Ветчинкина Галина
Содержание адаптированной рабочей программы для детей с умственной отсталостью по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
1.4. Содержание программы (ТУО)
1 УРОВЕНЬ
Особенностью детей, с которыми начинают работать на 1-м уровне обучения, является практически полная невозможность включения их в какую-либо целенаправленную деятельность, даже на уровне выполнения отдельных действий. Интерес ко всему новому у таких детей крайне нестойкий, сконцентрировать их внимание на чем-либо удается лишь на очень непродолжительное время.
Публикация «Содержание адаптированной рабочей программы для детей с умственной отсталостью по познавательному развитию» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Основной задачей данного периода формирование у ребенка с УО предпосылок взаимодействия с педагогом и сверстниками, стимуляция положительных реакций на обучение, установление доверительного контакта. Таким образом, усвоение детьми первого уровня программы предполагает получение знаний, умений и навыков при поддержке специалиста.
Раздел 1. Развитие восприятия и действия с предметами
Восприятие цвета, формы. Показ выделения предмета по цвету или форме. Знакомство со звуками окружающей среды и музыкальными звуками. Знакомство с тактильными ощущениями (гладкое-шершавое, холодное-горячее).
Накопление чувственного опыта при обследовании предметов по цвету и форме. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза: обследование предметов, состоящих их 2-3 деталей. Выполнение действий и движений по инструкции педагога.
Восприятие и узнавание предметов на ощупь. Обозначение знакомых ощущений.
Различение звуков окружающей среды (стук, звон, гудение, и др.) и музыкальных звуков.
Раздел 2. ФЭМП
Ориентировка в собственном теле. Показ и называние частей тела и лица. Ориентировка в пространстве ближайшего окружения, обозначение зон группы и участка. Знакомство с объемной геометрической фигурой - шаром. Знакомство с величиной предметов (большой-маленький). Наблюдение простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, падает снег).
Расширение опыта практического освоения окружающего пространства (помещение группы и участка). Упражнение на соматогнозис. Перемещение в пространстве помещения: движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.).
Упражнение на нахождение такой же фигуры (шара) среди других предметов. Упражнение на сопоставление двух предметов, контрастных по величине: большой –маленький. Объединение разнообразных предметов в множество: однородные и разнородные.
Раздел 3. Предметное и социальное окружение
Знакомство детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспорт и др. Формирование представлений о простейших связях между предметами ближайшего окружения. Знакомство с календарными праздниками: Новый год, 8 марта и др. Расширение представлений о своей семье.
Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, презентаций. Упражнение в предметно-манипулятивных действиях с игрушками (в совместной деятельности). Различение игрушек в игровом уголке группы.
Раздел 4. Ознакомление с природой
Знакомство детей с доступными явлениями природы. Сезонные наблюдения.
Знакомство с фруктами и овощами. Знакомство с домашними и дикими животными.
Рассматривание овощей и фруктов. Узнавание на картинках, иллюстрациях, презентациях, игрушках овощей и фруктов, домашних и диких животных.
2 УРОВЕНЬ
Для детей, занимающихся на данном уровне обучения, характерна
более высокая способность к познавательной деятельности, что также находит отражение в определенном уровне сформированности и целенаправленности в предметных действиях, которые ребенок в состоянии выполнить с небольшой помощью взрослого. Ребенок способен понять и принять простую инструкцию к заданию, у него возникает готовность выполнять это задание. Педагог выступает как помощник, который организует и направляет действия ребенка, при необходимости помогает ему.
Раздел 1. Развитие восприятия и действия с предметами
Показ последовательности нанизывания бус. Дифференцированное зрительное восприятие трех предметов. Определение изменений в предъявленном ряду.
Развитие и координация движений кисти рук и пальцев (пальчиковая гимнастика). Упражнения на согласованность координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков и др.).
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза: обследование предметов, состоящих их 2-3 деталей по инструкции педагога. Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины.
Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
Раздел 2. ФЭМП
Знакомство с новой объемной формой - куб. Показ сравнения кубиков по величине. Определение наличия или отсутствия предмета (есть - нет). Наблюдение простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, падает снег). Последовательность событий (смена времени суток). Обозначение в речи временных представлений - части суток.
Выделение указанной формы (кубик, шар, величины по образцу и подражанию. Сопоставление двух предметов контрастных по величине: большой – маленький. Нахождение такой же фигуры (куб) среди других предметов. Различение и выделение предметов по форме (шар-куб).
Группировка предметов по назначению; составление множества предметов: много, один; по одному, ни одного.
