Наталья Семенова
Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Дошкольное образование - первое и самое ответственное звено в общей системе общего образования. Оно «направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.» (ст 64 ФЗ «Об образовании)
Публикация «Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
В связи с переходом на новые образовательные стандарты в нашем д\саду разработана образовательная программа, которая регламентирует всю образовательную деятельность ДОУ «Одуванчик». На совместном семинаре с родителями, учителями МКОУ «Турманская СОШ» мы составили модель выпускника детского сада, которая максимально бы соответствовала современным требованиям.
Портрет выпускника:
• любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
• умеющий успешно и эффективно использовать накопленные знания, умения и навыки;
• обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
• владеющий основными приемами творческой деятельности (творческая индивидуальность субъекта жизнедеятельности);
• владеющий навыками самоконтроля
• любящий свой народ, свой город и свою Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Слайд 2
Первые четыре позиции модели выпускника формируются средствами развития речи. Констатируя очевидное,наш детский сад поставил приоритетной задачей на ближайшие года – развитие речи дошкольников. Данная задача не может решаться одномоментно, требует грамотного педагогического подхода. Не секрет, что развитие речи – самый сложный педагогический процесс, требующий от воспитателя немалых усилий. В начале работы над темой самообразования, я много думала, читала методическую литературу, мне хотелось найти наиболее эффективный способ, чтобы заинтересовать ребятишек и добиться максимального эффекта. Решение пришло как-то само собой – театрализация.
Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детсткой игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Еще Карл Гросс отметил : «Мы играем не потому, что мы дети, само детство нам дано для того, чтобы мы играли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Слайд
Цель: «Повышение речевой активности детей дошкольного возраста средствами театрализации»
Задачи:
1. Развивать у воспитанников грамотную, артикуляционно-правильную речь.
2. Совершенствовать познавательные процессы : внимание, память, мышление, воображение
3. Овладевать творческими, импровизационными умениями.
4. Воспитывать интерес к различным видам творческой деятельности, развивать кругозор.
Наметила этапы реализации:
1. Подготовительный. (2011-2012 год)
• Изучение литературы
• диагностика воспитанников
• Составление плана коррекционной работы
2. Основной (практический этап)
(2012-2013)
Вторая младшая группа - знакомство с видами театров, через ознакомление со сказками, потешками, рассматриванием иллюстраций, знакомство с настольным театром.
(2013-2014)
Средняя группа – знакомство с основами актёрского мастерства
(артикуляционная гимнастика, мимика, интонационная выразительность, развитие мелкой моторики).
(2014-2016)
Старшая и подготовительная группы - самостоятельная
театрализованная деятельность, спектакли-концерты)
Итоговый. (обобщение опыта работы)2016 г
Практическая работа осуществляется по трем направлениям:
1 «Развивающая среда»,
Первое направление – формирование развивающей среды : создание театрального уголка в группе, включающего в себя:
• настольный театр
• театр резиновой игрушки
• плоскостной театр
• пальчиковый теат
• театр «варежка» и др.
• пальчиковый театр
• театр «Би-ба -бо»
В перспективе-театр ложек
2 «Дети»,
Второе направление – это работа с детьми: творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми используются следующие приемы:
1. Показ и рассматривание предмета.
То, что показывает и называет взрослый, приобретает для ребенка особый интерес, вызывает радостные эмоции, которые он переносит на взрослого, тем самым данный прием помогает наладить контакт с ребенком, построить положительные взаимоотношения.
2. Выполнение действий с предметом.
Выполнив вместе с воспитателем ряд действий с предметом, ребенок переносит это в самостоятельную игровую деятельность, что способствует развитию игры детей и, как следствие развитию взаимоотношений детей.
3. Просьбы, поручения.
Этот прием помогает сформировать у детей ориентировку в окружающем, учит правильно обращаться с просьбой к сверстнику или взрослому. Это приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу, что прежде всего, необходимо в общению детей друг с другом в условиях игры и другой совместной деятельности.
4. Вопросы- ответы.
Данный прием используется для активизации речи детей : побуждает детей к усвоению правил диалогической речи, а также позволяет развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь взрослого и сверстника.
