МААМ-картинки

Конспект занятия «Сорняки-наши злейшие враги»

Светлана Пенкина
Конспект занятия «Сорняки-наши злейшие враги»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Сорняки - наши злейшие враги

Цели урока:

Обучающие: ознакомить учащихся с основными сорными расте-ниями и мерами борьбы с ними.

Воспитывающие: воспитать дисциплинированность, сознательное отношение к учебе.

Развивающие: развить память, мышление, внимание, речь, разви-вать умение анализировать и делать выводы.

Оборудование: Стенд «Сорняки - наши злейшие враги». Герба-рий и семена сорняков, метровки квадратные, нож, ящики, живые сор-ные растения.

План урока

1. Организационный момент

2. Объяснение нового материала

Публикация «Конспект занятия „Сорняки-наши злейшие враги“» размещена в разделах

3. Закрепление нового материала

4. Задание на дом

5. Итоги урока

Ход урока

1. Организационный момент.

(на доске название темы урока и план занятия)

1. Вред сорных растений.

2. Приспособленность сорняков к условиям жизни.

3. Способы распространения сорняков.

4. Основные группы сорняков и их характеристика.

5. Меры борьбы с сорняками.

6. Определение плотности распространения сорняков.

7. 3адание по определению быстроты прорастания семян сорня-ков.

2. Объяснение нового материала.

- Каждый из вас, ребята, видел на полях сорняки, то есть расте-ния, которые человек не высевает. Они составляют особую группу рас-тений, с которыми люди ведут борьбу.

Какой вред приносят сорные растения сельскому хозяйству?

- Действительно, сорняки «вступают в борьбу» с культурными растениями за пищу, влагу и свет. Например, овсюг берёт из почвы во-ды в полтора раза больше, чем овёс, а лебеда - в два-три раза больше, чем просо, кукуруза.

Многие сорняки имеют очень развитые корни. Корни осота розо-вого проникают в почву на глубину 4-6 метров.

Сорняки теснят культурные растения и затеняют их, отчего стеб-ли культурных растений сильно вытягиваются, становятся тонкими, лег-ко полегают.

- Ребята, видели ли вы сорняки, которые обвивают стебли куль-турных растений?

- Видели. Это вьюнок полевой, он обвивает стебель ржи.

- Такие сорняки, как вьюнок, гречишка вьюнковая, вызывают по-легание хлебов, что затрудняет механизированную уборку урожая. Но есть сорняки - паразиты : они прикрепляются присосками к корням или стеблям растения - хозяина и высасывают из него питательные вещества, в результате чего культурное растение истощается и гибнет. К таким па-разитам относятся повилика и заразиха подсолнечная.

Заразиха подсолнечная паразитирует на корнях подсолнечника, повилика - на стеблях клевера, малины, крыжовника. Многие виды насе-комых сначала поселяются на сорняках и размножаются на них, а затем переходят на культурные растения и повреждают их. На листьях вьюн-ка, лебеды и осота откладывают яйца бабочка озимая совка, её гусеницы перебираются на всходы озимых и сильно повреждают их. На сорняках развивается множество грибов - паразитов (ржавчина, головня, мучни-стая роса, споры, которых вызывают заболевание культурных расте-ний.

Семена некоторых сорняков (кукола, плевела, белены, перема-лываясь вместе с семенами культурных растений в муку, снижают её ка-чество.

Многие сорняки (полынь, дикий чеснок, попадая в корм, ухуд-шают качество молока.

Сорняки очень приспособлены к жизни. Птичья гречишка, ро-машка душистая, подорожник прекрасно растут вдоль дороги, по обо-чинам канавы. Встречаются они и на поле, чаще по его краям.

- А как могли попасть эти растения на поле?

Семена сорняков вместе с почвой, приставшей к колёсам тракто-ра, к обуви людей или к ногам животных, переносятся в разные места, и таким путём могут попасть на поле. Они попадают в почву при посеве плохо очищенных семян культурных растений, со свежим навозом, раз-носятся ветром и животными. Огромное количество семян сорняков при созревании осыпается в почву, а так как не все они прорастают в тот же год, то они накапливаются массами в почве.

Сорняки по своим биологическим свойствам делятся на несколько групп.

Многолетние сорняки : осот розовый, вьюнок полевой, корнеот-прысковые - размножаются главным образом корневой порослью, а также семенами: пырей, хвощ полевой - корневищные сорняки, размно-жаются семенами и корневищами.

Многолетние сорняки - самые злостные и трудноискореняемые засорители полей.

Однолетние сорняки : лебеда, ярутка полевая, пастушья сумка, гречишка вьюнковая - размножаются семенами, очень плодовиты. Одно растение пастушьей сумки даёт до 70000 семян, ромашки пахучей - до 20000. Наряду с большой плодовитостью сорняков, их семена, находясь в почве, многие годы способны сохранять свою всхожесть. Семена щи-рицы могут лежать в почве, не теряя всхожести в течение 40 лет.

