Ольга Яворская
Конспект урока по окружающему миру в четвертом классе «Солнце — источник света и тепла»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок №38 Дата :
Тема: Солнце – источник света и тепла.
Цели и задачи: Познакомить с наукой астрономией, дать понятие Солнечной системы
1. Сформировать у учащихся представление о солнце, как единственном источнике тепла и света;
2. Способствовать расширению кругозора, развитию умения анализировать, рассуждать, делать выводы, самостоятельно работать с литературой.
3. Воспитывать доброжелательные отношения при работе в группе, интерес к изучаемому.
ТСО: карточки для проверки домашнего задания
Ход урока:
Психологический настрой.
Публикация «Конспект урока по окружающему миру в четвертом классе „Солнце — источник света и тепла“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
- азір адай саба?
1. Актуализация знаний.
- Когда давным-давно человек посмотрел в небо и увидел звёзды. Видимо-невидимо больших и маленьких звёзд. И все ему загадочно подмигивают. И спросил человек: «А что такое звёзды? Почему так неровно рассыпаны они по небу? Почему день сменяется ночью, а весна летом?» Эти и многие другие вопросы волновали древних людей и продолжают волновать нас с вами. Поэтому сегодня на уроке мы продолжим изучать космос.
- Что же мы называем космосом?
- Сколько планет входит в солнечную систему?
- Что еще входит в Солнечную систему?
Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка №1
1. Земля, луна, Солнце – это ___
2. Ближайшая к земле звезда, огромное раскаленное космическое тело
___
3. Планета в переводе означает ___
4. Отличие планет от звезд___
5. Земля движется ___
Карточка №2
1. Планеты Солнечной системы :
___
___
___
2. Кроме планет в Солнечную систему входят их
___
3. Звездные системы объединяются в ___
4. Галактики образуют ___
5. Единицей измерения расстояния между космическими телами берется
___
Карточка №3
1. Наука о космических телах называется
анатомия
астрология
астрономия
2. Самые распространенные космически тела:
Планеты
Астероиды
звезды
3. Вместе с Землей вокруг Солнца вращаются :
7 планет
9 планет
10 планет
4. Планеты, обращающиеся вокруг Солнца, образуют:
Млечный путь
Космическую систему
Солнечную систему
5. Планета, вокруг которой имеются скопления из мельчайших каменных частиц, образующих кольца.
Плутон
Сатурн
Нептун
6. Место Земли во Вселенной:
2. Постановка темы урока.
А что такое Солнце?
Какое значение оно имеет для планеты?
- С глубокой древности загадочное и далёкое, окутанное покровами тайн, наше дневное светило привлекало внимание учёных. Сегодня мы попытаемся пойти по стопам учёных и ответить на некоторые вопросы, связанные с этим загадочным небесным телом. Тема нашего урока : Солнце-источник тепла и света.
- Запишите в тетрадях дату и тему урока.
3. Работа по теме урока.
- В первую очередь нам необходимо разобраться, что же такое солнце?
- В течение одной минуты составьте в своих тетрадях все ассоциации к слову солнце.
(Учащиеся самостоятельно составляют кластер)
- Поработай те в парах, дополните свои кластеры; сделайте то же самое в группах.
(Дети продолжают работать с кластером, дополняют его в парах и группах)
- Давайте составим общий кластер :
(Учитель на доске записывает ассоциации под диктовку спикеров групп).
- Используя полученный кластер, попытайтесь в группах сформулировать понятие «солнце», формулировку запишите на листе бумаги.
(Учащиеся каждой группы формулируют понятие «Солнце», затем следует представление работ учащимися)
- Давайте, сравним составленные вами формулировки с тем, как раскрывает это понятие БСЭ: Солнце – центральное тело Солнечной системы, представляет собой раскалённый плазменный шар; Солнце – ближайшая к Земле звезда.
- Какие вопросы возникают у вас об этой звезде? Что бы вам хотелось узнать о Солнце?
Работа с текстом.
Ответить на некоторые из этих вопросов вам поможет текст учебника. С. 110-112 Поработайте с ним и отметьте всё новое, что вы узнали.
- Что вы узнали, на какие вопросы вам удалось найти ответ?
-Еще в глубокой древности люди стали поклоняться Солнцу – источнику тепла и света. Потом древние греки обратили внимание на целебное значение солнечных лучей. И только совсем недавно ученые установили, что Солнце оказывает исключительно большое и самое разнообразное влияние на нашу Землю, не только положительное, но и отрицательное.
Первым нашел много подтверждений этому советский ученый А. Л. Чижевский. Ученых разных специальностей увлекли идеи А. Чижевского, и они принялись активно изучать соответствующие статистические данные за большие отрезки времени. И натолкнулись при этом на самые неожиданные открытия.
- Сейчас вам предстоит самим совершить подобные открытия. Одна часть класса докажет нам, что Солнце имеет исключительно положительное влияние на Землю, другая, что солнце наносит вред.
(Работа в группах и выступление спикеров)
Примерные аргументы учащихся «в пользу» Солнца.
1. Солнце даёт тепло и свет, благодаря чему на Земле есть жизнь.
2. Благодаря Солнцу происходит смена времён года, смена дня и ночи.
3. Солнечные лучи дают энергию
Примерные аргументы учащихся «против» Солнца.
1. Солнечные лучи убивают живое в пустынных районах. Из-за их действия бывает засуха, пересыхают реки, что приводит к гибели растений и животных.
2. Солнечная активность приводит к ухудшению самочувствия людей.
3. Солнечные лучи растапливают льды на севере, из-за чего случаются наводнения.
4. Загар, который люди получают на солнце, вреден для здоровья.
- Какой вывод мы можем сделать из сказанного?
(Солнце может быть и полезным, и вредным для человека, но без него нам обойтись нельзя)
4. Итог
- Понравился ли вам урок?
- Что на уроке для вас было интересным? Важным?
- Что бы вы ещё хотели узнать?
5. Домашнее задание.
С. 110-112 пересказ
Карточка №1
1. Земля, луна, Солнце – это ___
2. Ближайшая к земле звезда, огромное раскаленное космическое тело
___
3. Планета в переводе означает ___
4. Отличие планет от звезд___
5. Земля движется ___
Карточка №2
1. Планеты Солнечной системы :
___
___
___
2. Кроме планет в Солнечную систему входят их
___
3. Звездные системы объединяются в ___
4. Галактики образуют ___
5. Единицей измерения расстояния между космическими телами берется
___
Карточка №3
1. Наука о космических телах называется
анатомия
астрология
астрономия
2. Самые распространенные космически тела:
Планеты
Астероиды
звезды
3. Вместе с Землей вокруг Солнца вращаются :
7 планет
9 планет
10 планет
4. Планеты, обращающиеся вокруг Солнца, образуют:
Млечный путь
Космическую систему
Солнечную систему
5. Планета, вокруг которой имеются скопления из мельчайших каменных частиц, образующих кольца.
Плутон
Сатурн
Нептун
6. Место Земли во Вселенной: