Елена Стоцкая
Составление рассказа по картине «Ежи»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине, а по какой картине вы узнаете позже. Но сначала мы проведём разминку на тему "Осень".
• Сильный, порывистый, холодный (ветер);
• Моросящий, холодный, мокрый (дождь);
• Непроглядный, серый, густой (туман);
• Жидкая, чёрная, липкая (грязь);
• Серое, хмурое, облачное (небо);
• Ненастная, пасмурная, дождливая (погода);
• Сухие, жёлтые, шуршащие (листья).
А сейчас слушаем внимательно загадку
Публикация «Составление рассказа по картине „Ежи“» размещена в разделах
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Ежик. Составление рассказа, рассказывание
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Что за ёлочка такая?
Это ёлочка живая -
В серенькой одёжке,
Ходит по дорожке. (Ёж).
Как вы догадались, что это ёж? …
Посмотрите на картину. Кто изображён на картине? (ежиха и ежата).
Как их можно назвать? (ежиная семья).
Где они находятся? Воспитатель обобщает.
Показать предметную картинку ежа. Почему сказано, что ёж – недотрога? (Потому что он весь в иголках, до него нельзя дотронуться, он колючий, можно уколоться, его нельзя взять голыми руками).
Зачем ежу нужны иголки? (Чтобы защищаться от лисы, волка, прятаться от неприятностей).
Чем питается ёж? (Мышами, червячками, жуками, корнями деревьев).
Как вы думаете, как попали ежу на спину яблоко, гриб и груша? (Упали с дерева, кто-то помог положить на спину).
У ёжика лапки маленькие, коротенькие, он сам не может что-то положить на спину.
Рассмотрите внимательно, что нарисовано на этой картине? (Ежи, ежиха с ежатами)
Какое название можно дать этой картине? (Ежи)
Как можно назвать маму ежат? (Ежиха)
А её деток? (Ежата)
Где находятся ежиха и ежата? (В лесу)
А что они тут делают? (Живут, гуляют).
Какое время года на картине? (Лето)
А как вы догадались? (Потому что травка зеленная, ягоды растут, деревья зелёные)
А что делают ежата? (Один ёжик пьёт воду, другой смотрит на лягушку, а третий внимательносмотрит на жука) Что делает ежиха? (Наблюдает за своими ежатами)
Как вы думаете, что они будут делать потом? (Пойдут домой, пойдут в гости)
Дидактическое упражнение “Закончи предложение”.
– Заяц пушистый, а еж … (колючий).
– Еж спит днем, а охотится … (ночью).
– Медведь большой, а еж … (маленький).
– Белка живет в дупле, а еж … (в норе).
– У лисы лисята, а у ежихи … (ежата).
«В осенний день мама ежиха привела свое семейство на лесную полянку, где растут мухоморы – великаны
Что делает ежиха? Что делают вот эти ежата? (тащат червяка в разные стороны).
Вспомните, что ещё едят ежи? (ягоды, грибы, личинок, жуков). (Мама ежиха принюхивается к улитке, пробирается к ней сквозь листву)
Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку? (учит добывать пищу, охотиться).
Если она учит своих ежат охотиться, то, как про неё можно сказать? (умная, заботливая, внимательная).
Как можно сказать о ежатах, которые никак не поделят червяка? (голодные, жадные, прожорливые).
Что делает вот этот ёжик? (свернулся в клубок).
Как вы думаете, почему он это сделал? (испугался жука, спрятался от него).
Как ещё можно сказать? Какой ёжик? (трусливый, боязливый, пугливый, слабый).
Мы с вами внимательно рассмотрели картину и, теперь будем составлять по ней рассказ. Составлять рассказ будем по цепочке : начинает один, продолжает другой, заканчивают третий и четвёртый ребёнок. Чтобы вам было легче рассказывать, используйте план. Давайте каждый пункт плана обозначим картинкой :
1Какое время года изображено на картине?
2 Кто и что изображёно?
3 Где происходит действие?
4Что произошло со всеми ежами? Почему?
5Чем всё закончилось?
Каждый из вас будет рассказывать только по одному пункту плана (воспитатель опрашивает детей, на какой пункт плана будет отвечать каждый из них).
Постарайтесь при составлении рассказа использовать те слова, которые мы использовали при рассматривании картины и постарайтесь рассказать так, чтобы нечего было добавить.
Составление рассказа по картине.
– А теперь вместе составим рассказ по картине. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.
– На лесную полянку вышли … (ежи).
– Это мама … (ежиха, она … (большая).
– А это … (ежата, они … (маленькие).
– На спине у ежей … (колючки – иголки).
– Ежи пришли на полянку … (поохотиться).
– Они нашли … (улитку и жука).
(дети рассказывают, воспитатель и другие дети оценивают у какой "цепочки" рассказ был интересней, аргументируя свой выбор).
Послушайте, ребята мой рассказ :
Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли мухоморы-великаны, лежали опавшие листья.
Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый, убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком. «Очень страшный!» - подумал ежонок и на всякий случай свернулся в клубок.
Ежиха занята своими делами. Она заметила на дереве улитку и подбирается к ней.
Хорошо ежатам на лесной полянке.
В заключение педагог напоминает детям содержание «Тихой сказки» С. Маршака.