Ирина Матвеева
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 8 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанницы
подготовительной группы
ФИ ребенка
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья
Разработала:
Матвеева Ирина Николаевна – воспитатель
I. Общие сведения
Ф. И. ребенка :
Дата рождения:
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Адрес:
Дата поступления в ГБДОУ:
Заключение и рекомендации ПМПК: Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Общие задачи на период реализации ИОМ: Создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков познавательной и физической деятельности.
Режим пребывания ребенка в ОУ :Режим полного дня 5 дней в неделю.
Взаимодействие специалистов ОУ:Создание личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе.
Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создать единое коррекционно-образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду.
Соматическое состояние: Группа здоровья – III.
Группа физических занятий – специальная.
Рекомендации офтальмолога:Соблюдение режима зрительных нагрузок.
Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления.
Посадка на занятиях: I ряд 1 парта в центре (ближе к демонстрируемому материалу).
Рабочая поверхность горизонтальная.
Противопоказания:Недопустима работа в помещении с низкой освещенностью.
Нельзя работать на слишком близком расстоянии.
Недопустима вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз.
II. Внутренний индивидуальный образовательный маршрут
Направление работы Кол-во занятий Форма проведения Ф. И. О. специалиста
Педагогическая помощь 5 дней в неделю Разнообразные Воспитатели
Оказание комплексной
помощи по подготовке
ребенка к школе, адаптации
в обществе (развитие
познавательной и коммуникативной
сферы) 5 дней в неделю Индивидуальные
Подгрупповые
Групповые Воспитатели
Тренинговые занятия по
подготовке к школе Курсами
1 раз в неделю
Индивидуальные Воспитатели
Музыкальные занятия 2 раза в неделю Групповые Музыкальный руководитель
Физкультурные занятия 2 раза в неделю Групповые Инструктор по физической культуре
Плавание 1 раз в неделю Подгрупповые Инструктор по физической культуре
III. Создание «безбарьерной» среды
Построение комфортной среды Ресурсы для решения
Освещенность
Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света).
Сигнальные опоры, обеспечивающие ориентировку в пространстве и направляющие движение
Разметки
- в спортивном зале
- в бассейне
Маркеры указатели
- на дверях
- на ручках дверей
«Тренажер Базарного»
-упражнения для глаз
Создание сенсорно-обогащенной среды
Сигнальные опоры
Зрительные Звуковые Обонятельные Тактильные
-Натуральные предметы, игрушки-модели для формирования представлений об окружающем мире.
-Контурные и силуэтные изображения для развития зрительного восприятия.
-Звукоориентиры (колокольчики, бубен и др.) для развития ориентировки в большом и малом пространствах.
-Звуковые игрушки, сигналы, аудиозаписи с шумами для развития слухового восприятия, зрительно-слуховой памяти.
-Аудиозаписи со звуками окружающего мира для расширения и обогащения запаса знаний об окружающем мире. - Бытовые запахи, запахи улицы для развития обоняния и обогащение чувственного опыта. - Различные виды поверхностей, тканей, материалов на узнавание свойств и признаков предметов окружающего мира, природный материал для развития осязательно-двигательного восприятия, обогащения чувственного опыта.
Объекты с усиленными признаками - Контрастность и цветонасыщенность раздаточного материала.
- Мягкий черный карандаш.
Специально структурированная информация - Планы, схемы для составления рассказов.
- Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию.
- Таблицы с геометрическими фигурами, основными цветами спектра.
- Таблицы по лексическим темам.
Игровые пособия по развитию зрительных функций и зрительно-моторной координации - Кольцебросы, бадминтон, игры и игрушки для развития глубины пространства.
- Трафареты (тематические, геометрические, линейные).
- Раскраски по лексическим темам.
- Лабиринты для развития глазодвигательных функций.
- Материалы для развития тонкой моторики рук (застежки, шнуровки и др.).
- Предметы для массажа мелкой мускулатуры (мяч-еж, кольцо-еж, валик-еж и др.)
