Марина Александровна Лукомская
Проект адаптированной образовательной программы ребенка с ослабленным зрением
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы проекта адаптированной образовательной программы : Ежелева Г. А., Лукомская М. А., воспитатели МАДОУ «Детский сад «Дарование» с. Ташла Ташлинского района.
Опыт разработки адаптированной образовательной программы
в дошкольном образовательном учреждении представлен
методистом кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ
Колисниченко Т. Н.
Сущность опыта
Публикация «Проект адаптированной образовательной программы ребенка с ослабленным зрением» размещена в разделах
Важнейшим условием включения ребенка с особыми образовательными потребностями в среду дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида является специализированное психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной практики. Родители ребенка имеют право на выбор образовательной стратегии для своего ребенка и определение дошкольного образовательного учреждения, в котором ребенок получит оптимальную социализацию и максимально возможное качество развития, реализуется, но в условиях отсутствия психолого-педагогического сопровождения семьи специалистами коррекционного образования, как правило, не ведет к правильному решению. Стратегические направления в образовании ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями разрабатываются специалистами ПМПК.
Тактические задачи психолого-педагогического сопровождения (конкретизация последовательности подключения специалистов, условия ДОУ, подбор коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения адекватных особенностям ребенка и ситуации его включения в среду обычных сверстников) разрабатываются и решаются специалистами дошкольного образовательного учреждения (М. М. Семаго). Особое внимание уделяется разработке индивидуальных программ сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями, посещающего дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида.
Новизна
Организация сопровождения ребенка с ОВЗ актуализирует задачу психолого-педагогического сопровождения всех остальных детей группы, в которую он включен, поскольку права остальных детей на получение образования не должны нарушаться. Инновационная практика включения ребенка с ОВЗ в группу сверстников дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида эффективно реализуется при наличии определенных внешних (система сопровождения развития инклюзивного образования в округе) и внутренних (инклюзивная практика в ДОУ) условий.
Организационные и содержательные аспекты деятельности дошкольного образовательного учреждения определяются комплексом целей, задач и конкретных тактик деятельности специалистов (координатора по инклюзии (ст. воспитатель, педагога-психолога, дефектолога, воспитателей, социального педагога, медицинской сестры). Деятельность каждого специалиста интегрируется в единую картину индивидуального образовательного маршрута ребенка в инклюзивной образовательной вертикали дошкольного образовательного учреждения, составление индивидуальной адаптированной программы является важной его частью.
Главное
«… истинное понимание ценностных, организационных и содержательных аспектов инклюзивного образования, его принципов, задач, логики проведения развивающей и коррекционной работы, четкой согласованности действий всех специалистов по принципу «в нужное время, в нужном месте» (М. М. Семаго).
Доступность
Для создания адаптированной образовательной программы ребенка дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи использован универсальный алгоритм.
Результативность
Социальная, познавательная и творческая активность ребенка с ОВЗ в условиях пребывания в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида.
I. Структура адаптированной образовательной программы представлена :
1. Пояснительная записка:
1) целевой раздел (краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка (выход на обоснование структуры, структура АОП, цель программы, задачи программы);
2) расписание занятий (в том числе занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности (индивидуальные, подгрупповые и групповые);
2. Содержание образовательной деятельности
1) образовательный компонент (содержание образовательных областей (изменения);
2) коррекционный компонент (программы коррекционно-педагогической и психологической направленности (индивидуальная программа логопедической работы, программа индивидуальной работы педагога-психолога, программа индивидуальной работы учителя-дефектолога, олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога и т. п., рекомендации специалистов педагогам, родителям);
3) воспитательный компонент (рекомендации воспитателя для родителей дошкольника);
3. Мониторинг достижений (конкретные результаты реализации программы на уровне динамики показателей развития дошкольника)
4. Заключения и рекомендации (обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации АОП в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-педагогического консилиума в конце года и динамического обследования ребенка на ПМПК).
I. Целевой раздел программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная программа (далее Программа) разработана в связи с необходимостью реализации образовательных потребностей ребенка с ослабленным зрением и общим недоразвитием речи. Сохранность зрения Марии М. составляет 0,15%, медицинский диагноз ребёнка - врождённая миопия высокой степени, рефракционная амблиопия высокой степени обоих глаз. Медицинские рекомендации: охранительный режим зрения, постоянное ношение очков, поливитамины. На основании данного диагноза и медицинских рекомендаций психолого-педагогический консилиум вынес решение о создании адаптированной образовательной программы для Марии М. (5 лет).
Девочка воспитывается в полной многодетной семье, Маша второй ребёнок. Семья социально благополучная. Родители социально адаптированы к современным условиям и владеют культурой воспитания. Семья проживает в собственном частном доме. Характер взаимоотношений в семье доброжелательный, родители и дети относятся друг к другу с уважением. Все дети в семье инвалиды по зрению, поскольку патология врождённая, переданная по отцовской линии. Маша в семье приняла роль «ведомого», так как её старшая сестра имеет ярко выраженные лидерские качества.
