Светлана Виноградова
Проектирование и реализация адаптированной программы для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Проектирование и реализация адаптированной программы для детей с ОВЗ
Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование.
Введение инклюзивного образования становится на сегодняшний день все более актуальным. За последние годы количество детей с проблемами здоровья только увеличивается.
Публикация «Проектирование и реализация адаптированной программы для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Адаптация. Проекты
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию и обучению.
В нашем детском саду тоже есть такой ребенок. Это Адамова Жайна, воспитанница подготовительной группы. Эта девочка с синдромом Дауна.
Большинство людей незнакомы с понятием синдром Дауна, но для всех очевидно: этот ребенок - не такой, как другие дети. Он по-другому мыслит, развивается, общается. Жизнь такого ребенка необычна. Легко предположить, что она полна трудностей, проблем, тяжелых переживаний.
В соответствие с ФГОС дошкольного образования дети с синдромом Дауна на равных правах прибывают в группе с обычными детьми. Эта девочка посещает наш детский сад уже 5 лет.
Комплексное обследование показало, что девочка пассивна, интерес к обучению снижен, в контакт со сверстниками и взрослыми вступает настороженно, проявляет тревожность.
Речевая моторика - не развита, движения замедленные, не может удерживать положения органов артикуляции. Нарушена координация движений языка и губ.
Устная речь – не внятная, малопонятная окружающим.
Внимание неустойчивое, рассеянное,
Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
Снижена познавательная активность,
Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
Трудности в понимании инструкций;
При проведении диагностики было выявлено то, над чем нужно кропотливо и долго работать.
Прежде чем приступить к коррекционной работе, в начале учебного года, мною была разработана адаптированная программа коррекционной работы для детей с ОВЗ. Программа разработана в рамках дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
С учетом индивидуальных особенностей девочки, был составлен план и определен индивидуальный маршрут развития, где прописаны методы и приемы, по которым нужно работать.
Цель:
Создание условий для личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей с ОВЗ.
Задачи:
1. Подготовка артикуляционного аппарата к звукопостановке;
2. Развитие понимания речи, накопление пассивного и активного словаря.
3. Развитие общей и мелкой моторики;
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы :
1. развитие понимания речи,
2. обогащение пассивного словаря,
3. эмоциональная окраска речи,
4. развитие мелкой моторики,
5. координация движений и слов,
6. позитивное отношение к окружающим.
Для реализации личностно – ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно – логопедического воздействия, используется такая форма работы, как индивидуальные занятия.
Количество занятий состоит из двух индивидуальных в неделю (по 25 – 30 мин). Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.
В занятиях с детьми с ОВЗ есть одна особенность. Это, когда используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.
В случае с Жайной это ее умение работать руками, а не языком.
Добиться положительных результатов в логопедической работе позволяют:
• тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
• оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
• компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
• использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
• использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т. д.
Пребывание в детском саду и посещение логопедических занятий положительно повлияло на Жайну. Она стала более коммуникабельна, слышит и реагирует на обращенную к ней речь. В коррекционной работе тоже есть свои хоть и небольшие, но победы и достижения. Девочка очень любит рассматривать картинки, собирать различные мозаики и пирамидки.
Благодаря массажному мячику Су- Джок у Жайны стала более развита мелкая моторика пальчиков. Она с удовольствием рисует, держит кисточку и карандаш, выполняет различные игровые упражнения с прищепками.
Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги — это и есть пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения.
Конечно, инклюзивное образование новое и перспективное направление. Но успех зависит от комплексной работы всех специалистов.