Светлана Пенкина
Конспект занятия «Сорняки-наши злейшие враги»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Сорняки - наши злейшие враги
Цели урока:
Обучающие: ознакомить учащихся с основными сорными расте-ниями и мерами борьбы с ними.
Воспитывающие: воспитать дисциплинированность, сознательное отношение к учебе.
Развивающие: развить память, мышление, внимание, речь, разви-вать умение анализировать и делать выводы.
Оборудование: Стенд «Сорняки - наши злейшие враги». Герба-рий и семена сорняков, метровки квадратные, нож, ящики, живые сор-ные растения.
План урока
1. Организационный момент
2. Объяснение нового материала
Публикация «Конспект занятия „Сорняки-наши злейшие враги“» размещена в разделах
3. Закрепление нового материала
4. Задание на дом
5. Итоги урока
Ход урока
1. Организационный момент.
(на доске название темы урока и план занятия)
1. Вред сорных растений.
2. Приспособленность сорняков к условиям жизни.
3. Способы распространения сорняков.
4. Основные группы сорняков и их характеристика.
5. Меры борьбы с сорняками.
6. Определение плотности распространения сорняков.
7. 3адание по определению быстроты прорастания семян сорня-ков.
2. Объяснение нового материала.
- Каждый из вас, ребята, видел на полях сорняки, то есть расте-ния, которые человек не высевает. Они составляют особую группу рас-тений, с которыми люди ведут борьбу.
Какой вред приносят сорные растения сельскому хозяйству?
- Действительно, сорняки «вступают в борьбу» с культурными растениями за пищу, влагу и свет. Например, овсюг берёт из почвы во-ды в полтора раза больше, чем овёс, а лебеда - в два-три раза больше, чем просо, кукуруза.
Многие сорняки имеют очень развитые корни. Корни осота розо-вого проникают в почву на глубину 4-6 метров.
Сорняки теснят культурные растения и затеняют их, отчего стеб-ли культурных растений сильно вытягиваются, становятся тонкими, лег-ко полегают.
- Ребята, видели ли вы сорняки, которые обвивают стебли куль-турных растений?
- Видели. Это вьюнок полевой, он обвивает стебель ржи.
- Такие сорняки, как вьюнок, гречишка вьюнковая, вызывают по-легание хлебов, что затрудняет механизированную уборку урожая. Но есть сорняки - паразиты : они прикрепляются присосками к корням или стеблям растения - хозяина и высасывают из него питательные вещества, в результате чего культурное растение истощается и гибнет. К таким па-разитам относятся повилика и заразиха подсолнечная.
Заразиха подсолнечная паразитирует на корнях подсолнечника, повилика - на стеблях клевера, малины, крыжовника. Многие виды насе-комых сначала поселяются на сорняках и размножаются на них, а затем переходят на культурные растения и повреждают их. На листьях вьюн-ка, лебеды и осота откладывают яйца бабочка озимая совка, её гусеницы перебираются на всходы озимых и сильно повреждают их. На сорняках развивается множество грибов - паразитов (ржавчина, головня, мучни-стая роса, споры, которых вызывают заболевание культурных расте-ний.
Семена некоторых сорняков (кукола, плевела, белены, перема-лываясь вместе с семенами культурных растений в муку, снижают её ка-чество.
Многие сорняки (полынь, дикий чеснок, попадая в корм, ухуд-шают качество молока.
Сорняки очень приспособлены к жизни. Птичья гречишка, ро-машка душистая, подорожник прекрасно растут вдоль дороги, по обо-чинам канавы. Встречаются они и на поле, чаще по его краям.
- А как могли попасть эти растения на поле?
Семена сорняков вместе с почвой, приставшей к колёсам тракто-ра, к обуви людей или к ногам животных, переносятся в разные места, и таким путём могут попасть на поле. Они попадают в почву при посеве плохо очищенных семян культурных растений, со свежим навозом, раз-носятся ветром и животными. Огромное количество семян сорняков при созревании осыпается в почву, а так как не все они прорастают в тот же год, то они накапливаются массами в почве.
Сорняки по своим биологическим свойствам делятся на несколько групп.
Многолетние сорняки : осот розовый, вьюнок полевой, корнеот-прысковые - размножаются главным образом корневой порослью, а также семенами: пырей, хвощ полевой - корневищные сорняки, размно-жаются семенами и корневищами.
Многолетние сорняки - самые злостные и трудноискореняемые засорители полей.
Однолетние сорняки : лебеда, ярутка полевая, пастушья сумка, гречишка вьюнковая - размножаются семенами, очень плодовиты. Одно растение пастушьей сумки даёт до 70000 семян, ромашки пахучей - до 20000. Наряду с большой плодовитостью сорняков, их семена, находясь в почве, многие годы способны сохранять свою всхожесть. Семена щи-рицы могут лежать в почве, не теряя всхожести в течение 40 лет.
Семена сорных растений способны распространяться на очень большие расстояния. Так, семена осота, одуванчика имеют летучку и разносятся ветром на десятки километров. Есть сорняки, которые встре-чаются только в посевах определённых культур. Это сорняки - спутни-ки. Например, спутником озимой ржи являются василёк, костёр ржаной. Семена сорняков - спутников попадают в почву вместе с семенами куль-турных растений при их посеве.
-А кто знает стихотворения и загадки про сорняки?
Один из учащихся рассказывает стихотворение:
Ты красив в венке душистом,
А никак не пахнешь сам,
Свежим венчиком лучистым
Часто нравишься ты нам.
Твой глазок на ножке твёрдой
Затерялся в колосках.
Всё же ты, красавец гордый,
Гость не нужный на полях!
Ты у поля тянешь соки,
Любишь жить за счёт чужой.
И бездельник синеокий
Назван сорною травой.
Другие приводят загадку:
На поле лебеда - не такая уж беда, а коль синец да звонец, то урожаю конец. (Костёр полевой и погремок бескрылый)
- Итак, ребята, мы с вами узнали о большом вреде сорняков. Как же ведут борьбу с ними?
Прежде всего, необходимо сеять семена, очищенные от семян сорняков. Надо обкашивать обочины дорог, проводить прополку, осо-бенно химическими средствами - гербицидами, применять систему обра-ботки почвы, способствующую уничтожению сорняков.
3. Закрепление нового материала.
Для закрепления полученных знаний учащиеся идут на учебно-опытный участок, собирают встречающиеся сорняки, определяют их названия, группу. Учащиеся выполняют практическую работу: опреде-ляют плотность распространения сорняков путём накладывания метро-вок, подсчитывают, сколько сорняков приходится на одно культурное растение.
4. Задание на дом.
Ребята получают задание на дом: поставить опыт по определению быстроты прорастания семян сорняков, находящихся в почве. Цель опыта - показать, что для борьбы с сорняками необходима повторная культивация в течение вегетационного периода.
Для опыта в поле из почвы вырезают ножом кубики со сторонами в 10см. Почву поместить в ящики слоем в 4 – 5см и разровнять. Если поддерживать благоприятные условия - влажность и температуру, семе-на сорняков начнут прорастать. Следует вести учёт проростков. Резуль-таты пересчитывать на квадратный метр и гектар.
5. Итоги урока.
Благодарю за внимание. Урок окончен. До свидания.