Семена сорных растений способны распространяться на очень большие расстояния. Так, семена осота, одуванчика имеют летучку и разносятся ветром на десятки километров. Есть сорняки, которые встре-чаются только в посевах определённых культур. Это сорняки - спутни-ки. Например, спутником озимой ржи являются василёк, костёр ржаной. Семена сорняков - спутников попадают в почву вместе с семенами куль-турных растений при их посеве.

-А кто знает стихотворения и загадки про сорняки?

Один из учащихся рассказывает стихотворение:

Ты красив в венке душистом,

А никак не пахнешь сам,

Свежим венчиком лучистым

Часто нравишься ты нам.

Твой глазок на ножке твёрдой

Затерялся в колосках.

Всё же ты, красавец гордый,

Гость не нужный на полях!

Ты у поля тянешь соки,

Любишь жить за счёт чужой.

И бездельник синеокий

Назван сорною травой.

Другие приводят загадку:

На поле лебеда - не такая уж беда, а коль синец да звонец, то урожаю конец. (Костёр полевой и погремок бескрылый)

- Итак, ребята, мы с вами узнали о большом вреде сорняков. Как же ведут борьбу с ними?

Прежде всего, необходимо сеять семена, очищенные от семян сорняков. Надо обкашивать обочины дорог, проводить прополку, осо-бенно химическими средствами - гербицидами, применять систему обра-ботки почвы, способствующую уничтожению сорняков.

3. Закрепление нового материала.

Для закрепления полученных знаний учащиеся идут на учебно-опытный участок, собирают встречающиеся сорняки, определяют их названия, группу. Учащиеся выполняют практическую работу: опреде-ляют плотность распространения сорняков путём накладывания метро-вок, подсчитывают, сколько сорняков приходится на одно культурное растение.

4. Задание на дом.

Ребята получают задание на дом: поставить опыт по определению быстроты прорастания семян сорняков, находящихся в почве. Цель опыта - показать, что для борьбы с сорняками необходима повторная культивация в течение вегетационного периода.

Для опыта в поле из почвы вырезают ножом кубики со сторонами в 10см. Почву поместить в ящики слоем в 4 – 5см и разровнять. Если поддерживать благоприятные условия - влажность и температуру, семе-на сорняков начнут прорастать. Следует вести учёт проростков. Резуль-таты пересчитывать на квадратный метр и гектар.

5. Итоги урока.

Благодарю за внимание. Урок окончен. До свидания.

Публикации по теме:

Конспект познавательного занятия в средней группе «Микробы-невидимые и опасные враги»Конспект познавательного занятия в средней группе «Микробы-невидимые и опасные враги» Конспект познавательного занятия в средней группе Задачи: 1. Дать детям представление о микробах, о местах их обитания. 2. Развивать интерес.

Наши стенгазетыНаши стенгазеты «Наши стенгазеты от души…» — фотоотчет Предлагаю вашему вниманию наши фотогазеты, которые мы сделали с ребятами, чтобы поздравить наших.

Фотоотчёт о фестивале «Наши общие возможности — наши общие результаты»Фотоотчёт о фестивале «Наши общие возможности — наши общие результаты» 16 января этого года в нашей организации ГБОУ Школа № 1359 прошел районный фестиваль «Наши общие возможности – наши общие результаты»..

Исследовательская работа «Микроорганизмы — друзья или враги?» Я уже знал, что микробы живут в воде, и что они очень маленькие, живые существа. Но хочу узнать больше об их жизни, и какую пользу и вред.

Наши открытки для папНаши открытки для пап Уже совсем скоро главный праздник мужчин - День защитника Отечества. И по сложившейся традиции, мы с ребятами сделали подарок для пап и.

Наши стенгазетыНаши стенгазеты Наши стенгазеты. Стенгазеты очень широко используется в общеобразовательных учреждениях, не исключением является и детские сады. Поздравительные.

Наши выпускники.Наши выпускники. Наши выпускники. «Здравствуйте, дорогие гости! Мы собрались сегодня здесь, в этом зале, чтобы проводить наших любимых ребятишек в школу.

Праздник урожая «Сорняки мы победим!» для старшей группы Ведущая: Здравствуйте, дети и родители! Наступила золотая пора, Осень в гости торопится к нам. И сегодня покажем мы вам, как растили дары.

Ребёнок и компьютер — друзья или враги? Компьютеры вошли в нашу жизнь «всерьёз и надолго». Развитие новых технологий воплотило в явь сюжеты добрых народных сказок, которые в свою.

Участие в проекте «Наши общие возможности — наши общие результаты» (фотоотчёт)Участие в проекте «Наши общие возможности — наши общие результаты» (фотоотчёт) Фестиваль межрайонного совета директоров образовательных организаций ТиНАО «Наши общие возможности – наши общие результаты» © Ссылка на.

Автор публикации:
Конспект занятия «Сорняки-наши злейшие враги»
Опубликовано: 13 марта 2016 в 16:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Сорняки-наши злейшие враги»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пенкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД