Лариса Маклакова
Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей раннего возраста посредством здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство — основа общего развития ребенка, период развития фундаментальных жизненных функций. Именно в этот период закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического и эмоционального состояния малыша.
Ранний возраст является критическим периодом в развитии ребенка, поэтому забота о его психофизическом здоровье особенно важна.
Публикация «Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей раннего возраста посредством здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
Родители являются первыми педагогами, именно они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития своего ребенка.
Важной здоровьесберегающей технологией является доступ к информации о здоровье и развитии ребенка. Современные онлайн-ресурсы, блоги и специализированные приложения могут помочь родителям получить полезные сведения о здоровье и развитии детей, а также консультироваться с врачами и педагогами.
Однако, несмотря на все преимущества здоровьесберегающих технологий, важно помнить, что они должны быть использованы с умом и контролем взрослых. Регулярное общение с ребенком, физический контакт и игра с родителями и другими детьми также являются важными факторами для здоровья и развития малышей.
С помощью специальных устройств и приложений родители могут отслеживать показатели здоровья своих детей, такие как пульс, дыхание, температура и сон. Это позволяет рано обнаружить любые отклонения и своевременно принять необходимые меры.
Дистанционные консультации особенно полезны в ситуациях, когда доступ к медицинской помощи ограничен или когда ребенку нужна экспертная помощь вне поликлиники.
Интерактивные игры и приложения помогают поддерживать хорошую физическую форму и активно развивать мозговую деятельность.
Интеллектуальные игрушки с различными световыми и звуковыми элементами стимулируют развитие моторики и интеллектуальные способности у детей.
И вот ребенок идет в детский сад. С этого момента в жизни малыша наступает самый сложный период за все его дошкольное детство – период адаптации к детскому саду. Эти обстоятельства вносят в жизнь ребенка нешуточные изменения, к которым ему предстоит привыкнуть: отсутствие родителей, соблюдение определенного режима дня, постоянный контакт со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
Педагоги должны оказывать эмоциональную поддержку детям, помогать им справляться с негативными эмоциями и стрессами. Важно обеспечить правильный режим дня и сон малышей. Регулярный полноценный сон и отдых влияют на работу организма, эмоциональное состояние ребенка и его способность к обучению.
Дошкольникам необходимо обеспечивать активный образ жизни, физические упражнения, игры на свежем воздухе и полноценное питание. Отсутствие физической активности может привести к недостатку двигательной активности, недостатку массы тела и ослаблению мышц и костной системы.
Существует множество методик и подходов к сохранению и укреплению здоровья детей раннего возраста. Важно выбрать наиболее подходящие для каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и потребности.
Здоровьесберегающие технологии для детей раннего возраста в детском саду могут включать:
1. Устройства для физических упражнений, которые могут стимулировать детей к двигательному активному образу жизни.
2. Игры с использованием интерактивных досок. Эта технология помогает детям активно участвовать в занятиях, улучшает моторику и координацию движений, а также развивает речь и воображение.
3. Мобильные приложения с развивающими играми. Существуют специально разработанные приложения для детей, которые развивают логическое мышление, память, мелкую моторику и другие навыки.
4. Аудиосказки и песни. Дети могут слушать звуковые материалы и петь вместе с ними, что способствует развитию речи, музыкальных способностей и воображения.
5. Корригирующая гимнастика. Она направлена на развитие моторики, укрепление мышц и суставов, а также коррекцию нарушений осанки. Включает в себя комплекс упражнений, массаж и другие методики.
6. Технология "Обучение в движении" М. Вайнапеля. Эта методика основывается на тесной связи физического и умственного развития ребенка. Дети в процессе обучения активно двигаются, взаимодействуют с объектами, играют и участвуют в различных физических активностях, что способствует их развитию и содействует укреплению здоровья. На сегодняшний день разработан и запатентован целый арсенал увлекательных подвижных игр для дошкольников. Игровые пособия объединены общим девизом: «Играю. Двигаюсь. Учусь». В работе с ранним возрастом наиболее применимо пособие «Форма. Цвет. Размер»
7. «Мягкая педагогика» Е. Файзуллаева. Отличается применением нежных, бережных методов работы с детьми. Сочетает в себе игровые элементы, коммуникацию и поддержку. Эта педагогика способствует развитию эмоциональной сферы, социализации, а также формированию положительного отношения к себе и окружающим. Также «Мягкая педагогика» – безопасные игры и пособия для детей и педагогов, с помощью которых ребенок может реализовать свои творческие замыслы. Игровые наборы ручной работы приятны на ощупь, изготовлены из натуральных материалов, безопасны в применении.
Тканевый конструктор «Шифоновая радуга», используются как форма адаптационного вхождения ребенка в сообщество и в ритм дня. Такая игра направлена на создание благоприятного эмоционального климата в группе, сближение детей друг с другом и воспитателем, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, тревоги и агрессии.
«Вязаная графика» - это творческий набор, состоящий из холста-основы и вязаных веревочек разного цвета и длины, которые можно использовать для игровой деятельности, в изобразительном творчестве, на психолого-коррекционных и развивающих занятиях.
«Пальчиковый фитнес» - набор сенсорных мини тренажеров- массажеров (вязаные шарики разных цветов, размеров и наполнителей; палочки-игралочки; вязаные дорожки разной длины и т. д.). Может использоваться в играх и занятиях для развития мелкой моторики пальцев рук, ручной умелости, как счетный материал или тактильный конструктор.
«Мягкая педагогика» направлена на развитие психических и физических качеств ребенка. Пособия обеспечивают сенсорное развитие, которое в свою очередь направлено на развитие высших психических функций : внимания, мышления, воображения.
Актуальность использования «Мягкой педагогики» в современном мире однозначна. В эпоху компьютеризации и информационных технологий младшему поколению не хватает практического опыта манипуляции с различными предметами обихода
8 Дыхательная гимнастика. Это комплекс специальных упражнений, направленных на улучшение работы дыхательной системы, обогащение крови кислородом и укрепление иммунитета. Дети учатся глубоко и правильно дышать, что положительно сказывается на их здоровье и общем состоянии.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста является решением ряда задач:
- социализирующих (адаптация к условиям среды, приобщение к нормам и ценностям общества и др.);
- воспитывающих (воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций);
- развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
- дидактических (формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, расширение кругозора, познавательная деятельность и др.).
Список литературы:
1. Зубова, Г. Г. Первый раз детский сад // Управление ДОУ. - 2003. -
№6.- С. 67-81.
2. Кожевникова, В. В., Файзуллаева, Е. Д. Работаем с детьми раннего возраста. Методическое пособие/ В. В. Кожевникова, Е. Д. Файзуллаева - Вентана-Граф, Росучебник, 2018. – 174 с.
3. Лыкова И. А., Файзуллаева Е. Д., Адаптация к детскому саду детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие. /ФГОС ДО - Цветной мир, 2018. – 96 с.
4. Теплюк, С. Н., Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С. Н. Теплюк. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 256 с.
5. Соколовская, Н. В. Адаптация ребё нка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/ авт. - сост. Н. В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2013.-188 с.
6. Фонарев, А. М. Воспитание и обучение детей раннего возраста : Кн. Для воспитателя дет. сада/ А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова, Л. И. Каплан и др. ; Под ред. Л. Н. Павловой. - М. : Просвещение, 1986. - 176 с.
7. Файзуллаева Е. Д. Открытый стиль педагогической коммуникации как ключевая компетенция современного педагога дошкольного образования /Электронный ресурс/