Папки-передвижки

Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

Татьяна Мельник
Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Занятие по развитию речи рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

Темочки:

проведено в комбинированной (подготовительной к школе) группе МБДОУ д/с комбинированного вида № 40. Группу посещают 38 детей. Реализация общеобразовательной программы дошкольного образования, основанной на примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» по учебнику С. Комарова «Занятия по изобразитель-ной деятельности в подготовительной группе» занятие №51 осуществляется в образовательной области «развитие речи» различными методами и приемами: беседы о прочитанном, рассматривание иллюстраций, репродукций, решение проблемных ситуаций, разговоры с детьми, игры и игровые упражнения, экскурсии.

Содержание занятия направлено на достижение овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

- развитие активной речи детей в различных видах деятельности;

- расширить представление детей о весенней природе;

- продолжать знакомство с репродукциями известных русских художников в частности репродукцией А. Саврасова «Грачи прилетели»

- способствовать воспитанию любви к искусству.

На данном занятии дошкольники продолжают закреплять знания о художественном видении пейзажной картины, обогащать словарный запас. Это занятие формирует важные качества ребё нка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, способность к волевому усилию для достижения цели, т. е. развиваются качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Подбирая материал к этому занятию, я следовала принципу: от простого к сложному. Это правило необходимо соблюдать, чтобы дети не теряли интереса в процессе занятия.

Новизна данной работы заключается в том, что развитие логического мышления, формирование грамматического строя речи, реализуется через использование дидактических игр с использованием интерактивных компьютерных средств обучения.

Средства организации и оптимизации образовательного процесса

- использование музыкальных произведений, как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия.

- использование «Художественного творчества», как средство продуктивных видов деятельности для обогащения содержания.

- работа групповая и индивидуальная, как средство для закрепления материала

- художественное слово, как средство для развивать эстетическое восприятия

- ИКТ - развитие интегративных качеств ребёнка.

Дети заинтересованно общаются со взрослым на предложенную тему. Составляют рассказы по мнемотаблице, слайдам, используя повествовательные и описательные предложения. Могут организовать сверстников для совместной деятельности или включаться в уже существующую деятельность.

Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Задачи:

- учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;

- учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;

-развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;

-обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры;

- воспитывать художественный вкус, любовь к природе.

Словарная работа:

художники-иллюстраторы, иллюстрация, пейзаж, шумливые, окраина, голубовато-серое, подтаявший.

Предварительная работа:

- чтение рассказов и стихов о весне - стихотворение Г. Новицкой «Вскрываются почки», сказка С. Михайлова «Лесные хоромы», рассказ С. Иванова «Каким бывает снег» и др.

- беседы - литературная викторина, «К дедушке на ферму», «Зелёная служба Айболита – весенний уход за комнатными растениями»

- экскурсия в детсадовскую картинную галерею.

- специальная подготовка некоторых детей - заучивание стихов, составление рассказов.

Оборудование:

мультивидийное устройство, магнитофон, ноутбук, оригами – грачи, мнемотаблицы, аудиозаписи.

Ход занятия

Воспитатель подзывает детей к себе и загадывает загадку

Воспитатель - Ребята, отгадайте загадку:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает? (весной)

Воспитатель - Правильно, это весна. А сейчас сядем за столы и составим знакомое стихотворение по мнемотаблицам. Никита составит на компьютере, а Аня прочтёт стихотворение.

Весна

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

(А. Плещеев)

Работа по мнемотаблицам (приложение №1)

Взаимопроверка

Воспитатель – Послушайте, Олю. Она расскажет вам о весне.

- После долгой зимы просыпается под теплыми солнечными лучами земля. Снег тает, появляются проталинки. Встрепенулись деревья, освобождаясь от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев, коры деревьев, запах теплого весеннего ветерка. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники - грачи. Над высокими березами разносится радостный гомон.

Воспитатель – Спасибо Олечка. А сейчас мы с вами подвигаемся. Возьмите грача, которого мы сделали на конструировании и слушайте внимательно музыку.

Физкультминутка.

Включается музыка с изменениями такта частей, дети под неё двигаются.

Воспитатель - Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К. Саврасов в своей картине «Грачи прилетели».

