Наталья Чулкова
Конспект занятия «Составление рассказа по картине «День Победы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи.
Тема: составление рассказа по картине «День Победы».
А. Митяев «Дедушкин орден» (чтение).
Цели:
- Обобщить представления о празднике Победы.
- Воспитывать основы гражданских чувств.
- Закреплять формирование чувств уважения и благодарности к участникам войны.
- Закреплять умение составлять последовательный рассказ по картине на основе плана, предложенного педагогом.
Публикация «Конспект занятия „Составление рассказа по картине „День Победы“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Упражнять в подборе определений, эпитетов.
Оборудование демонстрационное: картина «День Победы», иллюстрации ордена Победы, других орденов.
Ход занятия.
Напомнить о приближающемся празднике Победы, попросить вспомнить, что ребенок знает о том, как люди чтят память павших героев, показать картину.
Вопросы:
- Как вы думаете, какое событие празднуют люди?
- Почему особенно радостно поздравляют военных?
- Как мы сейчас празднуем День Победы?
- Какие памятные места в нашем городе, связанные с именами героев, вы знаете?
В некоторых городах, в том числе и в Москве, есть улица, названная в честь трижды героя И. Кожедуба, предложить послушать его воспоминания об этом памятном дне:
В этот знаменательный день Москву заливал солнечный свет, на домах алели праздничные флаги. Я шел по улице рядом с теми, кто в тылу и на фронте отстаивал свободу и независимость нашей Родины.
Люди шли тесными рядами, пели, обнимались, поздравляли друг друга: казалось, что все давным-давно знакомы. Военных встречали ликующими возгласами, качали. Я смотрел на взволнованные лица, видел слезы радости на глазах и с трудом сдерживал волнение. Никогда, кажется, не был я так счастлив.
Мои раздумья были неожиданно прерваны. Меня подхватила ликующая толпа. И я полетел вверх под возгласы:
- Качать летчика!
- Ура воинам-освободителям.
Вечерело, а на улицах было многолюдно. Все шли на Красную площадь.
На площади вспыхнули огни праздничной иллюминации. Над Кремлем скрестились широкие яркие полосы прожекторов. Ровно в 10 часов вечера раздались артиллерийские залпы – 30 залпов из тысячи орудий. Москва от имени Родины салютовала в честь Великой Победы.
Уточнить у ребенка, понравился ли ему рассказ И. Кожедуба, что нового узнал из его воспоминаний, попросить сопоставить его рассказ и изображенное на картине и самому составить такой рассказ.
План рассказа :
1. Какое время дня изображено на картине?
2. Что праздновали люди?
3. Как они выражали свою радость?
4. Какие у них лица?
5. Мое отношение к событию?
При анализе обратить внимание на использование определений, эпитетов, фрагментов из воспоминаний И. Кожедуба, включение личных впечатлений, затем прочитать рассказ А. Митяева «Дедушкин орден».
Анатолий Митяев «Дедушкин орден»
Война была давно, но у дедушки есть военные вещи: ремень с медной пряжкой, полевая сумка и котелок.
Это только говорится, что вещи у дедушки. На самом деле ими завладел внук Игорёк. Ремень пришлось наполовину укоротить, и внук подпоясывается им, когда идёт на улицу. В полевой сумке лежат цветные карандаши. Котелок тоже продолжает службу, начатую на войне: внук отказался есть из тарелки, суп ему наливают в котелок, а кашу накладывают в крышку котелка — как настоящему солдату.
У дедушки есть ещё кое-что с войны. Орден у него есть.
Как-то внук и говорит:
— Дедушка, давай я орден буду носить. Всё равно он лежит в шкатулке бесполезно.
Помолчал дедушка, головой покачал, но согласился. Обрадовался Игорёк. Не ждал такого подарка. На всякий случай спросил:
— А тебе не жалко? Если очень жалко, я отдам.
— Нет, не жалко, — ответил дедушка. — Только вот что я думаю: вдруг спросят на улице, за что тебе орден дали? Ты и не знаешь.
— А за что тебе дали? — спросил внук.
— Расскажу, — сказал дедушка. — Меня ранило в руку. А в это время фашистский танк хотел раздавить мою пушку. Но я выстрелил и подбил его.
— Очень простой рассказ, — сказал Игорёк — : Я всё запомнил.
— Вот и хорошо, — вздохнул дедушка. — Иди гуляй.
Вышел Игорёк на улицу. Тут соседка тё тя Оля его спрашивает:
— Это за что же тебе орден дали?
Игорё к отвечает слово в слово:
— Меня ранило в руку. А в это время фашистский танк хотел раздавить мою пушку. Но я выстрелил и подбил его.
— Какой ты герой! — говорит тётя Оля. — Даже раненый стрелял. А в какую руку ранило? В правую или в левую?
— Не знаю, — растерялся Игорёк.
— Ну, это просто узнать, — говорит тётя Оля. — На какой след от пули, ту и ранило. Давай вместе посмотрим.
Ничего на этот раз не ответил Игорёк. Побежал к дедушке — орден отдавать.