Татьяна Мельник
Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Занятие по развитию речи рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
Темочки:
- Грач, грачи. Все о грачах
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
проведено в комбинированной (подготовительной к школе) группе МБДОУ д/с комбинированного вида № 40. Группу посещают 38 детей. Реализация общеобразовательной программы дошкольного образования, основанной на примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» по учебнику С. Комарова «Занятия по изобразитель-ной деятельности в подготовительной группе» занятие №51 осуществляется в образовательной области «развитие речи» различными методами и приемами: беседы о прочитанном, рассматривание иллюстраций, репродукций, решение проблемных ситуаций, разговоры с детьми, игры и игровые упражнения, экскурсии.
Содержание занятия направлено на достижение овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие активной речи детей в различных видах деятельности;
- расширить представление детей о весенней природе;
- продолжать знакомство с репродукциями известных русских художников в частности репродукцией А. Саврасова «Грачи прилетели»
- способствовать воспитанию любви к искусству.
На данном занятии дошкольники продолжают закреплять знания о художественном видении пейзажной картины, обогащать словарный запас. Это занятие формирует важные качества ребё нка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, способность к волевому усилию для достижения цели, т. е. развиваются качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Подбирая материал к этому занятию, я следовала принципу: от простого к сложному. Это правило необходимо соблюдать, чтобы дети не теряли интереса в процессе занятия.
Новизна данной работы заключается в том, что развитие логического мышления, формирование грамматического строя речи, реализуется через использование дидактических игр с использованием интерактивных компьютерных средств обучения.
Средства организации и оптимизации образовательного процесса
- использование музыкальных произведений, как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия.
- использование «Художественного творчества», как средство продуктивных видов деятельности для обогащения содержания.
- работа групповая и индивидуальная, как средство для закрепления материала
- художественное слово, как средство для развивать эстетическое восприятия
- ИКТ - развитие интегративных качеств ребёнка.
Дети заинтересованно общаются со взрослым на предложенную тему. Составляют рассказы по мнемотаблице, слайдам, используя повествовательные и описательные предложения. Могут организовать сверстников для совместной деятельности или включаться в уже существующую деятельность.
Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».
Задачи:
- учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;
- учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;
-развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;
-обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры;
- воспитывать художественный вкус, любовь к природе.
Словарная работа:
художники-иллюстраторы, иллюстрация, пейзаж, шумливые, окраина, голубовато-серое, подтаявший.
Предварительная работа:
- чтение рассказов и стихов о весне - стихотворение Г. Новицкой «Вскрываются почки», сказка С. Михайлова «Лесные хоромы», рассказ С. Иванова «Каким бывает снег» и др.
- беседы - литературная викторина, «К дедушке на ферму», «Зелёная служба Айболита – весенний уход за комнатными растениями»
- экскурсия в детсадовскую картинную галерею.
- специальная подготовка некоторых детей - заучивание стихов, составление рассказов.
Оборудование:
мультивидийное устройство, магнитофон, ноутбук, оригами – грачи, мнемотаблицы, аудиозаписи.
Ход занятия
Воспитатель подзывает детей к себе и загадывает загадку
Воспитатель - Ребята, отгадайте загадку:
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает? (весной)
Воспитатель - Правильно, это весна. А сейчас сядем за столы и составим знакомое стихотворение по мнемотаблицам. Никита составит на компьютере, а Аня прочтёт стихотворение.
Весна
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(А. Плещеев)
Работа по мнемотаблицам (приложение №1)
Взаимопроверка
Воспитатель – Послушайте, Олю. Она расскажет вам о весне.
- После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники - грачи. Над высокими березами разносится радостный гомон.
Воспитатель – Спасибо Олечка. А сейчас мы с вами подвигаемся. Возьмите грача, которого мы сделали на конструировании и слушайте внимательно музыку.
Физкультминутка.
Включается музыка с изменениями такта частей, дети под неё двигаются.
Воспитатель - Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели».
На экране появляется репродукция «Грачи прилетели» (приложение №2, включается лирическая музыка. Дать детям минутку полюбоваться пейзажем.
Воспитатель - Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине? Дети -Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.
Воспитатель - Расскажите о грачах. Что они делают?
Дети - Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые. Смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т. д.
Воспитатель - Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд?
Дети - Здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.
Воспитатель - Какие деревья выбрали грачи?
Дети -Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.
Воспитатель - Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Как вы догадались?
Дети - Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез. Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.
Воспитатель - Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо?
Дети - Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное. Но лучи солнца освещают облака, и, кажется, что вот-вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.
Воспитатель - Какие облака?
Дети - Голубовато-серые, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые и т. д.
Воспитатель - Ребята, расскажите, каким вы видите снег?
Дети - Потемневшим, рыхлым, серым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным, талым.
Воспитатель - Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?
Дети - Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей белоснежной зиме.
Воспитатель - Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»? (Ответы детей). Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ? Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.
Рассказы детей. (приложение №3)
Итог: Ребята, кто справился с сегодняшними заданиями; что для вас показалось трудным? А сейчас возьмите своих грачей и наклейте на берёзу. (приложение №4)Приложение №3
Рассказ 1
На картине Саврасова «Грачи прилетели» можно увидеть, что наступила весна. Снег подтаял, стал потемневшим и рыхлым. На окраину деревни, где стояли старые, но крепкие берёзы, стали прилетать грачи. Они счастливы, что наконец – то вернулись домой. Надо ремонтировать старые гнёзда. И хотя небо ещё голубовато – серое, солнышко то выглянет, то опять спрячется за облака.
Рассказ №2
На краю села жила – была девочка. Наступила весна и она пошла в березовую рощу, набрать веток для растопки. Но когда девочка добралась до березовой рощи, то увидела множество птиц. Они громко кричали, разговаривали на своём грачином языке.
- Привет, сосед – сказал старый ворон.
- Привет – ответили со всех сторон.
- Эй, собери скорее новых веток – скомандовала одна грачиха своему мужу – Надо гнездо ремонтировать.
И грач нехотя спустился на землю за веточкой.
Девочка потихоньку ушла. Не надо тревожить птиц!