Лидия Катюшина
Составление микро-программы поддержки способного ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Составление микро-программы поддержки способного ребенка с ОВЗ
На современном этапе развития дошкольного образования, каждый воспитанник должен быть принят педагогами, как личность со своей, инди-видуальной траекторией развития. При этом, для того, что бы развитие было успешным, должны быть учтены как проблемы ребенка, так и его сильные стороны. В соответствие с ФГОС ДО, одной из задач работы с дошкольниками, является определение индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника. В то время как, в нашей образовательной организации, уже имеется опыт создания таких маршрутов на способных и одаренных детей, в форме микро-программы поддержки, вопрос определения индивидуального образовательного маршрута для способных детей с ограниченными возможностями здоровья освещен не достаточно, хотя на практике, такие воспитанники встречаются довольно часто. Большую часть из них составляют ребята с нарушениями речи. Мне удавалось отметить у детей с речевыми нарушениями двигательные, креативные и, даже, социальные способности, но, наиболее часто, я сталкиваюсь с проявлением у таких детей способностей художественных. Поэтому практическая часть данной статьи представлена на примере составления микро-программы поддержки ребенка с ОНР, обладающего художественными способностями.
Публикация «Составление микро-программы поддержки способного ребенка с ОВЗ» размещена в разделах
В коррекционной педагогике термин дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. (Зайцев Д. В., Зайцева Н. В.). По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, в число детей с ОВЗ входят дети с тяжелыми речевыми нарушениями, к которым относится общее недоразвитие речи (ОНР).
Из теоретических данных приведенных выше следует, что ребенок с ОВЗ может иметь способности в той или иной области, которые необходимо развивать и поддерживать. Однако дефект речи может способствовать появлению у ребенка определенных проблем связанных с общением, которые необходимо выявить и решить, опираясь при этом на интересы и способности ребенка.
Исходя из основ психологии (Сорокун П. А., способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности личности, которые дают возможность человеку успешно приобретать опыт и продуктивно выполнять какую-либо деятельность.
С целью создания условий способствующих позитивной социализации и гармоничному развитию ребенка с ОВЗ, а так же осуществления благоприятных условий для его творческой самореализации, на основе материалов Свирской Л. В. и Руменской Л. А., была составлена микро-программа поддержки, которая рассматривается автором как персональный путь реализации личностного потенциала ребенка воспитанника в образовании, построенный на основе сильных сторон его личности.
При написании микро-программы, на основе педагогических наблюдений, был составлен подробный портрет ребенка. Для этого использовались различные виды педагогических наблюдений. Это наблюдения различные по длительности: в какой-либо игре, режимном моменте, или дневная «хроника», как спонтанные, где воспитатель отмечает интересующие его проявления в любое время дня, так и специально организованные наблюдения, где он создает ситуацию и наблюдает за поведением воспитанника. В ходе наблюдения установлено проявление у ребенка художественных способностей, а так же выявлена проблема: девочка очень робка в общении со взрослыми - стесняется, зажимается, уходит от бесед или ограничивается односложными ответами «да» и «нет». Результаты наблюдений подкрепляли другие методы сбора информации:
- анализ данных «Журнала динамики развития»: стабильно высокие показатель по деятельностной, информационной и здоровьесберегающей компетентностям и, сравнительно, низкие по коммуникативной и социальной;
- результаты педагогической диагностики и анализ продуктов деятельности подтверждает наличие у ребенка художественных способностей;
- данные, полученные из бесед с родителями показывают, что в семье, так же замечают повышенный интерес к художественному творчеству и отмечают наличие проблемы в речевом общении со взрослыми.
На основе данной информации бала составлена микро-программа,
где основными направлениями работы стали:
- образовательное взаимодействие в детском саду;
- взаимодействие со специалистами: логопедом, психологом;
- образовательное взаимодействие в семье;
- дополнительное образование.
Среди эффективных методов и приемов в работе по реализации данной микропрограммы следует отметить:
- Детский мастер-класс, как привлечение личного опыта ребенка (в данном случае полученного в процессе дополнительного образования) для передачи взрослым и сверстникам. Ведение мастер-классов способствует развитию у проводящих их детей таких качеств, как самостоятельность, уверенность в своих силах, ответственность, происходит совершенствование памяти, речи, умения выражать свои мысли, обогащается социальный опыт: опыт общения со взрослыми и сверстниками, опыт договариваться, подчинять свои желания общему делу;
- Педагогический прием «Почтовый ящик». Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу, в реализации индивидуальных маршрутов, помогает приём «Почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания;
- Ситуации успеха. Для позитивной социализации ребенку очень важно почувствовать себя успешным, поэтому, если у него возникают трудности стоит предложить ему задания, с которыми он заведомо сможет справиться и обязательно заметить и одобрить его успех. Это поможет ему преодолеть робость, стеснительность, обрести уверенность в себе. Однако наш дошкольник живет в реальном мире и, чтобы не помещать его в искусственные «парниковые» условия, ни в коем случае нельзя делать это постоянно.
Работа по реализации данной микро-программы, ведется с сентября 2016г. Одновременно воспитатели отслеживают результаты работы, и, при необходимости, вносят изменения и дополнения. По истечении 3 месяцев работы педагогические наблюдения позволяют отметить, что воспитанница преодолевает стеснение, проявляет интерес и, иногда, инициирует общение со взрослыми. Художественные способности девочки успешно развиваются.