А А Кайшенова
Содержание коммуникативной успешности
▼ Скачать + Заказать документы
.Н. Латушкина и О. Н. Степанова выделяют три аспекта коммуникативной успешности : коммуникация как общение (интеракция, коммуникация как условие интериоризации и рефлексии, коммуникация как кооперация [4].
1. Коммуникация как общение (интеракция) – коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности:
• Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности.
• Преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях.
Публикация «Содержание коммуникативной успешности» размещена в разделах
• Понимание возможности различных позиций и точек зрения.
• Уважение к иной точке зрения.
• Понимание относительности оценок.
• Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
Рассматривая коммуникативное развитие с точки зрения умения ставить и решать коммуникативные речевые задачи, Е. Н. Латушкина и О. Н. Степанова определяют понятие «коммуникативная задача» - психологическое образование, в структуру которого входят цель, предмет, условия, средства и способ решения, продукт и результат. Все особенности психологического содержания коммуникативной задачи в продуктивных видах речевой деятельности объективируются в продукте ее решения - говорении и письме [4].
2. Коммуникация как условие интериоризации и рефлексии. Данную группу коммуникативной деятельности образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии:
• Коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели; на организацию и осуществление совместной деятельности.
• Умение договариваться, находить общее решение.
• Умение аргументировать, убеждать и уступать.
• Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
• Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания [4].
3. Коммуникация как кооперация. Третью большую группу коммуникативной деятельности образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество:
• Коммуникативные речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям, способствующие осознанию и усвоению содержания.
• Способность строить понятные для партнера высказывания.
• Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
• Речевое планирование и регулирование своих действий.
• Рефлексия своих действий.
Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности [4].
А. А. Кидрон под коммуникативными способностями понимал общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели [3].
Представленные выше определения коммуникативных способностей, коммуникативных умений и коммуникативных компетентностей очень схожи и, по нашему мнению, позволяют нам уточнить понятие коммуникативной успешности : это основанное на индивидуально-психологических особенностях личности, ее высокой теоретической и практической подготовленности умение ставить и решать определенные задачи коммуникативного типа, обеспечивающее эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности. Средствами и результатом коммуникативной успешности являются коммуникативные способности личности.
Коммуникативные и когнитивные способности можно отнести к классу интегральных способностей. Обозначение родовой принадлежности коммуникативных способностей дает возможность преодолеть пробел в трактовке этого понятия, отмечаемый Г. М. Андреевой, А. А. Кидрон: отрыв представления о коммуникативных способностях от системы общих и специальных способностей [1, 3]. Опираясь на положение С. Л. Рубинштейна о ядре и периферии способностей, можно говорить о том, что ядро структуры коммуникативных способностей составляют свойства компонентов субъекта общения, а периферию - качества, отражающие степень сформированности коммуникативных умений, т. е. коммуникативная успешность [5].
В. А. Ганзен к «ядерным» компонентам коммуникативных способностей относит:
• коммуникативно-информационный (контактность, речевые способности, невербальная выразительность;
• сенситивность к социальным объектам, наблюдательность);
• когнитивный (социально-перцептивные способности, социальный интеллект);
• эмотивный (эмпатийность, тактичность, чувствительность к обратной связи);
• конативный (организаторские способности, оптимальный стиль общения) и креативный (способность к персонализации) [2].
Следовательно, можно сделать вывод, что в структуру коммуникативной успешности входят компоненты :
• социальная перцепция (восприятие, понимание и оценка др. людей, самих себя, групп и т. п.);
• гностические умения, рефлексия, связанная с осознанием, систематизацией и переносом информации;
• волевые качества;
• познавательные умения, связанные с особенностями внимания, мышления и памяти;
• интеракционные умения (умение «подавать себя», умение ориентироваться на собеседника);
• восприятие и адекватное понимание различного рода знаковых систем: вербальной и невербальной, пара- и экстралингвистической (интонации, паузы, оптико-кинетической (жесты, мимика, пантомимика);
• умение понимать контекст и подтекст;
• умение использовать знаковые системы в целях решения определенных коммуникативных задач.
Таким образом, средствами и результатом коммуникативной успешности являются коммуникативные способности личности.
Список использованной литературы
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2013. - 363 с.
2. Ганзен, В. А. Восприятие целостных объектов [Текст]/ В. А. Ганзен. – Л. : Изд-во Лениград. ун-та, 1974. – 152 с.
3. Кидрон, А. А. Коммуникативная способность и ее совершенствование/А. А. Кидрон. - Дисс. канд. психол. наук. – Л., 1981. - 235 с.
4. Латушкина, Е. Н. Управление маркетинговыми коммуникациями в системе физической культуры: МонотаЛия [Текст]/ Е. Н. Латушкина, О. Н. Степанова. - М. : Прометей, 2004. - 154с.
5. Рубинштейн, С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников [Текст]/ С. Л. Рубинштейн. – М. : Академия, 2008. – 563с.