IV. Специальные условия организации педагогического процесса
Направления деятельности Потребности ребенка
Построение образовательного процесса - Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.
- Соблюдение режима зрительных нагрузок.
- Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры).
- В начале занятия по ИЗО-деятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.
Специальная организация рабочего поля и рабочего места ребенка - I ряд 1 парта в центре.
- Посадка ближе к демонстрируемому материалу.
- Рабочая поверхность горизонтальная.
- Размер мебели № 2 в соответствии с ростом.
Специальная организация рабочей позы ребенка - Рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища.
- Постоянный контроль за осанкой.
Индивидуальные ритм и темп деятельности - Не переутомлять глаза при рассматривании.
- Зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении занятия.
Правила взаимодействия с отдельными объектами
- Пособия и материалы мелкого размера, но не меньше 2 см.
- Демонстрируемая наглядность размещается так, чтобы ребенок мог ее рассмотреть, т. е. в хорошо освещенном месте, на уровне глаз ребенка, на контрастном фоне, на достаточном для его восприятия расстоянии.
- Загруженность перцептивного поля 5- 7 объектов;
- Для обследования наглядности предоставлять разное время.
- Больше работать на коленях, на столе, на полу – на горизонтальной поверхности.
Формы работы с родителями Консультирование, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация).
Формы работы с ребенком Групповые, подгрупповые, индивидуальные.
Методы и приемы
работы с ребенком Основные методы - игровой и метод практических действий. Коррекционные приемы: глазные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, психогимнастики, динамические паузы, физкультминутки и т. д.
V. Психолого-педагогическое сопровождение
Блок Задачи Формы реализации Ответственный
Мониторинговые задачи - Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом.
- Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме.
- Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности.
- Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка.
- Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса. Специалисты ПМПК
Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Воспитательные задачи - Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка.
- Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении.
- Воспитание положительных личностных качеств. - Совместная работа специалистов в этом направлении.
- Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем.
Воспитатели
Коррекционно-развивающие задачи - Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка.
- Обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Воспитатели
Образовательные задачи
- Развитие познавательной активности ребенка.
- Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.
- Подготовка ребенка к школьному обучению с учётом индивидуальных особенностей. - Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка. Воспитатели, специалисты ГБДОУ
VI. Освоение образовательной программы : (отражаем ту образовательную область, в которой у ребенка имеются трудности)
Образова-
тельные области Програм-
мы Требования Стандарта к результатам освоения Программы в виде целевых ориентиров: планируемые результаты на текущий период обучения Конкретные задачи для ребенка на период Виды детской деятельности и формы образовательной деятельности Мониторинг - показатели
достижений
Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты
(в том числе на прогулке) Самостоятельная деятельность детей
«Социаль-но-коммуни-кативное развитие»
- Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, доводить до конца начатое дело.
- Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения. - Развивать волевые качества.
- Специальные рассказы воспитателя проблемного характера о выходе из трудных житейских ситуаций.
- Ситуативные разговоры с детьми.
- Обсуждение, решение проблемных ситуаций.
-Театрализованные игры.
- Показ настольного театра.
- Инсценирование.
- Игра-драматизация.
- Игры с правилами.
- Дидактические игры. - Ситуация общения в процессе режимных моментов.
- Создание ситуаций морального выбора.
- Наблюдение на прогулке за взаимоотношениями ребенка с другими детьми.
- Коллективный труд.
- Чтение рассказов социально-нравственного характера.
- Обсуждение после чтения.
- Интегративная деятельность.
- Подвижная игра с текстом. - Сюжетно-ролевая игра.
- Подвижная игра с текстом.
- Хороводные игры.
- Игровое общение.
- Общение со сверстниками.
- Ребенок легко и непринужденно общается с детьми, не имеющими проблем со зрением.
- В свою очередь дети воспринимают его как полноценного здорового ребенка, не имеющего трудностей в общении и в обучении, несмотря на зрительную патологию.