Анна Шумейко
Содержание организованной образовательной деятельности по ознакомлению с неживой природой дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание организованной образовательной деятельности по ознакомлению с неживой природой дошкольников
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы : летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.
Публикация «Содержание организованной образовательной деятельности по ознакомлению с неживой природой дошкольников» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Неживая природа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития; среди последних немало экологических.
Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрение. К числу таких комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад — дом радости», «Кроха». Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ: «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом — природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог».
Данные программы включают подразделы, содержащие информацию о свойствах Вселенной, воды, воздуха, почвы и камней, сезонах. В них представлены разнообразные задачи, такие как: ознакомление дошкольников с самими явлениями, их особенностями, свойствами, характерными признаками; показать их связь с живой природой, продемонстрировать их значение в жизни растений, животных и человека. Решение таких задач в большинстве случаев является традиционным (так, детей всегда знакомили со свойствами снега, воды и пр., а взаимосвязанное решение нескольких задач — это новый, сугубо экологический подход.
У детей средней группы (4 – 5 лет) появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В этой возрастной группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды и снега, песка.
Структура проведения игры-экспериментирования:
• постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи) ;
• выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
• проверка гипотез;
• подведение итогов, вывод;
• фиксация результатов;
• вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
• тайна, сюрприз;
• мотив помощи;
• познавательный мотив (почему так);
• ситуация выбора.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка 4 – 5 лет в групповой комнате имеется уголок экспериментирования, который оснащен необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой нами работы.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке экспериментирования организуется один раз в неделю по 15-20 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
С детьми среднего дошкольного возраста проводятся игры с песком. Воспитатель обращает их внимание на свойства песка: он бывает сухой и мокрый (влажный, сырой); сухой — светло-желтого цвета, сыплется струей, не лепится; сырой — по цвету значительно темнее, лепится в комки, не сыплется, с ним легко играть.
Игры проводятся неоднократно, воспитатель помогает детям не только лепить пирожки, но и использовать их в игре (игра в «угощение», «булочную» и др.). В начале прогулки подводит детей к песочнице, предлагает самим определить, какой песок в ней (сухой или влажный, можно ли в него играть. Предлагает понаблюдать, как меняются свойства песка, когда его поливают из лейки, просит называть все словами. В играх взрослый помогает детям лепить куличи, строить горку, дом для собаки, кошки, гараж для машины. Все постройки обыгрываются.
Также проводятся ежедневные наблюдения за погодой, атмосферными явлениями и работа с календарем. Всю неделю воспитатели приучают детей к процедуре ежедневных наблюдений, обучают приемам фиксации этих наблюдений в календарях.
В солнечные дни воспитатели обращают внимание детей на солнце: на него трудно смотреть — такое оно яркое, так много дает света, еще от него идет тепло. Начиная со средней группы, педагог обращает внимание на явление «свет-тень», на большую разницу между солнечными и теневыми местами. Предлагает детям с закрытыми глазами постоять в тени, а потом на солнце, почувствовать разницу, рассказать о своих ощущениях.
Воспитатель поддерживает любую инициативу детей: с играми в песок, в наблюдениях солнца, тени, в разговорах об этих явлениях. В солнечные дни обращает внимание на солнце и тень в группе — в каких окнах солнце появляется утром (восточная сторона, в каких — днем (южная сторона, а в каких вечером (западная сторона). Дети могут наблюдать за тенью от рамы окна, ее перемещением в пространстве (на подоконнике, на полу).
Воспитатели знакомят детей с обыкновенной глиной. Начиная со средней группы, выясняют у детей, чем глина отличается от песка (она не сыплется, плотная, может быть сырая и сухая; мокрая глина липкая, вязкая, мягкая – из нее можно лепить разные предметы; сухая глина твёрдая, похожая на камень, но не такая прочная – при ударе или падении разбивается на куски).
Дети практически познают свойства мягкой глины — лепят разные изделия. С детьми средней групп воспитатель создает коллективную работу «Ваза с яблоками» или «Блюдо с помидорами (картошкой)» : каждый ребенок мнет глину и катает из нее шарик, а воспитатель на глазах у детей лепит блюдо или вазу. Но, также, дети могут лепить разные фрукты и овощи, создают композиции «Ваза с фруктами» и «Блюдо с овощами». Вылепленные предметы воспитатель просушивает, дает детям их потрогать, подержать, обнаружить твердость глины. Затем сам или с их помощью раскрашивает фрукты и овощи, расписывает вазу и блюдо, обыгрывает эти предметы с детьми в простых сюжетных играх.
Также воспитатели осуществляют с детьми наблюдения за погодными и атмосферными явлениями, ежедневно ведут календарь природы. В солнечные дни обращают внимание на свет и тень, поддерживают любую инициативу в проведении опытов, игр, разговоров.
Особое внимание уделяется наблюдениям и обсуждению с детьми примет укорачивающегося дня. Со детьми среднего дошкольного возраста воспитатель ведет на прогулке примерно следующие беседы: «Кто из вас заметил, что происходит сейчас (осенью) со светлой частью суток? День увеличивается или уменьшается? А ночь увеличивается или уменьшается? Я что-то не пойму, чувствую, что все меняется, а вот как меняется? Расскажите, кто что заметил».
Воспитатель внимательно выслушивает высказывания детей, поддерживает правильные сообщения, хвалит за наблюдательность и умение хорошо рассказать.
Дает задание каждому ребенку пронаблюдать, что сейчас по утрам и вечерам делают они в темноте, а раньше (в сентябре, летом) делали это же самое при ярком дневном свете. Через 1—2 дня воспитатель возобновляет разговор с детьми, которые делятся своими наблюдениями за изменениями дня и ночи. Все вместе делают вывод: света стало меньше, а темноты больше, день укорачивается, а ночь удлиняется.
Воспитатели с детьми средней группы продолжают организовывать игры с глиняными изделиями, вылепленными коллективно. Если случайно что-то разбивается, воспитатель предлагает подумать, почему это случилось — сухая глина твердая, но хрупкая, от удара легко рассыпается на куски. На глазах у детей пробует починить разбитую игрушку: смачивает края водой, размягчает глину, соединяет части и ставит на длительное просыхание. Высохшую игрушку подкрашивают и включают в игру.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Не нужно торопиться с ответом, а способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно или с помощью взрослого.
Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Таким образом, содержание организованной образовательной деятельности по ознакомлению с неживой природой дошкольников говорит о том, что все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания и задачей педагогов является познакомить дошкольников с самими явлениями, их особенностями, свойствами, характерными признаками; показать их связь с живой природой, продемонстрировать их значение в жизни растений, животных и человека.