Раздел 3. Предметное и социальное окружение
Формирование представлений о предметах ближайшего окружения: посуда, одежда, обувь, мебель, транспорт и др. Расширение представлений об одежде; о месте хранения одежды. Обогащение представлений о наземном транспорте, его предназначении, введение в речевой обиход названий транспорта. Различение членов семьи, обозначение взаимосвязи.
Узнавание знакомых предметов на картинках, иллюстрациях, презентациях, игрушках. Упражнение в узнавании и назывании предметов одежды, обуви на фотографиях, картинках, иллюстрациях, и др.
Упражнение в показе и назывании частей машины (кабина, кузов, дверь).
Раздел 4. Ознакомление с природой
Формирование представлений о явлениях природы. Сезонные наблюдения. Знакомство с детенышами домашних и диких животных. Закрепление и обогащение представлений о характерных признаках контрастных времен года (зима-лето).
Узнавание на картинках, иллюстрациях, презентациях, игрушках овощей и фруктов, домашних и диких животных. Показ и называние внешнего вида, частей тела (голова, шея, туловище, ноги, хвост) домашних и диких животных. Упражнение на определение и называние детенышей животных.
3 УРОВЕНЬ
Для детей, находящихся на последнем уровне обучения, характерно
достаточно качественное отличие от уровня развития детей, занимающимися по программе предыдущих уровней. На основе относительно стойкого усвоения последовательности предметных действий и мотивации к познавательной деятельности у них формируется способность к выполнению учебной деятельности. У детей этой категории, как правило, наблюдается не только выраженный интерес к новым предметам, игрушкам, но и к тем заданиям, которые им предлагает взрослый. Таким образом, 3-й уровень усвоения детьми программы предполагает усвоение знаний, умений и навыков самостоятельно. Помощь педагога в этом случае необходима лишь в качестве контролирующей помощи.
Раздел 1. Развитие восприятия и действия с предметами
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов. Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Развивать образные представления.
Упражнение в группировке предметов по нескольким сенсорным признакам (цвет, форма, величина). Показ разных способов обследования предметов, активно включение движений рук по предмету и его частям.
Упражнение на осязание предметов: твердый-мягкий, и др.
Развитие слухового восприятия и внимания: звуки детских шумовых инструментов.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Раздел 2. ФЭМП
Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы. Познакомить детей с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Введение в речевой обиход названия форм: круглая, треугольная, квадратная. Развивать умение ориентироваться в пространстве относительно расположения своего тела: вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева, различение правой и левой руки (ноги).
Обследование форм геометрических фигур, их различение. Упражнение в пространственной ориентировке относительно своего тела. Конструирование из палочек, Лего, палочек Кьюизенера, блоков Дьенеша. Различение контрастных частей суток (день-ночь, утро-вечер). Различение контрастных времен года (зима-лето, весна-осень).
Раздел 3. Предметное и социальное окружение
Закрепление представлений о спецтранспорте, его предназначении. Продолжать знакомство с доступными пониманию ребенка профессиями. Закрепление представлений о различных видах транспорта (наземный, воздушный, морской, железнодорожный). Расширение представлений о деятельности человека в разное время года. Гендерные различия людей. Календарные праздники.
Упражнение в узнавании и назывании различных видов транспорта на фотографиях, картинках, иллюстрациях, и др. Выделение знакомых профессий на картинках, иллюстрациях, презентациях, и др. Наблюдение за трудом взрослых, работающих в доме-интернате. Различение мальчиков и девочек в игре, одежде и др.
Раздел 4. Ознакомление с природой
Закрепление представлений о временах года. Обозначение в речи сезонных изменений в природе, различение времен года по основным признакам. Знакомство со свойствами воды и песка. Расширение представлений о среде обитания животных и птиц, их детенышах. Различение фруктов и овощей.
Упражнение в выделении на картинках, иллюстрациях, в презентациях знакомых явлений природы, насекомых, растений, птиц, животных. Выделение характерных признаков внешнего вида птиц, называние детенышей домашних птиц.
Календарно-тематическое планирование (ТУО)
1 УРОВЕНЬ
Месяц Раздел программы Тема занятия Ч
Сентябрь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие зрительного восприятия и внимания: цвет.
Д/и «Найди такой же по цвету» 2
ФЭМП Части тела и лица. 2
Предметное и социальное окружение Наши игрушки.
Игры с мячом. 2
Ознакомление с природой Осень наступила. Наблюдение за листопадом, дождем. 2
Октябрь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие слухового восприятия и внимания. Звуки окружающей среды. 2
ФЭМП Ориентировка в пространстве ближайшего окружения: групповые помещения. 2
Предметное и социальное окружение Моя группа.
