Марина Владимировна Хохлова
Конспект занятия «Составление рассказа по картине «Ежи на поляне»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину;
-учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана;
- закреплять умение при составлении рассказа опираться на схему-дорожку;
- воспитывать интерес к составлению рассказа по картине;
- развивать связную речь, учить отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить предложения;
Темочки:
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Ежик. Составление рассказа, рассказывание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
- упражнять в образовании однокоренных слов от существительного ёж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
- развивать внимание, память;
- воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование:
Картина «Ежи», мольберт, указка, схема-дорожка, компьютер, мяч.
Активизация словаря: ежата, ежонок, ежиная, любящая, заботливая.
Ход занятия.
- Ребята, посмотрите, кто в нашей группе наследил? Вы знаете, чьи это следы? Они ведут нас в коробочке. Чтобы узнать, кто прячется в коробочке, надо отгадать загадку:
Он со всех сторон колючий,
На нём иголки просто кучей.
Он похож на маленькую горку.
Ищет он грибы и тащит в норку.
Носик у него курносый, чёрный,
А характер тихий, но упорный.
По траве он бродит без дорожек.
Ты его не бойся, это… ёжик
Рассматривание ежа (воспитатель показывает детям игрушку – ежа)
Воспитатель: посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости.
Расскажите, какой ёжик. (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный)
Что может делать ёжик? (сделать дыхательную гимнастику)
(подберем –синонимы)-
(бегать-двигаться-убегать, спать-отдыхать, есть - кушать-питаться, нюхать- искать, топать-идти-шагать)
Назовите семью ежей. (папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата)
Игра «Найди ежа»
Воспитатель: Ребята, наш ёжик любит прятаться. Он принес нам картинки, давайте попробуем его отыскать.
Где ёжик? (Ёжик спрятался под лист. Ёжик спрятался в траве, в норе под пнем, под грибом)
Посмотрите, какую красивую, яркую картину я вам принесла.
Показ картины «Ежи».
Гимнастика для глаз:
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, вверх и вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Давайте рассмотрим картину.
- Кто нарисован на картине? (ежики).
- Ребята, давайте придумаем название этой картине. (Семья ежей. Ежиная семейка. Мама ежиха и ежата. Ежи на лесной полянке).
Нам нужно составить рассказ по этой картине. Мы с вами будем много говорить, давайте сделаем гимнастику для нашего язычка:
«Ежик»
Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой, левая щека- под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. Так «нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.
Молодцы, давайте еще раз рассмотрим картину и ответьте на вопросы:
1. - какое время года изображено на картине? (лето)
2. - Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, ягоды, насекомые)
3. – Что изображено на этой картине? (как называется место в лесу, где растут ягоды, грибы) (лесная полянка).
4. - Что нарисовано на полянке? (трава, ягоды, жук, улитка, мох).
5. – Кто пришел на лесную полянку? (ежи)
6. - Сколько их (четверо). (Мама - ежиха и трое ежат).
7. - Какая мама ежиха? (большая, колючая, заботливая, внимательная, охраняет своих малышей).
8. -Как вы думаете, зачем мама ежиха привела ежат на полянку? (найти пищу, погулять, побегать, порезвиться).
9. - Какие ежата? (маленькие, хорошенькие, забавные, шустрые).
10. - Что делают ежата на полянке? (гуляют, ищут пищу, увидели жука, один ежонок поймал червяка).
11. - Как вы думаете, нравится ежатам на лесной полянке? Почему? (да).
- Давайте с вами немножко отдохнем, вставайте в круг:
Физкультминутка:
Ёж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.
Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил,
И к детишкам поспешил.
- Молодцы, ребята, присаживайтесь.
- Послушайте мой рассказ по картине «Ежи» (под музыку)
- Однажды в теплый летний день мама ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку.
Там росли травка и гриб-великан, было много ягод и разных насекомых. Маленькие, колючие, любопытные ежата разбежались по полянке.
Двое ежат увидели жука и удивились, какие длинные у него усы.
Третий ежонок нашел червяка и сразу стал, его есть.
Мама ежиха наблюдает за улиткой. Она большая и заботливая, охраняет от хищников своих ежат.
Ежатам очень нравится гулять на лесной полянке. Это дружная ежиная семья.
- Понравился мой рассказ? (да).
- Ребята, чтобы вам легче было составить рассказ, я приготовила схему-дорожку. Опираясь на нее, вы без труда опишите картину.
- Давайте рассмотрим схему :
1. Сначала нужно сказать какой был денек, и куда мама ежиха привела ежат.
2. Потом расскажите про лесную полянку.
3. Затем расскажите, какие ежата.
4. Теперь нужно рассказать про каждого ежонка, что делают на полянке.
5. Потом расскажите, что делает маму ежих, и какая она.
4. И в конце сказать, понравилось ли ежатам на полянке.
Дети рассказывают рассказ.
Игра «Закончи предложение» (антонимы) игра с мячом.
• медведь большой, а ёж… (маленький)
• Заяц пушистый, а еж … (колючий)
• Ёж спит днем, а охотится … (ночью)
• Белка живет в дупле, а еж … (в норе)
• У лисы лисята, а у ежихи … (ежата)
• Лиса зимой охотится, а еж….(спит)
• У мышки хвост длинный, а у ежа (короткий)
Игра «Кто внимательный»
А сейчас я проверю, какие вы у меня внимательные. Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Постарайтесь запомнить всё, что изображено на ней, затем я её закрою, а вы должны будете ответить на мои вопросы.
1. Сколько всего ежей на картине? (четверо ежей)
2. Какое насекомое нашли ежи? (жука)
3. Какая птичка сидела на ветке? (синичка)
4. За кем наблюдала мама ежиха? (за улиткой)
5. Кого съел ежонок? (червяка)
6. Какого цвета ягоды изображены на картине? (красного)
Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, о чём мы сегодня говорили, что интересное и новое узнали.