Синицина Наталья Валерьевна
Составление рассказа по сюжетной картине «Наша семья» в старшей группе
▼ Скачать
Составление рассказа по сюжетной картине «Наша семья» в старшей группе.
Семья! Что может быть теплее, ближе, роднее, дороже для маленького человека? «Дерево держится корнями, а человек семьей».
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
Публикация «Составление рассказа по сюжетной картине „Наша семья“ в старшей группе» размещена в разделах
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Образовательная: обогащать и активизировать словарь детей; помогать дошкольникам точно характеризовать предмет, правильно строить предложения, обучать детей понимать содержание картины, учить детей придумывать события, предшествующие изображенным событиям.
Развивающая: развивать у детей умение составлять рассказ коллективно; развивать зрительское восприятие, внимание, воображение, словесно-логическое мышление.
Воспитательная: воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.
Предварительная работа: беседы о семье и ее членах, рассматривание семейных альбомов, сюжетных картин, чтение рассказов, сюжетно-ролевые и дидактические игры, стихотворений, пословиц, загадок, поговорок о семье.
Оборудование: магнитная доска, сюжетная картина «Наша семья», индивидуальные карточки.
Ход занятия:
Организационный этап, создание положительного настроя на организованную образовательную деятельность
Воспитатель: Собрались все дети в круг,
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
— Как вас ласково называют дома?
— Ребята, сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, что есть у человека, о близких людях, родном доме.
Это наш уютный дом,
Всей семьей мы в нем живем!
В нем тепло, любовь и ласка,
Жизнь похожа в нем на сказку…
Игра «Подбери признаки и действия»
— Мама (какая) — умная, добра, красивая, нарядная, трудолюбивая, заботливая…
— Мама (что делает) — заботится, готовит, помогает, работает, стирает…
— Папа (какой) — сильный, добрый, умный, заботливый, спортивный, надежный…
— Папа (что делает) — работает, заботится, помогает, водит, плавает…
Введение в тему
Воспитатель: У каждого человека должна быть семья, где все заботятся друг о друге и помогают друг другу. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы — самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе.
У каждого на свете
Должны быть папа с мамой –
У тех, кто всех послушней,
И непослушных самых.
У каждого на свете
Должны быть братья, сестры…
Чтоб жизнь была веселой
И от улыбок пестрой.
У каждого на свете,
Детишек, птиц, зверья,
Должны быт те, кто дорог –
Родимая семья!
У каждого на свете
Должны быть папа с мамой,
Подарок самый-самый!
— Сегодня мы поговорим о семье, которая изображена на картине, и составим рассказ о ней.
Беседа по сюжетной картине
— Кто изображен на этой картине?
— Как можно назвать их одним словом?
— Как вы думаете, какое время суток изображено на этой картине? Почему?
— Назовите всех членов семьи.
— Чем они занимались до того, как собрались вместе?
— Чем заняты члены семьи сейчас?
— Какое настроение у взрослых и детей?
— Какая это семья? (большая, дружная, веселая)
— Какое название можно дать этой картине?
Игра «Дополни предложение»
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Дополни предложение». И дополнять будем словом «семья».
У меня дружная … (семья)
Я не смогу жить без своей дружной … (семьи)
Я благодарна своей дружной … (семье)
Я люблю свою дружную … (семью)
Я горжусь своей дружной … (семьей)
Я расскажу вам о своей дружной … (семье)
Составление рассказа
Воспитатель: А теперь, ребята, будем составлять рассказ по картине. Еще раз внимательно рассмотрите картину. И подумайте, с чего вы начнете рассказ.
Ответы детей сравниваются, из них отбирается наиболее подходящий. Воспитатель предлагает начать рассказ с того, что происходило до того, как семья собралась вместе, чем они заняты сейчас, и хорошо ли жить в такой семье. Уточняет, что говорить будут по очереди: один начинает, а другие продолжают и заканчивают. Потом дети придумывают название рассказа («Семья», «Дружная семья», «Все дома»)
Заслушивается один рассказ.
Физкультминутка «Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать: (указательным пальчиком пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я –
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальчики на руке)
Самостоятельное рассказывание
Сначала дети рассказывают по цепочке, потом 2 ребенка рассказывают самостоятельно.
Примерный текст:
Семья
Папа и мама вернулись с работы. По дороге они забрали Ксюшу из детского сада. Максим пришел из школы. Дома их радостно встретили бабушка и дедушка. Они пригласили всех к столу. После вкусного ужина каждый занялся своим любимым делом. Бабушка села в кресло и принялась вязать внучке шарфик. Ксюша села рядом на стульчик и стала читать. Дедушка решил покормить рыбок. Максим с папой стали играть в шахматы. Мама хотела почитать книгу, но заинтересовалась их игрой. Как замечательно жить в такой семье!
Работа по индивидуальным карточкам
Воспитатель хвалит детей за рассказы, убирает картину. Дети переворачивают индивидуальные карточки. Воспитатель читает загадку:
Две матери, две дочери
Да бабушка с внучкой,
А всего их трое.
Задание:
— Покажите на рисунке:
— Где две матери?
— Где две дочери?
— Где бабушка и внучка?
Итог занятия, рефлексия
Воспитатель:
— Что мы сегодня делали на занятии?
— Назовите всех членов семьи, о которой составляли рассказ?
— Кто самый старший в семье?
— А кто самый младший?
— Какая это семья?
Литература:
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа (от 5до 6 лет)
Шорыгина Т. А. Моя семья (Детям о самом важном). Методическое пособие.
Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты.
Стихотворение Натали Симоний «Семья — большое счастье» (из интернет пространства)