или о чем-то. О ком или о чем составим. Предлагаю составить загадочную фразу про объект из неживой природы – о коврике.
- Что вы можете сказать о коврике, какой он? (выбирается специфич. качество – полосатый)
- Выбираем: полосатый. Ставим букву «П»
- А что бывает полосатым? (пешеходный переход, зебра, тельняшка, тигр)
- Выбираем: зебра. Ставим букву «З»
- Где находится зебра? (на пешеходном переходе)
- Выбираем «Пешеходный переход». Ставим «П».
- Читаем загадочную фразу по полученной схеме, добавляя сравнение «КАК».
ПЗ – П
Полосатый как зебра на пешеходном переходе
- Составите предложение с этой загадочной фразой.
Кошка с котятами находились на полосатом как зебра на пешеходном переходе коврике
Советы воспитателям:
-Процесс обучения будет успешным, если воспитатель после составления фраз возвращается к модели и просит детей проговорить правила их составления.
-Буквы в схеме можно заменить зарисовкой или картинками.
-Не обязательно называть детям термин "метафора". Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.
-Работа с загадками и метафорами является пропедевтической этапу составления образных характеристик объектов.
-При совместном составлении загадок окончательный текст читает воспитатель, а дети его повторяют.
-Сочинять загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.
-По окончании работы выразительное чтение загадки.