Д/и «Покажи, где играешь (кушаешь, спишь и т. д. ?» 2
Ознакомление с природой Что растет в саду: знакомство с фруктами. 2
Ноябрь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие тактильно-двигательного восприятия, мелкой моторики.
П/игра «Кулачки-ладошки» 2
ФЭМП Ориентировка в пространстве: наш участок. 2
Предметное и социальное окружение Моя семья.
Д/и «Дружная семейка» 2
Ознакомление с природой Что растет на огороде: знакомство с овощами. 2
Декабрь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие зрительного восприятия и внимания: форма. Нахождение такой же фигуры (шара) среди других предметов. 2
ФЭМП Объединение разнообразных предметов в множество: однородные и разнородные. 2
Предметное и социальное окружение Одежда и обувь.
Д/и «Как одеваемся мы зимой?» 2
Ознакомление с природой Скоро праздник. 2
Январь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие слухового восприятия и внимания.
Знакомство с музыкальными звуками. 2
Предметное и социальное окружение Мой дом. Мебель.
Р. н. сказка «Три медведя» 2
Ознакомление с природой Зимушка-зима. Наблюдение за снегопадом. 2
Февраль Развитие восприятия и действия с предметами Развитие тактильно-двигательного восприятия. Д/и «Гладкое-шершавое». 2
ФЭМП Ориентировка в собственном теле. 2
Предметное и социальное окружение День защитника Отечества.
Д/и «Папа может…» 2
Ознакомление с природой Домашние животные. 2
Март Развитие восприятия и действия с предметами Развитие зрительного восприятия и внимания. Показ выделения предмета по цвету или форме. 2
Предметное и социальное окружение Мамин день.
Д/и «Соберем бусы для мамы» 2
Ознакомление с природой Весна красна 2
Апрель Развитие восприятия и действия с предметами Развитие слухового восприятия и внимания.
Д/и «Громко-тихо» 2
ФЭМП Перемещение в пространстве помещения: движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад) 2
Предметное и социальное окружение Транспорт.
Д/и «Прокати машинку» 2
Ознакомление с природой Дикие животные. 2
Май Развитие восприятия и действия с предметами Развитие тактильно-двигательного восприятия. Д/и «Холодное-горячее» 2
ФЭМП Величина предметов. Сопоставление двух предметов, контрастных по величине: большой-маленький. 2
Предметное и социальное окружение Посуда.
Д/и «Напоим куклу чаем» 2
Ознакомление с природой Скоро лето. Наблюдение за погодой и растениями. 2
ИТОГО 68
2 УРОВЕНЬ
Месяц Раздел программы Тема занятия Ч
Сентябрь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие зрительного восприятия и внимания. Определение изменений в предъявленном ряду (3 предмета) 2
ФЭМП Знакомство с новой объемной формой - куб. Определение наличия или отсутствия предмета (есть - нет). 2
Предметное и социальное окружение Наша группа: моя кровать, место за столом и др. Экскурсия по дому-интернату. 2
Ознакомление с природой Золотая осень. 2
Октябрь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие слухового восприятия и внимания.
Игры с погремушкой. 2
ФЭМП Последовательность событий (смена времени суток). Части суток. 2
Предметное и социальное окружение Я и моя семья.
Различение членов семьи, обозначение взаимосвязи. 2
Ознакомление с природой Во саду ли, в огороде. 2
Ноябрь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие тактильно-двигательного восприятия. Упражнения на согласованность координации движений рук и глаз. 2
ФЭМП Нахождение такой же фигуры (куб) среди других предметов. 2
Предметное и социальное окружение Одежда и обувь.
Д/и «Как одеваемся мы осенью» 2
Ознакомление с природой Домашние животные и их детеныши. 2
Декабрь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие зрительного восприятия и внимания. Определение изменений в предъявленном ряду. 2
ФЭМП Выделение указанной формы (кубик, шар, по образцу и подражанию. 2
Предметное и социальное окружение Я и мои сверстники.
Д/и «Узнай и покажи» 2
Ознакомление с природой Новогодний праздник. 2
Январь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие слухового восприятия и внимания.
Подражание неречевым и речевым звукам. 2
Предметное и социальное окружение Различение и выделение предметов по форме (шар-куб). 2
Ознакомление с природой Зимушка-зима. 2
Февраль Развитие восприятия и действия с предметами Развитие тактильно-двигательного восприятия. Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. 2
ФЭМП Группировка предметов по назначению. Показ сравнения кубиков по величине. 2
Предметное и социальное окружение День защитника Отечества.