На экране появляется репродукция «Грачи прилетели» (приложение №2, включается лирическая музыка. Дать детям минутку полюбоваться пейзажем.

Воспитатель - Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине? Дети -Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.

Воспитатель - Расскажите о грачах. Что они делают?

Дети - Поправляют, ремонтируют гнезда; внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые. Смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой. Они рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать и т. д.

Воспитатель - Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд?

Дети - Здесь спокойно, тихо, здесь красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке лес.

Воспитатель - Какие деревья выбрали грачи?

Дети -Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.

Воспитатель - Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Как вы догадались?

Дети - Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез. Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.

Воспитатель - Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо?

Дети - Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное. Но лучи солнца освещают облака, и, кажется, что вот-вот облако растает, и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.

Воспитатель - Какие облака?

Дети - Голубовато-серые, серо-желтые, пушистые, задумчивые, прозрачные, немного хмурые и т. д.

Воспитатель - Ребята, расскажите, каким вы видите снег?

Дети - Потемневшим, рыхлым, серым, холодным, мокрым, подтаявшим, печальным, талым.

Воспитатель - Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

Дети - Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей белоснежной зиме.

Воспитатель - Ребята, вам понравилась картина А. Саврасова «Грачи прилетели»? (Ответы детей). Кто желает по этой замечательной картине сочинить рассказ? Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне и уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.

Рассказы детей. (приложение №3)

Итог: Ребята, кто справился с сегодняшними заданиями; что для вас показалось трудным? А сейчас возьмите своих грачей и наклейте на берёзу. (приложение №4)Приложение №3

Рассказ 1

На картине Саврасова «Грачи прилетели» можно увидеть, что наступила весна. Снег подтаял, стал потемневшим и рыхлым. На окраину деревни, где стояли старые, но крепкие берёзы, стали прилетать грачи. Они счастливы, что наконец – то вернулись домой. Надо ремонтировать старые гнёзда. И хотя небо ещё голубовато – серое, солнышко то выглянет, то опять спрячется за облака.

Рассказ №2

На краю села жила – была девочка. Наступила весна и она пошла в березовую рощу, набрать веток для растопки. Но когда девочка добралась до березовой рощи, то увидела множество птиц. Они громко кричали, разговаривали на своём грачином языке.

- Привет, сосед – сказал старый ворон.

- Привет – ответили со всех сторон.

- Эй, собери скорее новых веток – скомандовала одна грачиха своему мужу – Надо гнездо ремонтировать.

И грач нехотя спустился на землю за веточкой.

Девочка потихоньку ушла. Не надо тревожить птиц!

Публикации по теме:

Конспект НООД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». 1. Программное содержание: 1. Учить детей составлять описательный.

Конспект НОД «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 1. Программное содержание: 1. Учить детей составлять описательный рассказ по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». 2. Дать энциклопедическое.

Конспект НОД в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по картине Л. А. Фаттахова «Сабантуй» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35 «Соловушка» Конспект непосредственной.

Конспект НОД в средней группе. Составление описательного рассказа по картине «Ваня не боится мороза» МБДОУ д/с № 33 «Дельфин» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе. Составление описательного рассказа.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» для детей старшей группы. . Программное содержание: Развивать эмоциональный отклик на весенние проявление природы, эстетические чувства, переживания, умение соотносить.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине» Цель: учить составлять небольшой рассказ (из – 2-3 предложений, отражающий содержание картины, учить подбирать определения к словам «снег»,.

Рассказывание по картине. А. Саврасов «Грачи прилетели». Программное содержание: учить детей понимать содержание картины, связно и последовательно рассказывать содержание картины соблюдая структуру.

Рассматривание и составление описательного рассказа по картине Шишкина «Зима» с использованием карт-схемРассматривание и составление описательного рассказа по картине Шишкина «Зима» с использованием карт-схем НОД: рассматривание и составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима» с использованием карт-схем в группе общеразвивающей.

Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в подготовительной группе. Цель: стимулировать в процессе познавательного общения детскую любознательность, стремление самостоятельно рассуждать. Задачи: 1. Учить.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине «На поляне» Цель. Помогать детям, рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать формировать умение придумывать название.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
Опубликовано: 9 ноября 2015 в 06:59
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мельник (УИ 354685) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД