Ирина Минасова
Особенности организации музыкально-педагогической деятельности в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации музыкально - педагогической деятельности в ДОО
Рассмотрим виды музыкальной деятельности, предложенные программой «Ладушки». Они способствуют развитию личностных качеств ребенка и используются в музыкально – педагогической деятельности в нашем ДОО.
Публикация «Особенности организации музыкально-педагогической деятельности в ДОО» размещена в разделах
Речь – важнейший фактор формирования личности человека. Занятия музыкой развивают у детей красивую и грамотную речь, способствуют преодолению скованности в речи. Мозг музыкантов содержит больше нервных клеток серого вещества, которые отвечают за распознавание, восприятие и построение членораздельной речи. Большое влияние на развитие речи оказывает такой вид музыкальной деятельности, как пение. В речи, как и в музыке, всегда содержится определенный тонус звучания. Кроме того, музыка и речь имеют общие выразительные возможности: интонационная окраска в речи и музыке передается с помощью одинаковых средств: силы голоса и звука, высоты, тембра, определенного ритма, использования акцентов, пауз движения. Кроме того, само по себе пение способствует развитию легких, развивает координацию голоса и слуха. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей : эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство лада, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Стоит заметить, что пение может удовлетворить музыкальные потребности ребенка, ведь любимые песни можно исполнить в любое время.
Нельзя не упомянуть о таком важном виде музыкальной деятельности, как хоровое пение, которое оказывает сильное влияние на формирование поведения маленького человека в коллективе. Если при первичном исполнении какой-либо известной всем детям песни они поют вразнобой, то спустя некоторое время под руководством педагога хор начинает петь слаженно, что говорит о способности ребенка ориентироваться на действия всех членов коллектива.
Занятия музыкой также оказывают влияние на развитие математических способностей детей. Именно музыка позволяет развиться пространственному представлению и образному мышлению человека, учит логике построения, развивает способность цельного восприятия. Развивает литературные способности, многие дети начинают
писать глубокие содержательные стихи.
Умственному развитию детей способствуют беседы о музыке, которые дают не только разнообразные сведения о ней, но и характеризуют эмоционально-образное содержание. Словарный запас дошкольников обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроение, чувства, переданные в музыке. Кроме того, в ходе беседы подразумевает выполнение ребенком умственных операций, таких как анализ, сравнение, сопоставление, запоминание, что способствует не только музыкальному, но и общему развитию юного человека. Благодаря беседе о музыке, дети пополняют свой багаж новыми знаниями, интересными сведениями. Так дети узнают, что композитор – это человек, который сочиняет музыку. Вальс – это танец, наездник – это человек, скачущий верхом на лошади, шарманка – это старинный музыкальный инструмент и т. д. Дети подбирают к веселой музыке слова – веселая, радостная, забавная, смешная. К грустной – нежная, задумчивая, плавная, ласковая, грустная. Они пополняют словарный запас и новыми музыкальными терминами : темп, длительность, вступление, запев, припев, пауза, и т. д.
Музыкальная сказка – один из видов музыкальной деятельности, который способствует развитию многих личностных и творческих качеств ребенка. Например, на музыкально – тематическом занятии «В гостях у бабушки» используются разнообразные формы работы, которые служат доставить детям радость, закрепляют вокально – певческие навыки, формируют фантазийно – игровые навыки, ценностное отношение к родным, семье, старшим, уважение к труду (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Одно из звеньев музыкального образования – слушание музыки – является основой развития слушательских навыков, целостного, обобщенного восприятия, произвольного слухового внимания и памяти. Перед тем, как спеть песню или исполнить танец, ребенку необходимо прослушать музыку. Слушая музыкальное произведение, он интересуется его содержанием. У него рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. Вырисовываются отдельные проявления музыкальной памяти. Через слушание музыки можно научить ребёнка душевной и духовной сосредоточенности, способности прочувствовать и вдуматься, побыть некоторое время наедине с самим с собой, со своим внутренним миром. Слушание музыки развивает у ребенка умение четко дифференцировать окружающий его мир, делает его более наблюдательным и чувствительным (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
В процессе слушания музыки у ребенка развивается эмоциональный слух – способность человека к адекватному восприятию эмоционального состояния другого человека по его голосу.
Получая всевозможные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций классической, народной и современной музыки, приобретает опыт восприятия музыки, которое осуществляется не только через слушание, пение, но и игру на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, танец, музыкально – дидактические игры, то есть коллективное творчество.
Игра на детских музыкальных инструментах (ДМИ) или детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Музыкально – ритмические движения, танец - одна из любимейших форм музыкальной деятельности детей. Воздействуя на человека, музыка вызывает в нем двигательные реакции. Главным обоснованием этого является моторная природа восприятия вообще и музыкального ритма, в частности. Движение является неотъемлемой частью элементарного музицирования, так как представляет собой одно из наиболее естественных проявлений потребности самовыражения детей, независимо от их возраста. Дети с удовольствием сопровождают слышимую музыку различными телодвижениями, «проживая» в пластических образах, прежде всего её ритмическую, а позже и её интонационную сущность.
Жест, движение, пластика обладают особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Движения под музыку способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер. Познавательные способности развиваются благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Однако познавательные процессы во время движения под музыку активизируются в том случае, если ребенок может
сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Ребенок, следя за развитием художественного образа, внимательно слушает. Чем сложнее и объёмнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Кроме того, дети, используя характерные для той или иной музыки движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.
Музыкально - ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. Музыкально - ритмические движения заставляют детей переживать чувства, выраженные в музыкальном произведении. Ощущая красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается.
Известно, что дети очень любят танцевать. Танцуя, они удовлетворяют свою потребность в движениях. Танцы и пляски – хорошее средство развития эмоциональной отзывчивости, реакции на музыку. Танец – именно и есть та форма самовыражения, которая так необходима детям. Через танец дети начинают знакомство с жанровыми понятиями музыки : вальс, полька, марш, русский народный танец и т. д.
Занятия танцами дают возможность осваивать простые, а затем более сложные танцевальные комбинации, тренировать пространственно-мышечное чувство. Систематические занятия исправляют сутулость, излишний изгиб в пояснице, ребенок становится более стройным, изящным. Танцы приобщают детей к миру прекрасному, учат разбираться в искусстве.
Приобщение детей к хореографии имеет большое значение для их развития: расширяется музыкальный кругозор, развивается музыкальность и раскрываются творческие способности.
Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка. Что же такое ритм? Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка, слабо развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным.
Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения. Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия : в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами. Музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
Одним из важнейших средств развития самостоятельной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности : пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Так, часто приходится наблюдать, как дети играют в «концерт». Ребенок-артист, проникаясь ответственностью перед товарищами-зрителями, становится более собранным, серьезным, внимательным к своему «номеру».
В программе «Ладушки» музыкально – дидактические игры способствуют развитию личностных качеств ребенка, например развитию детского творчества, фантазии и артистизм; коммуникативность, юмор, дружелюбие; ориентацию в пространстве; внимание, выдержку (ПРИЛОЖЕНИЕ В).
Всем хорошо известно значение пальчиковой гимнастики в развитии речи и мышления ребенка. Упражнения на мелкую моторику развивают умение логически рассуждать, память, внимание. Детей очень привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Сочетание пальчиковой гимнастики с яркими музыкальными образами создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрации, развивает чувство ритма, музыкальную звуковысотность, воображение и фантазию. Благодаря музыке или пению можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильных долей (ПРИЛОЖЕНИЕ В).