ольга суконникова
Содержание и способы организации педагогической деятельности в ДОУ с учетом ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому - и я научусь»
Китайская мудрость.
(1 слайд)
Добрый день, меня зовут Суконникова Ольга Анатольевна, я работаю воспитателем в МБДОУ ДС №68 «Ромашка», в средней группе №6 «Весёлые ребята».
Современная жизнь диктует свои законы, они влияют на все общество, меняются вместе с ней и наши дети, а изменилось ли наше отношение к детям? Исследования ученых педагогов, психологов показывают, что «современные дети, обладают уже новым типом сознания системно смысловым, а не системно – структурным, характерным для детей прошлого века» Если раньше дети, в основном задавали вопрос – «Почему?», то теперь это вопрос «Зачем?».
Публикация «Содержание и способы организации педагогической деятельности в ДОУ с учетом ФГОС» размещена в разделах
Скажите, что главное в современном детском саду – это деятельность дошкольников.
(2 слайд)
ФГОС ДО направлен на развитие дошкольного образования в РФ основная задача детских садов - создавать условия, при которых ребенок развивается, полноценно проживает дошкольный возраст и мотивированным переходит на следующий уровень образования.
Новый ФГОС ДО дает возможности изменения педагогического подхода – так как, это стандарт «социо-культурной нормы поддержки разнообразия в мире дошкольного детства, стандарт развития, социализации, приобщения к ценностями традициям разных культур, а не стандарты дрессуры, натаскивания дошкольников письму, чтению и счету…»
По мнению академика РАО Александра Григорьевича Асмолова: - «Ключевой принцип стандарта – это принцип приобщения к познанию через различные виды деятельности…»
Из современных способов организации педагогической деятельности в ДОУ (технологий, таких как:
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность
Проблемно – поисковая деятельность и прочее, мы видим что деятельность – это их движущая сила.
Современный ФГОС дает нам такие возможности
(3 слайд)
Содержание образовательной деятельности в ДОУ отражено в Программе и должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие определенные направления развития и образования детей -
5 образовательных областей:
1. Социально – коммуникативное развитие.
2. Познавательное развитие.
3. Речевое развитие.
4. Художественно – эстетическое развитие.
5. Физическое развитие
Их содержание и реализовывается через 9 видов деятельности :
1. Игровая деятельность.
2. Коммуникативная деятельность.
3. Познавательно- исследовательская деятельность.
4. Восприятие художественной литературы и фольклора.
5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
6. Конструирование.
7. Изобразительная деятельность.
8. Музыкальная деятельность.
9. Двигательная деятельность.
(4 слайд)
Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели.
Что же такое системно - деятельностный подход?
Это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
Системно - деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться, освоить).
Роль педагога в осуществлении системно - деятельностного подхода велика, именно он - ключевая фигура в образовательном процессе.
Ребенок - деятель в образовательном процессе, а педагог- организатор и координатор этого процесса.
(5 слайд)
На экране представлен алгоритм деятельностного подхода, реализуемый в работе с детьми.
1. Введение в ситуацию (создание проблемной ситуации)
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»).
2. Мотивирование к деятельности и целевая установка
1. Это очень короткий этап, на котором мы уточняем цель деятельности.
Мотивирование к деятельности.
1. Во время прогулки осенью.
– Ребята, красивые листики, которые найдете на участке или на даче, по дороге в детский сад принесите мне, они очень нужны для сюрприза.
Дети заинтересованы: «Какого сюрприза?»
2. Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается к детям: «Сегодня к нам придут в группу гости, очень хочу, чтобы им понравилось у нас».
3. Актуализация знаний (Проектирование решений проблемной ситуации).
1. Дать возможность выдвинуть различные варианты решения ситуации, чтобы разрешить проблему. Принимать любые варианты детей и предложить сделать выбор.
2. В процессе деятельности всегда спрашивать детей «Зачем, почему, ты это делаешь», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять, что именно.
(6 слайд)
4. Затруднение в ситуации.
Данный этап является ключевым, так как содержит основные компоненты, позволяющие определить верный путь преодоления затруднения.
В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности. С помощью системы вопросов «Смогли?» - «Почему не смогли?» мы помогаем детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.
5. Открытие детьми нового знания (способа действий)
(7 слайд)
6. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка,
На этом этапе мы предлагаем детям ситуации или дидактические игры, в которых новое знание используется с освоенными ранее знаниями. Для этого мы ставим вопросы: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?». В старшей и подготовительной группах отдельные задания могут выполняться в рабочих тетрадях
7. Осмысление (итог).
С помощью системы вопросов «Где были?» - «Чем занимались?» - «Кому помогли?» мы помогаем детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Далее с помощью вопроса «Почему вам это удалось?» мы подводим детей к тому, что они достигли «детскую» цель благодаря тому, что узнали что-то новое и чему-то научились. Таким образом, мы сводим «детскую» и учебную «взрослую» цели и создаё м ситуацию успеха: «Вам удалось… потому что вы узнали (научились…».