Алексашина Галина
Об использовании элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №8 «РЯБИНУШКА» - МБДОУ
ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Об использовании элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой».
Подготовила:
воспитатель группы № 8
Алексашина Г. Н.
Ноябрь 2016 г.
Публикация «Об использовании элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с неживой природой» размещена в разделах
- Неживая природа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2016
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями.
Первые элементарные представления об окружающем мире, о явлениях и объектах природы, человек получает уже в детстве. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их неживой природой. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное. Дети по природе своей исследователи.
Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их неживой природы.
Неживая природа – это объективная реальность мира, которая непосредственно и непрерывно оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста. Дети способны познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но и некоторые несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояние в другое (вода в твёрдом, жидком, газообразном состоянии, свойство воздуха (он есть всюду, его можно обнаружить, он имеет вес, может сжиматься, свойство магнита притягивать к себе металлические предметы, способность песка пропускать через себя воду и т. д. Выявление скрытых свойств явлений неживой природы, которое происходит под непосредственным руководством воспитателя, положительно влияет на формирование у дошкольников материалистических представлений о природе и составляет основу понимания более сложных физических явлений.
Элементарные опыты
Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое изводится в специально организованных условиях. Познавательная задача должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотношения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно—следственных связей. Опыты должны строиться на основе имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений.
По всей значимости эксперименты приближаются к наблюдению. Этот способ решения познавательной задачи в том случае, если не могут быть использованы другие способы.
В процессе экспериментирования дети убеждаются в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Во время совместного экспериментирования педагог с детьми ставит цель, совместно с ними определяются этапы работы, делаются выводы. В ходе деятельности формируются умение детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировать предположения детей, помогают им схематически отразить ход и результаты опыта.
Предположения и результаты эксперимента сравниваются, делаются выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему?
Дети активно принимают участие в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие.
Цель проведения элементарных опытов :
1. Для установления причин тех или иных явлений.
2. Связей и отношений между предметами и явлениями.
3. Для ознакомления со свойствами предметов (воды, песка, льда).
Опыты проводят для :
1. Установление причин явлений в неживой природе (смена дня и ночи, почему идёт дождь)
2. Установление взаимосвязей между неживой природой и растительным миром (зависимость роста растений от воды и света).
3. Установление взаимосвязи между неживой природой.
Этапы поисковой деятельности:
1. Этап постановки познавательной задачи (Что происходит и почему происходит)
2. Выдвижение предложений о причине того или иного явления или его результат.
3. Выбор способов проверки предложений
4. Проверка предложений
5. Формирование выводов не основе наблюдений.
Элементарные опыты :
1. Измерить температуру воздуха в квартире, на улице и сравнить.
2. Налить воду в формочки для льда и заморозить её в холодильнике или на улице в морозный день. Предложить взять в руки кубики льда и наблюдать, как лёд растает, и превратиться в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лё д: кто держал его в рукавичках или голых руках. На огне довести воду до кипения, наблюдать за паром, подставить стёклышко и увидеть, как пар опять превращается в воду.
3. В ванночку с водой опускать различные по весу предметы. В одном стакане растворить 5 чайных ложек соли, а другой оставить с пресной водой, опустить в оба стакана яйца. Бросить в стакан с водой сначала щепотку сахарного песку, затем соли, кристалликов марганца.
4. Помахать веером около лица, чтобы почувствовать движение воздуха. Опустить пустую бутылочку в таз с водой - из бутылочки выходят пузырьки. Поставить пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она охладиться, надеть на её горлышко воздушный шарик, Поставить бутылку в миску с горячей водой.
5. Пропустить воду через песок и глину. Рассмотреть, взвесить, определить рукой температуру предметов из различных металлов.
6. Измерить температуру горячей и холодной воды. Зажечь спичку, свечу, рассмотреть пламя. Что осталось в результате горения.
7. "Радужная плёнка". Поставить миску с водой на стол, чтобы на неё не падали прямые лучи света. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадёт в воду. Наблюдать за поверхностью воды.
12. Определить стороны горизонта по компасу. Определить по компасу, где находиться север, юг, восток, запад.