Юлиана Сочнева
Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Составление рассказа по картине "Лиса с лисятами""
Цель: формировать умение придумывать сюжетный рассказ, соблюдая последовательность событий.
Образовательные задачи:
- формировать умение рассматривать картину
- формировать умение составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у детей знания о жизни диких животных.
- развивать умение грамматически правильно строить предложения
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Составление рассказа по картине „Лиса с лисятами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- обогащать и активизировать словарь
- воспитывать умения слушать, размышлять, высказывать свое мнение.
Материалы: картина "Лиса с лисятами", слайды
Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи:
- мотивировать детей на включение в игровую деятельность
- формировать умение отвечать полным предложением
Дети собираются около воспитателя. Воспитатель загадывает загадку:
Город этот не простой,
Он дремучий и густой. (Лес) (слайд №1 изображение лесной тропинки)
Воспитатель спрашивает детей, ходили ли они в лес.
- Что вам больше всего понравилось в лесу? (ответы детей)
- Сегодня я хочу пригласить вас в лес.
- Хотите?
Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
- формировать умение отвечать полным предложением
- формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя)
- активизировать словарь
- упражнять детей в правильном употреблении родительного падежа (в единственном и множественном числе) названий детенышей животных
- согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже
- Свое путешествие по лесу мы начнем с этой лесной тропинки.
Но сначала давайте вспомним лесные правила.
Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги!
- Ребята, а какие животные живут в лесу? (дикие - лиса, заяц, волк и т. д.)
Игра "Кто у кого?"
Дидактические задачи: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
У медведицы -. (медвежонок, медвежата) (слайд №2 изображение медведицы и медвежат)
У белки -. (бельчонок, бельчата) (слайд №3 изображение белки и бельчат)
У волчицы -. (волчонок, волчата) (слайд №4 изображение волчицы и волчат)
У ежихи -. (ежонок, ежата) (слайд №5 изображение ежихи и ежат)
У зайчихи -. (зайчонок, зайчата) (слайд №6 изображение зайчихи и зайчат)
У лисицы -. (лисенок, лисята) (слайд №7 изображение лисицы и лисят)
- Кто изображен на картине? (лиса и лисята)
- Как можно назвать их семью? (лисья семья)
- Ребята, какими словами можно сказать о лисе? Какая она? ( ответы детей: рыжая, большая, хитрая, ловкая, быстрая и т. д.)
- Какие у лисы ушки, глазки, носик, хвостик? (чуткие ушки, глазки хитрые, зоркие, длинный хвост)
- А как можно сказать про лисят? какие они? (рыженькие, пушистые, маленькие, веселые, ловкие и т. д.)
- А чем питаются лисята? (мелкими животными, которых мама лиса добывает для них)
- Давайте рассмотрим картину. Что делает мама лиса? (лиса лежит на поляне, возле своей норы, присматривает за лисятами, наблюдает, охраняет)
- Сколько лисят у лисицы? (у лисы четыре лисенка)
- Расскажите, что делают лисята. (два лисенка пытаются поймать бабочку, один лисенок хочет догнать мышей, еще один лисенок находится за мамой лисой, он только проснулся и наблюдает за другими)
- Скажите, как здесь оказались мышки? (прибежали сами, принесла лисица)
Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания
- формировать опыт фиксации затруднения под руководством воспитателя
-Ребята, а вы знаете кто пишет рассказы? (писатели)
- Давайте с вами превратимся в писателей и составим рассказ по этой картине. Можно приступать к работе и составить рассказ по картине используя последовательно все структурные части.
Возникает затруднение.
- Смогли составить рассказ? (нет, не смогли)
- Почему не смогли? (потому что не знаем, из каких частей должен состоять рассказ)
- Значит, что нужно сделать? (узнать, из каких частей состоит рассказ)
Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
- фиксировать опыт открытия и эмоционального переживания радости открытия
формировать умение придумывать сюжетный рассказ, соблюдая последовательность событий
- развивать образное мышление, воображение, память
- А что можно сделать, если что-то не знаешь? (спросить у того, кто знает)
Дети обращаются к воспитателю с вопросом : "Из каких частей состоит рассказ?"
Воспитатель:
- У рассказа должно быть начало, середина и конец; эти части "дружат" между собой (модель "Круг", разделенный на три неравные части - зеленую (начало, красную (середина) и синюю (конец).
- Подумайте, что сначала произошло с лисой и лисятами, затем расскажите, что изображено на картине, а затем придумайте, чем все закончилось. Рассказ должен быть обязательно законченным.
В своем рассказе вы можете использовать все слова, которые вы сейчас вспомнили и которыми вы описали лису и лисят.
- Например, начать можно со слов "Жили-были. ", "Однажды теплым днем. ". А закончить каждый может по-своему.
Включение нового знания в систему знаний и умений детей.
Дидактические задачи:
- формировать умение составлять развернутый рассказ по картине
- развивать умение грамматически правильно строить предложения
Заслушиваются рассказы детей.
После каждого рассказа дается оценка за содержательность, использование интересных слов и выражений, отсутствие ошибок. Особое внимание обратить на законченность рассказа.
Осмысление
Дидактические задачи:
- формировать опыт осмысления собственной деятельности, фиксация достижения запланированного результата и условий, позволившие его достичь
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, где мы сегодня с вами были?
- Понравилось ли вам составлять рассказ по картине?
- Что показалось трудным?
- Чей рассказ вам понравился больше? Почему?