Надежда Шевченко
Составление описательного рассказа по картине в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Для формирования у ребенка связной речи необходимо учить его рассказывать истории, простые тексты.
Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Овладение связными формами высказываний – это сложный и длительный процесс, который требует умелого педагогического воздействия и руководства.
Развитие связной речи ребенка осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. Конкретные задачи обучения определены программой и методикой развития речи в рамках реализации ООП и рабочей программ ДОУ.
Публикация «Составление описательного рассказа по картине в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Составление разного вида рассказов – это достаточно трудный для детей род речевой деятельности. Поэтому следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но и в тоже время доступным для детей данного возраста. Необходимо постоянно закреплять приобретаемые детьми речевые умения и навыки, а так же совершенствовать их.
Педагог должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей при рассказывании и на что в первую очередь следует обратить внимание ребенка
Главная задача – научить ребенка правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его ярко, интересно, логически последовательно. В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателям, т. е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Обучая детей рассказыванию, т. е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, взрослый помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения, т. е. педагог совершенствует все стороны речи ребенка:
грамматическую;
фонетическую;
лексическую.
Рассказы ребенка могут быть разнообразными по содержанию:
об игрушках и играх;
о выполняемых трудовых поручениях;
о предметах быта;
о природе;
о взаимоотношениях с другими детьми и т. д.
Важно, помнить, что для поддержания интереса к составлению рассказа, дети говорили о хорошо знакомых предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.
В процессе обучения дети овладевают умениями составлять рассказы различных видов.
Так, рассказы на реалистические темы требуют от ребенка жизненно достоверного, точного изложения фактов. К таким рассказам, которые в методике развития речи принято называть фактическими, относятся рассказы по восприятию, а также по памяти (на темы из личного опыта).
Другую группу составляют творческие рассказы, которые создаются при активной работе воображения.
По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектами для описания служат вещи, игрушки, растения. Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам.
Чаще всего рассказы-описания составляются детьми при опоре на восприятие, т. е. дети описывают то, что видят перед собой. Однако описательный рассказ, может быть, развернут и на материале образов памяти – ребенок припоминает то, что наблюдал раньше, и по воспоминаниям дает описание вещи, игрушки и т. д.
При составлении сюжетных рассказов у детей формируют умение предавать те или иные события, происшествия, приключения во временной последовательности. При этом они на практике осваивают построение рассказа – в простейшей форме передают завязку, развитие действия и его кульминацию, развязку. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица, в него могут входить также элементы описания, рассуждения.
Таким образом, занятия по обучению рассказыванию носят различный характер:
на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия (например, о предметах, игрушках или картинках, которые они видят перед собой);
на других – составляют рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы воображения.
Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков.
Очень важно постоянно уделять внимание формированию построения предложения. Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами с сочинением и подчинением.
Рассказывание по картине.
Требования к картине :
интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.
реалистическое изображение.
картина должна быть высокохудожественной.
доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка).
если рассматривается репродукция живописи, она должна быть оформлена в рамку.
Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине :
составление описательного рассказ по сюжетной картине;
составление описательного рассказа по предметной картине;
придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;
составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин;
составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
творческое рассказывание по сюжетной картине.
Требования к рассказам детей :
точная передача сюжета;
самостоятельность;
образность;
целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий);
наличие связей предложений и частей рассказа;
выразительность;
умение интонировать;
акцентирование наиболее значимых слов;
плавность речи;
фонетическая четкость каждой фразы.