Анжела Кошелева
Формирование произносительных навыков у детей с тяжелыми речевыми расстройствами с использованием фонетической ритмики
▼ Скачать + Заказать документы
Мне, как сурдопедагогу, этот прием близок, я часто использую его в работе с без- речевыми детьми, что способствует более успешной коррекции различной речеслуховой патологии. В данном разделе большое внимание уделяется автоматизации произносительных навыков, формированию ритмико-интонационной структуры речи дошкольников, имеющих сложную речевую патологию. Для этого используются разнообразные приемы и виды деятельности. Именно: прием фонетической ритмики и виды деятельности, связанные с музыкальным воспитанием – декламация песен и драматизация музыкальных сказок. На каждом занятии на работу с фонетической ритмикой рекомендуется отводить 5 – 10 минут (в зависимости от возраста воспитанника).
Публикация «Формирование произносительных навыков у детей с тяжелыми речевыми расстройствами с использованием фонетической ритмики» размещена в разделах
Что такое фонетическая ритмика? Это система упражнений, в которой взаимодействуют слуховой, речедвигательный и двигательный анализаторы. При выполнении упражнений движения корпуса тела, головы, рук, ног (наклоны, повороты корпуса, движение кистей рук) и естественные жесты сочетаются с произнесением речевого материала.
Характер движений и произнесение речевого материала могут быть разными: плавными и отрывистыми, быстрыми и медленными, напряженными и расслабленными.
Использование упражнений по фонетической ритмике для данной категории дошкольников основано на положении о филогенетической связи между развитием движения, развитием слухоречевого восприятия и формированием произносительных навыков. Упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирование умения изменять силу и высоту голоса, произносить речевой материал слитно, в нормальном темпе, правильно воспроизводить звуковую и ритмическую структуру речи, а также выражать свои эмоции интонационными средствами.
Речевым материалом являются доступные и отработанные в произношении звуки, слоги, звукосочетания, слова, словосочетания, фразы и небольшие тексты. Речевой материал подбирается по принципу необходимости в общении и отвечает фонетическим задачам занятия. На занятиях речевой материал произносится дошкольниками сопряженно с логопедом, отражённо и самостоятельно, с движениями и, на поздних этапах, без них. Движения, которые выполняются детьми, предварительно не выучиваются, важно, чтобы все движения происходили по подражанию. Речевой материал также не выучивается, он закрепляется в процессе занятий и должен быть знаком по содержанию и грамматическому оформлению.
При выполнении упражнений логопед и дети стоят или сидят, двигаются по кругу, чтобы они хорошо видели логопеда. Речевой материал детьми проговаривается синхронно с логопедом и с движениями до тех пор, пока он не усвоен. Важно, чтобы на каждом занятии усвоенный материал воспроизводился и без движений. При этом значительную роль играет правильный образец речи логопеда.
Работа по вызыванию (постановке) фонем
/Гласные/
Движения, сопровождающие произношение гласных, должны быть плавными и длительными.
Мною разработаны и апробированы рекомендуемые образцы движений.
А – исходное положение: руки перед грудью, при произнесении звука – широко развести руки в стороны без сильного напряжения.
О – и. п. руки внизу, произнося звук, руки через стороны поднять вверх и округло соединить над головой без сильного мышечного напряжения.
У – и. п. кисти рук у плеч, произнося звук, руки вытянуть вперед с определенным направлением.
Э – и. п. руки вперед – в стороны, произнося звук, руки поднять к плечам без мышечного напряжения.
И – и. п. кисти рук у плеч, произнося звук, тянуть руки вверх, поднимаясь на носках, движение очень напряженное.
Ы – и. п. руки у пояса, указательным движением резко выбросить правую, затем левую руки вперед – в стороны, при произношении слога -ты- движение напряженное, краткое, резкое.
Согласные
/Взрывные глухие/
Движения быстрые, резкие, со значительным мышечным напряжением.
Образцы движений.
П – руки на уровне пояса, произнося слог -па- ,резко опустить руки со сжатыми кулаками вниз, резко опуская руки, одновременно произносить па-па-па… Произнесение -па-можно сопровождать топаньем ноги или двух ног попеременно.
