Татьяна Мельник
Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Занятие по развитию речи рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
Публикация «Составление описательного рассказа по репродукции картины А, Саврасова „Грачи прилетели“» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
проведено в комбинированной (подготовительной к школе) группе МБДОУ д/с комбинированного вида № 40. Группу посещают 38 детей. Реализация общеобразовательной программы дошкольного образования, основанной на примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» по учебнику С. Комарова «Занятия по изобразитель-ной деятельности в подготовительной группе» занятие №51 осуществляется в образовательной области «развитие речи» различными методами и приемами: беседы о прочитанном, рассматривание иллюстраций, репродукций, решение проблемных ситуаций, разговоры с детьми, игры и игровые упражнения, экскурсии.
Содержание занятия направлено на достижение овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие активной речи детей в различных видах деятельности;
- расширить представление детей о весенней природе;
- продолжать знакомство с репродукциями известных русских художников в частности репродукцией А. Саврасова «Грачи прилетели»
- способствовать воспитанию любви к искусству.
На данном занятии дошкольники продолжают закреплять знания о художественном видении пейзажной картины, обогащать словарный запас. Это занятие формирует важные качества ребё нка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, способность к волевому усилию для достижения цели, т. е. развиваются качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Подбирая материал к этому занятию, я следовала принципу: от простого к сложному. Это правило необходимо соблюдать, чтобы дети не теряли интереса в процессе занятия.
Новизна данной работы заключается в том, что развитие логического мышления, формирование грамматического строя речи, реализуется через использование дидактических игр с использованием интерактивных компьютерных средств обучения.
Средства организации и оптимизации образовательного процесса
- использование музыкальных произведений, как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия.
- использование «Художественного творчества», как средство продуктивных видов деятельности для обогащения содержания.
- работа групповая и индивидуальная, как средство для закрепления материала
- художественное слово, как средство для развивать эстетическое восприятия
- ИКТ - развитие интегративных качеств ребёнка.
Дети заинтересованно общаются со взрослым на предложенную тему. Составляют рассказы по мнемотаблице, слайдам, используя повествовательные и описательные предложения. Могут организовать сверстников для совместной деятельности или включаться в уже существующую деятельность.
Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».
Задачи:
- учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;
- учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;
-развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;
-обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры;
- воспитывать художественный вкус, любовь к природе.
Словарная работа:
художники-иллюстраторы, иллюстрация, пейзаж, шумливые, окраина, голубовато-серое, подтаявший.
Предварительная работа:
- чтение рассказов и стихов о весне - стихотворение Г. Новицкой «Вскрываются почки», сказка С. Михайлова «Лесные хоромы», рассказ С. Иванова «Каким бывает снег» и др.
- беседы - литературная викторина, «К дедушке на ферму», «Зелёная служба Айболита – весенний уход за комнатными растениями»
- экскурсия в детсадовскую картинную галерею.
- специальная подготовка некоторых детей - заучивание стихов, составление рассказов.
Оборудование:
мультивидийное устройство, магнитофон, ноутбук, оригами – грачи, мнемотаблицы, аудиозаписи.
Ход занятия
Воспитатель подзывает детей к себе и загадывает загадку
Воспитатель - Ребята, отгадайте загадку:
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает? (весной)
Воспитатель - Правильно, это весна. А сейчас сядем за столы и составим знакомое стихотворение по мнемотаблицам. Никита составит на компьютере, а Аня прочтёт стихотворение.
Весна
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(А. Плещеев)
Работа по мнемотаблицам (приложение №1)
Взаимопроверка
Воспитатель – Послушайте, Олю. Она расскажет вам о весне.
- После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники - грачи. Над высокими березами разносится радостный гомон.
Воспитатель – Спасибо Олечка. А сейчас мы с вами подвигаемся. Возьмите грача, которого мы сделали на конструировании и слушайте внимательно музыку.
Физкультминутка.
Включается музыка с изменениями такта частей, дети под неё двигаются.
Воспитатель - Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели».
На экране появляется репродукция «Грачи прилетели» (приложение №2, включается лирическая музыка. Дать детям минутку полюбоваться пейзажем.
Воспитатель - Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине? Дети -Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.
Воспитатель - Расскажите о грачах. Что они делают?
Дети - Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые. Смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т. д.
Воспитатель - Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд?
Дети - Здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.
Воспитатель - Какие деревья выбрали грачи?
Дети -Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.
Воспитатель - Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Как вы догадались?
Дети - Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез. Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.
Воспитатель - Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо?
Дети - Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное. Но лучи солнца освещают облака, и, кажется, что вот-вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.
Воспитатель - Какие облака?
Дети - Голубовато-серые, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые и т. д.
Воспитатель - Ребята, расскажите, каким вы видите снег?
Дети - Потемневшим, рыхлым, серым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным, талым.
Воспитатель - Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?
Дети - Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей белоснежной зиме.
Воспитатель - Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»? (Ответы детей). Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ? Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.
Рассказы детей. (приложение №3)
Итог: Ребята, кто справился с сегодняшними заданиями; что для вас показалось трудным? А сейчас возьмите своих грачей и наклейте на берёзу. (приложение №4)Приложение №3
Рассказ 1
На картине Саврасова «Грачи прилетели» можно увидеть, что наступила весна. Снег подтаял, стал потемневшим и рыхлым. На окраину деревни, где стояли старые, но крепкие берёзы, стали прилетать грачи. Они счастливы, что наконец – то вернулись домой. Надо ремонтировать старые гнёзда. И хотя небо ещё голубовато – серое, солнышко то выглянет, то опять спрячется за облака.
Рассказ №2
На краю села жила – была девочка. Наступила весна и она пошла в березовую рощу, набрать веток для растопки. Но когда девочка добралась до березовой рощи, то увидела множество птиц. Они громко кричали, разговаривали на своём грачином языке.
- Привет, сосед – сказал старый ворон.
- Привет – ответили со всех сторон.
- Эй, собери скорее новых веток – скомандовала одна грачиха своему мужу – Надо гнездо ремонтировать.
И грач нехотя спустился на землю за веточкой.
Девочка потихоньку ушла. Не надо тревожить птиц!