В детском саду Мария не испытывает дискомфорта в общении со сверстниками, но немного застенчива со взрослыми, принимает активное участие в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Пытается лидировать в изобразительной и игровой деятельности, однако испытывает затруднения в связи с ориентировкой в пространстве, что приводит к передаче ведущей позиции (как правило, ребенку, оказывающему помощь в организации игры или другого вида деятельности) и принятии на себя позиции «ведомого»; девочка неконфликтна, охотно идёт на контакт.
В образовательной деятельности участвует в процессе актуализации знаний, активность сопряжена с уровнем усвоения знаний и опытом использования их в практической деятельности. Маша охотно следует инструкциям педагога, но нередко требует ее уточнения или повторения для качественного выполнения задания; не теряет интерес к познавательно-исследовательской деятельности, даже если не учтены особенности ее зрительного восприятия. Произвольное внимание преобладает.
Мария испытывает трудности в определении положения предмета в пространстве и в зрительном восприятии (видит только три строки, поэтому необходимо к зрительным анализаторам присовокуплять тактильные и звуковые анализаторы.
Маша понимает суть пространственных отношений (слева, справа и т. д., осуществляет простейшие классификации, сравнивает предметы, подбирает обобщающие слова. Умеет устанавливать причинно-следственные связи, выделяет главное в воспринимаемой информации. Временные представления сформированы, в рамках программного материала, умеет устанавливать последовательность явлений природы. Однако присутствуют некоторые затруднения в определении последовательности дней недели и месяцев года.
У девочки сформированы навыки рисования, лепки, конструирования в рамках образовательной программы. Знает все цвета спектра, имеет представление о форме предметов, однако затрудняется в назывании некоторых геометрических фигур.
Фонематический слух и строй речи сформирован недостаточно, наблюдаются фонологические дефекты (замена звуков л, р – звуком н). В основном в речи использует простые малораспространённые предложения. На вопросы отвечает односложно. Пересказывает произведения и составляет рассказы при помощи взрослого. В диалог со сверстниками вступает охотно, при общении со взрослым присутствует стеснение.
Овладение двигательной деятельностью слегка затруднены. Выполнение таких упражнений как прыжки и спрыгивания, упражнения на координацию и гибкость – не рекомендованы. Скоординированность движений не нарушена, возможности в физическом развитии средние. К необходимым ограничениям в физическом плане обносится спокойно, следует рекомендациям педагога, не нарушает его требований. Маша понимает, что это особенности зрения и рекомендации по физической нагрузке касаются её безопасности и здоровья. Проявляет интерес и потребность в беге и лазании, в играх с мячом, но избегает элемента соревновательности.
В условиях отсутствия специалиста-психолога в штатном расписании детского сада, психологическое сопровождение осуществляется специалистом «Центра социального обслуживания населения» по согласованию с родителями ребёнка.
Логопедическое сопровождение Марии организовано в дошкольном учреждении, так как логопед есть в штатном расписании учреждения. В результате обследования выявлены, что фонетический строй речи сформирован недостаточно, наблюдаются фонологические дефекты (замена звуков л, р – звуком н, фонематический слух развит недостаточно.
Исходя из вышеперечисленных индивидуальных особенностей развития ребенка определена структура программы, основанная на ФГОС и образовательной программе дошкольного образовательного учреждения. Содержательный раздел Программы представлен образовательными областями : речевое развитие и познавательное развитие, которая содержит следующие компоненты:
1. Образовательный компонент – его целью является подготовка ребенка к фронтальным занятиям для активного участия в коллективной образовательной деятельности. Кроме того, образовательная деятельность ребенка организуется в подгруппах (с детьми, проявляющими интерес к деятельности ребенка с ослабленным зрением, с учетом изменения средств реализации содержания образовательной области.
2. Коррекционно-педагогический компонент – определяет работу логопеда с ребёнком-инвалидом и выполнением рекомендаций учителя-логопеда для работы в группе и дома.
3. Воспитательный компонент – воспитание самостоятельности и самоценности в коллективе детей; толерантное отношение детей группы к ребенку с особыми образовательными потребностями, приятие в игровые деятельности по интересам. Рекомендации воспитателя для родителей дошкольника.
Целью Программы является : формирование целостной личности ребенка старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования.
Для достижения вышеуказанной цели необходимы условия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, оказание помощи ребенку в освоении содержания Программы.
Задачи:
1) Развитие зрительного восприятия ребенка в условиях специально организованной образовательной среды, учитывающей возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка с ослабленным зрением и в соответствии с медицинскими рекомендациями;
2) развитие и коррекция речи в условиях специально организованной коммуникативно-насыщенной среды в соответствии с рекомендациями педагога-логопеда нашего детского сада;
3) формирование представлений ребенка об окружающем мире и самом себе в условиях нарушенного зрительного восприятия;
4) воспитание у ребенка осознанного отношения к особенностям собственного здоровья и формирование навыков бережного отношения и учета своих возможностей.
Ожидаемый результат:
1) устойчивый навык последовательного изучения формы объекта, его величины, цвета, пропорций частей; умение описать объект с точки зрения указанных параметров;
2) активное использование в речи синонимов, антонимов, определений, разнообразие глагольных форм. Построение сложных предложений в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
3) устойчивый интерес к объектам и явлениям природы и рукотворному миру, социальным отношениям;
4) сформированы навыки бережного отношения к своему здоровью, понимание своих особенностей и возможностей.