5. Общение через игрушку.
Создает непринужденную обстановку в группе, способствует снятию страхов неизвестности, несоответствия требованиям взрослого, вызывает повышение познавательного интереса детей.
Через работу по этюдам развивается способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед сверстниками и взрослыми. Для этого проводятся мини концерты в группе, танцевальные импровизации под музыку, побуждаем детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций, учим различать, называть и передавать настроение, переживание, эмоциональное состояние персонажей.
Рассказываем детям о театральных жанрах - драматическом, музыкальном, кукольном, театре зверей, клоунаде. В процессе непосредственной образовательной деятельности, при пересказе художественного произведения используем показ настольного, пальчикового и др. театров. В играх – драматизациях, в процессе обучения, в организации сюжетно – ролевых игр решаются задачи взаимодействия театрализованной деятельности и других видов деятельности педагогического процесса. Дети привлекаются к изготовлению атрибутов, элементов декораций, костюмов, масок.
• 3 «Взрослые».
Работа с родителями и специалистами ДОУ. Она включает в себя:
Привлечение родителей в изготовлении разных видов театра, костюмов, атрибутов,разных декораций.
- цикл бесед и консультаций «Театр дома»,
В перспективе:
Занятия-концерты для родителей,
выступление кукольного театра для младших групп д/с
совместное выступление детей и их родителей;
Мониторинг. (входной) возрастная норма
ФИ Словарный запас Звукопроизно
шение Грамматический строй Связанная речь Уровень сформирован
ности
1. Алдошина Лида 1 1 1 2 1
2. Афанасьева Лера 1 1 1 1 1
3. Гамзулина Даша 1 1 1 2 1
4. Клейс Ксюша 2 1 1 2 2
5. Колесникова Саша 1 1 2 2 2
6. Коншина Кристина 1 1 1 1 1
7. Копчёнов Игнат 1 1 1 1 1
8. Кузнецова Настя 1 1 1 1 1
9. Никулина Карина 1 1 1 1 1
10. Рабо Алина 2 1 2 2 2
11. Юрийчук Элина 2 1 2 2 2
12. Ямбаршев Артём 1 1 1 1 1
итог Высокий –
Средний- 4
Низкий -8
Промежуточный результат
ФИ Словарный запас Звукопроизно
шение Грамматический строй Связанная речь Уровень сформирован
ности
1. Алдошина Лида 2 2 2 2 2
2. Афанасьева Лера 1 1 1 2 1
3. Гамзулина Даша 2 1 2 2 2
4. Клейс Ксюша 2 1 2 2 2
5. Колесникова Саша 2 1 2 2 2
6. Коншина Кристина 2 1 2 2 2
7. Копчёнов Игнат 2 1 2 2 2
8. Кузнецова Настя 1 1 1 1 1
9. Никулина Карина 1 1 1 1 1
10. Рабо Алина 2 2 2 2 2
11. Юрийчук Элина 2 2 2 2 2
12. Ямбаршев Артём 1 1 1 2 1
итог Высокий –
Средний- 8
Низкий-4
Результат входной диагностики
входной промежут Результат в сравнении
1. Алдошина Лида 1 2 Повысился
2. Афанасьева Лера 1 1 Стабильно в соответствии с возрастнтребован.
3. Гамзулина Даша 1 2 Повысился
4. Клейс Ксюша 1 2 Повысился
5. Колесникова Саша 2 2 Стабильно в соответствии с возрастнтребован.
6. Коншина Кристина 1 2 Повысился
7. Копчёнов Игнат 1 2 Стабильно в соответствии с возрастнтребован.
8. Кузнецова Настя 1 1 Стабильно в соответствии с возрастнтребован.
9. Никулина Карина 1 1 Стабильно в соответствии с возрастнтребован.
10. Рабо Алина 2 2 Повысился
11. Юрийчук Элина 2 2 Повысился
12. Ямбаршев Артём 1 1 Стабильно в соответствии с возрасртнтребован.
Таким образом, совершенно очевидно, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Уже сейчас видны положительные результаты.