НАДЕЖДА РОДИНA
Сохранение здоровья детей как условие личностного развития. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Институт возрастной физиологии Российской академии образования в Москве был создан в 1944 году: первый нарком здравоохранения Н. А. Семашко, создатель советской системы здравоохранения, считал «научное обеспечение охраны здоровья детей во время обучения» настолько важным, что не стал дожидаться окончания войны. Возглавляет его физиолог, доктор биологических наук Марьяна Безруких. Она пишет:
Публикация «Сохранение здоровья детей как условие личностного развития, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«До 1989 года реальные цифры состояния здоровья детей никогда нигде не публиковались. В наших научных монографиях все ограничивалось сравнениями: «увеличилось на 20%», «улучшилось на 13%». Только в 1989 году были введены в широкий доступ реальные цифры состояния здоровья детей. Они многих удивили: было представление, что с чем-с чем, а со здоровьем детей у нас все благополучно».
Считается, что детский сад заботится о состоянии здоровья ребенка. Сегодня, действительно, в России не найти ДОУ, в котором не было бы своей Программы сохранения и укрепления здоровья. Главный критерий деятельности - эффективность, но выбор непосредственно образовательной деятельности, благоприятная социально-психологическая адаптация, социальное и личностное развитие – все это зависит от того, насколько реальна забота о состоянии здоровья детей. [2]
У детей высокая чувствительность и к благоприятным и к неблагоприятным условиям. В дошкольном учреждении образовательно -воспитательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка, развитию его компетентности, коммуникативной, интеллектуальной, физический, инициативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, свободы и безопасности поведения. [ 1]
Приоритетное направление работы нашего детского сада - физическое развитие дошкольников. Реализация новых требований к качеству дошкольного образования предполагает пристальное внимание к физическому воспитанию, результативность которого достигается благодаря использованию всей системы средств – это оздоровительные силы природы, гигиенические факторы, физические упражнения.
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум 4 требования: [ 5]
1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, обучение его средствам психологической защиты.
3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала.
4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Организация непосредсвенно- образовательной деятельности:
- строгие дозированные физические нагрузки;
- использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;
- использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей детей;
- учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств;
- построение НОД с учётом динамичности учащихся, их работоспособности;
- благоприятный эмоциональный настрой;
- создание комфортности.
Создание комфортных условий НОД :
- температура и свежесть воздуха;
- рациональное освещение зала;
- исключение монотонных звуковых раздражителей;
- влажная уборка зала после занятий;
- наличие туалетов и умывальников для девочек и мальчиков;
- наличие аптечки;
- спортивный инвентарь по возрасту;
- наличие у каждого ребёнка сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий физической культурой в зале и соответствующей формы для улицы (осень-весна, зима).
Индивидуально-дифференцированный подход. [ 4]
1. Работа в индивидуальном темпе.
2. Использование источников информации.
3. Возможность обратиться за помощью.
4. Отсутствие страха ошибиться.
5. Положительная мотивация, сознательное отношение к физической деятельности.
Принципиально важно, чтобы при этом ребёнок не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня.
Оздоровительные моменты.
1. Дыхательные упражнения.
2. Сочетание нагрузки с восстановлением
3. Закаливающее влияние занятий на свежем воздухе.
Так как количество движений производимых ребёнком за день ниже возрастной нормы, то это увеличивает нагрузку на определённые группы мышц и вызывает утомление. Поэтому подвижные и спортивные игры в ДОУ проводятся ежедневно на прогулке, в групповой комнате. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Из всего сказанного выше можно понять: формирование здорового образа жизни ребенка следует начинать именно с раннего возраста, а не откладывать это на потом, когда уже начнут проявляться основательные трудности со здоровьем организма из-за игнорирования элементарных правил. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Если в ДОУ будут использоваться все описанные методы здоровьесбережения малышей, то можно быть уверенным, что дети станут здоровее, увереннее в себе, спокойнее. Умеренное рациональное питание, систематичные физические нагрузки, соблюдение режима дня и отдыха, позволят всем радоваться активной здоровой жизнью до самой старости.
Литература:
1. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / 2-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2006.
2. Кудрявцев В. Т. Развивающая педагогика оздоровления / Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. - М. : Линка-Пресс, 2009.
3. Васильева Е. И., Физическое развитие детей : учебно-методическое пособие для иностранных студентов. - ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава
России. – Иркутск: ИГМУ, 2013. – 32с.
4. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=668491
5. https://guleon.wordpress.com/