Тамара Петросян
Развитие положительных эмоций средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребёнка различными средствами : словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д.
Театр вызывает у детей большую радость и наша задача - доставлять её детям.
Мы часто забываем, что от нас, взрослых, зависит, каким растёт малыш. Он может быть и смышлёным, и послушным, и внимательным, но не умеющим радоваться, растёт угрюмым. Как сложно в жизни будет ему, и окружающим его людям.
Публикация «Развитие положительных эмоций средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Театрализация в силу своей зрелищности, необычайности, особой эмоциональности очень важна в жизни ребёнка. Положительные эмоции стимулируют активное внимание, а следовательно, и понимание происходящего в спектакле, стимулируют и речь детей. Это, безусловно, обогащает представления ребёнка и воспитывает его.
Формирование навыков общения, установление положительных взаимоотношений с людьми - важная задача в воспитании ребёнка.
Наша задача - вызвать интерес у детей, понимание и сопереживание и очень важно вовлечь детей в действие спектакля.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : её тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки а умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству.
Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и "в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваемые" (В. А. Сухомлинский).
Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
Известный композитор Д. Б. Кабалевский так писал о значении искусства для детей: "Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идёт развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков, в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес".
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно - от лица какого-нибудь персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
В процессе подготовки и проведения спектаклей детям прививаются элементарные правила поведения: умение внимательно слушать товарища, не перебивать, не смеяться над его неудачами, радоваться всем вместе успехам, терпеливо дожидаться своей очереди выступления. Дети учатся действовать согласованно, добиваться совместной реализации замысла, ответственно относиться к поставленной задаче, уметь оказывать друг другу посильную помощь.
Очень помогает к подготовке спектаклей перспектива "завтрашней радости"- покажем сказку всем детям группы, малышам. Помогает и дух здорового соревнования: если Лена научится так же хорошо исполнять роль, как Света, она будет участвовать в спектакле для малышей.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.
Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания в записи р. н. м. "Курочка и петушок", воспитатель может спросить детей, подходит ли эта музыка образу смелого Петушка из сказки "Лиса, заяц и петух", и попросить показать данный образ в движении. После этого можно предложить детям загадать друг другу загадки путём имитации движений различных животных, причём, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в том, как один и тот же образ передают разные "актёры" ("чем отличается Лиса-Таня от Лисы-Алёнки?" и т. д.)
Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разными образными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Для развития внимания можно использовать упражнения такие, как "Поймай хлопок", "Повтори - не ошибись", "Четыре стихии" и т. д., на развитие памяти - "Повтори ритм", "Запомни движение", "Тень", "В магазине зеркал", этюды на расслабление мышц - "Штанга", "Сосулька", "Взрыв", "Тающая льдинка", "Насос и мяч", "Фея сна", а также различные этюды на выразительность жестов.
Большое место отводится упражнениям на общение и ведение диалога, что направлено на развитие коммуникативных способностей. В этом очень помогают куклы: бибабо, марионетки, пальчиковый театр, театр на рукавичке, настольный - плоскостной и конусный, тростевой. Из этюдов и упражнений в дальнейшем складывается образ героя, например, сердитой козы, гостеприимной белочки, добрых соседей - зверушек и т. п., что даёт возможность впоследствии разыграть любую сказку или инсценировку. Такая предварительная работа позволяет детям накопить впечатления о героях литературного произведения. Шутки, потешки, небольшие стихи, загадки, чистоговорки, скороговорки делают речь детей чистой и образной.
Регулярность проведения занятий, их системность, а не спонтанность позволяет педагогу добиться высоких результатов. В процессе разучивания материала необходимо соблюдать следующие принципы:
следование природе ребёнка, его темпераменту, характеру;
заинтересованность, новизна, сюрпризность;
обучение через игру;
импровизация;
радость успеха;
подбор доступного и интересного материала;
воспитание гармоничной личности, умеющей видеть прекрасное в жизни и людях.
Участие взрослых в играх и спектаклях, заинтересованность родителей, совместное изготовление красивых костюмов, декораций, атрибутов, афиш сплачивает дошкольный коллектив и делает работу творческой, а значит интересной.
Итак, занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребёнка. Нашей задачей, естественно, не является воспитание артистов - профессионалов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, мы верим, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеемся, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. В человеке всегда заложено творческое начало, и важно уметь его развивать!