Т – кисти рук у плеч, произнося слог -та-, раскрыть сжатый кулак; раскрывая сжатые кулаки, произносить та-та-та… Можно сопровождать топаньем ноги или попеременным топаньем ног.
К – руки согнуты в локтях, кисти рук у плеч, при произношении слога-ка- резко откинуть назад голову, одновременно руки, согнутые в локтях, резко отвести назад.
/Взрывные звонкие/
Движения быстрые, но расслабленные.
Образцы движений.
Б – руки согнуты в локтях, произнося ба-ба-ба,расслабленно встряхивать кисти рук, одновременно медленно наклоняясь вперед,произнося-ба-, резко, расслабленно опустить руки вниз.
Д-руки перед грудью,произнося-да-да-да- встряхивать кисти перед грудью, произнося-да,- кивнуть головой.
Г-руки перед грудью,произнося-га-га-га-, соединять указательный и большой пальцы рук. произнося-га-, соединять 1 и 2 палец.
/Смычно - проходные/
Движения медленные, плавные, немного напряжённые.
Образцы движений.
М - руки согнуты в локтях, подняты к плечам ладонями от себя. Произнося -ма- на звук -м- руки вытягивать вперед, как бы преодолевая сопротивление, на звук -а-руки свободно развести в стороны. Одно движение плавно перетекает в другое.
Н – руки перед грудью ладонями к себе, произнося на-на звук -н- руки вперед, на звук -а- руки свободно в стороны.
Л – руки согнуты в локтях, подняты на уровне плеч, произнося ла-ла-ла, делать вращательное движение кистями рук, в конце -ла- сделать резкое вращательное движение кистями рук.
/Фрикативные глухие/
Движения плавные, продолжительные и очень напряженные.
Образцы движений.
Ф – руки на уровне шеи ладонями к себе, локти вниз, произнося звук -ф-, развести руки в стороны.
Х – руки согнуты в локтях, ладони от себя на уровне шеи. При произношении звука -х- руки вытянуть вперед.
С – руки перед грудью произнося звук -с-, руки вниз – в стороны.
Ш – руки перед грудью произнося звук -ш-, делать волнообразные движения руками вниз.
/Фрикативные звонкие/
Движения очень напряженные, дрожащие.
Образцы движений.
В – руки в стороны, произнося звук -в-, слегка покачивать руками и туловищем.
З – руки перед грудью, произнося -з-, долго производить дрожащие движения кистями рук перед грудью.
Ж – руки перед грудью, произнося звук –ж, опускать руки.
/Вибрант/
Р – согнутые перед грудью, руки вращаются одна вокруг другой со значительным мышечным напряжением.
/Аффрикаты/
Работу по вызыванию аффрикативных звуков можно начинать только при правильном произношении ребенком обоих составляющих этих звуков. Сначала надо произносить оба согласных (-тс-,-тш-) без интервала. Между движениями также интервала не должно быть, затем, сокращая время произношения -с- -ш-, перейти на одно движение. Например, резко и с большой силой раскрыть кулаки; подчеркнуть наличие воздушной струи тактильно.
/Дифтонги/
Работа включает два этапа, сначала – обучение произношению слитно звука -и- в сочетании с другими гласными, сопровождая произношение движениями, плавно переходящими одно в другое. Интервала между движениями нет. Затем при произнесении собственно дифтонга (-я-ё-ю-е-, движения рук вверх, ранее сопровождающие произнесение звука -и-, заменяются коротким быстрым движением указательных пальцев вверх.
Движения могут заменяться в пределах одной группы. Иногда дети вместо одного звука произносят другой (та-са). В этом случае движение необходимо закрепить.
По мере овладения детьми звуковой стороной речи, движения становятся единообразными для звуков одной группы. В случае ошибки в произношении следует вернуться к тому движению, в котором звук вызван.
Последовательность работы над речевым навыком:
Сначала педагог произносит звук, слог, слогосочетание, слово, затем дети произносят его вместе с педагогом (сопряженно)два – четыре раза с движениями. После этого педагог проверяет произнесение каждого воспитанника с соответствующими движениями. Затем элемент речи повторяется всеми детьми с движениями и без них сопряженно и отраженно.
Как только ребенок может самостоятельно верно произнести вызываемую фонему изолированно, ее употребление в слове и фразе, следует отказаться от движения.