Любовь
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Ядовитые растения Республики Коми» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: Ядовитые растения Республики Коми.
Возраст : старший дошкольный возраст.
Цель: знакомство детей с ядовитыми растениями.
Задачи:
1) Обучающие: познакомить детей с наиболее распространенными ядовитыми растениями Республики Коми, средой их обитания; учить узнавать их по внешнему виду, названию; закрепить с детьми правила поведения в природе;
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром „Ядовитые растения Республики Коми“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа Коми Республики
- Растения. Изучаем мир растений
- Республика Коми
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Ядовитые грибы и растения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2023
2) Развивающие: развивать память, внимание, речь и мышление; осознанное отношение к правилу «нельзя»;
3) Воспитательные: воспитывать цивилизованное отношение к природе.
Материал: ТСО аудиозапись «Вороний глаз» В. Зотов серия рассказов «Лесная азбука» (2 мин. 12 сек, используется вся звукозапись; карта маршрута, картина леса, луга, водоема, дачи, конверты с загадками, иллюстрации растений : ландыш, крушина (волчья ягода, вороний глаз, лютик, кувшинка, болиголов, вех ядовитый (цикута, аконит, наперстянка, папка «Юный натуралист», рисунки – раскраски с ядовитыми растениями, указка.
Ход занятия в прямой речи.
1) Воспитатель: Ребята, что мы представляем, когда говорим о природе?
– Правильно, природа – это растения, деревья, животные, вода, воздух, почва, горы. Это всё, что нас окружает, что не создано руками человека.
– Сегодня мы с вами отправимся в научную экспедицию. Как вы понимаете это слово?
– Правильно, экспедиция – это поездка, поход группы лиц с какой-нибудь специальной целью, специальным заданием.
–Какие слова-синонимы мы можем подобрать, к слову, экспедиция (прогулка, поход, путешествие, поездка?
– Все правильно, молодцы! А узнать, куда мы отправимся, нам поможет загадка:
Они бывают разные: полезные, опасные,
Красивые, пахучие, с листьями, колючие.
Лекарства заменяют и лакомством бывают,
И чаем нас напоят, и даже башенку построят.
Земли они творенья, зовём мы их. (растения).
– И так, мы отправляемся в царство растений. Нашим специальным заданием будет сбор особых растений. Эти особые растения мы будем складывать вот в эту папку – юного натуралиста. А сейчас давайте рассмотрим карту нашего будущего маршрута (разворачивает карту). Вот начало маршрута. Куда ведёт стрелка (в лес? Что ж идём в лес. Выставляется картина леса. Включается запись «голоса леса».
– Вот мы и в лесу. Что же нам здесь искать? Я вижу подсказку.
Вскрывает конверт.
Слушайте загадку:
Цветёт он майскою порой,
Его найдё шь в тени лесной:
На стебельке, как бусы вряд,
Цветы душистые висят (Ландыш).
Дети среди растений леса находят ландыш.
– Слушайте следующую загадку:
Ягоды бешеные. На кусту развешанные,
Зовут к себе, краснеют,
Да взять никто не смеет (Волчья ягода – крушина).
– Как думаете, что же это за ягоды такие бешеные? Как их в народе называют?
– Правильно, волчьи ягоды. Почему волчьи? Наверно, потому что в народе волки издавна были олицетворением коварства, жестокости и зла. Красивые ягоды, но смертельно опасны.
Дети среди растений леса находят крушину (волчьи ягоды).
– Слушайте следующую загадку леса:
Расту в лесу под кустиком
На длинном стебельке.
Кругом четыре листика,
А в самой глубине Чернее ночи – ягода
Да сильный яд во мне (вороний глаз)
Покажите эту странную ягоду, похожую на большую чернику, сидящую посредине четырех листьев, как в центре зеленого креста. На что она похожа?
(бусину, пуговку, на глаз птицы).
– Это растение называется «вороний глаз». Эта ягода-глаз всегда одна растёт.
2) Прослушивание ТСО аудиозаписи «Вороний глаз» В. Зотов серия рассказов «Лесная азбука».
Загадки леса закончились. Куда дальше лежит наш путь? (Рассматривают карту). На луг.
Проводится физкультминутка:
Вместе по лесу идем. Не спешим. Не отстаем.
Вот выходим мы на луг (ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг! (протягиваем руки в стороны)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево (повороты в стороны).
К небу руки протянули,
Позвоночник растянули (потягивание – руки вверх)
Отдохнуть едва успели, поработать захотели.
Выставляется картинка цветущего луга (подходим к мольберту)
– Какое же растение нам нужно найти на лугу? Давайте заглянем в конверт и поищем подсказку.
Достаёт изображение лютика, разрезанное на части. Дети собирают из частей целое, находят такой же цветок.
Воспитатель:
Или вправду верят люди,
Или делают лишь вид,
Говоря, что лютик лютый,
Говоря, что ядовит.
Огорчённо никнет лютик,
Разливая жёлтый свет –
С давних пор поныне люди. Не берут его в букет.
– Что ж, лютик, мы берем тебя с собой. Смотрите, впереди водоём, спешим туда. Выставляется картинка водоёма.
– Посмотрите на эти растения и скажите, какие из них вам знакомы?
– Как оно называется? (кубышка).
– Какие же цветы нужны нам? А вот какие:
Я в саду нашла цветок,
Он похож на башмачок,
Имя у него богини,
Носит он его доныне.
В Красной книге он, друзья.
Значит, рвать его нельзя!
Какой цветок похож на башмачок? Его научное название аконит.
– Вот и подошла к концу наша экспедиция в мир растений. Давайте посмотрим, какие же особые растения мы собирали в нашу папку юного натуралиста.
– Ландыш, крушина или волчьи ягоды, вороний глаз, лютик едкий, кубышки, болиголов, вех ядовитый или цикута, аконит, наперстянка.
– Как вы думаете, почему мы собрали эти растения вместе?
– Даю подсказку. В разговоре о них очень часто упоминается одно слово какое? (ядовитый).
3) Итог занятия.
– Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
– Что можно сказать про растения, которые мы сегодня изучили? (ядовитые растения). Правильно, эти растения содержат вещества смертельно опасные для жизни человека.
– Но это совсем не значит, что мы должны уничтожить эти растения. Вредных растений не существует. То, что вредно и опасно для человека, нередко полезно для некоторых животных. В природе всё целесообразно. Большинство растений, которые мы называем лекарственными, могут быть ядовитыми, если не знать, как их использовать.
Просто мы должны с вами соблюдать простые правила. Давайте подумаем какие.
Правило 1: не торопись срывать и пробовать на вкус незнакомые ягоды.
Правило 2: не торопись срывать и брать в рот незнакомые и знакомые растения (например, лютик, ландыш, кувшинка)
Правило 3: не торопись брать руками незнакомое тебе растение, ведь некоторые из них могут быть ядовитыми, могут уколоть или обжечь (вех ядовитый (цикута, лютик).
Правило 4: во время прогулок нужно наблюдать за растениями, а не рвать их.