Военный транспорт. 2
Ознакомление с природой Домашние птицы. Д/и «Кто как кричит?» 2
Март Развитие восприятия и действия с предметами Развитие зрительного восприятия и внимания. Обследование предметов, состоящих их 2-3 деталей по инструкции педагога 2
Предметное и социальное окружение Женский день.
Д/и «Соберем бусы для мамы» 2
Ознакомление с природой Весна красна. 2
Апрель Развитие восприятия и действия с предметами Развитие слухового восприятия и внимания.
Различение речевых и неречевых звуков. 2
ФЭМП Составление множества предметов: много, один; по одному, ни одного. 2
Предметное и социальное окружение Наземный транспорт.
Показ и называние частей машины. 2
Ознакомление с природой Д/и «Кто где живет?» (животные). 2
Май Развитие восприятия и действия с предметами Развитие тактильно-двигательного восприятия. Пальчиковая гимнастика. 2
ФЭМП Временные представления: части суток. 2
Предметное и социальное окружение Дом. Мебель.
Конструирование из кубиков (лего). 2
Ознакомление с природой Скоро лето. Летние забавы. 2
ИТОГО 68
3 УРОВЕНЬ
Месяц Раздел программы Тема Ч
Сентябрь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие зрительного восприятия и внимания: выделение заданного цвета.
Группировка предметов по цвету. 2
ФЭМП Составление группы из однородных предметов и выделение из них отдельного предмета. 2
Предметное и социальное окружение Виды спецтранспорта, его предназначение. 2
Ознакомление с природой Золотая осень.
Обозначение в речи сезонных изменений в природе. 2
Октябрь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие слухового восприятия и внимания.
Звуки детских шумовых инструментов (погремушка, колокольчик) 2
ФЭМП Знакомство с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. 2
Предметное и социальное окружение Знакомство с профессиями. 2
Ознакомление с природой Во саду ли, в огороде. Различение фруктов и овощей. 2
Ноябрь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие тактильно-двигательного восприятия: осязание предметов: твердый-мягкий.
Упражнения на развитие мелкой моторики. 2
ФЭМП Ориентировка в пространстве относительно расположения своего тела: вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева, различение правой и левой руки (ноги). 2
Предметное и социальное окружение Виды транспорта: наземный, воздушный, морской, железнодорожный. 2
Ознакомление с природой Домашние птицы и их детеныши. 2
Декабрь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие зрительного восприятия и внимания: выделение заданной формы.
Группировка предметов по форме. 2
ФЭМП Обследование форм геометрических фигур, их различение. 2
Предметное и социальное окружение Гендерные различия людей: мальчик и девочка, мужчина и женщина. 2
Ознакомление с природой Новогодний праздник. 2
Январь Развитие восприятия и действия с предметами Развитие слухового восприятия и внимания. Звуки детских шумовых инструментов (маракас, барабан) 2
Предметное и социальное окружение Наблюдение за трудом взрослых, работающих в доме-интернате. 2
Ознакомление с природой Зимушка-зима.
Обозначение в речи сезонных изменений в природе. 2
Февраль Развитие восприятия и действия с предметами Развитие тактильно-двигательного восприятия: осязание предметов: твердый-мягкий.
Упражнения на развитие мелкой моторики. 2
ФЭМП Различение контрастных частей суток (день-ночь, утро-вечер) 2
Предметное и социальное окружение День защитника Отечества.
Военная техника. 2
Ознакомление с природой Домашние животные и их детеныши. 2
Март Развитие восприятия и действия с предметами Развитие зрительного восприятия и внимания: выделение заданной величины.
Группировка предметов по величине. 2
Предметное и социальное окружение Мамин день. 2
Ознакомление с природой Весна красна.
Обозначение в речи сезонных изменений в природе. 2
Апрель Развитие восприятия и действия с предметами Развитие слухового восприятия и внимания.
Звуки детских шумовых инструментов (металлофон, бубен). 2
ФЭМП Различение контрастных времен года (зима-лето, весна-осень). 2
Предметное и социальное окружение Различение мальчиков и девочек в игре, одежде и др. 2
Ознакомление с природой Дикие животные и их детеныши. 2
Май Развитие восприятия и действия с предметами Развитие тактильно-двигательного восприятия:
осязание предметов: твердый-мягкий.
Упражнения на развитие мелкой моторики. 2
ФЭМП Конструирование из палочек, Лего, палочек Кьюизенера, блоков Дьенеша. 2
Предметное и социальное окружение Деятельность человека в разное время года.
Выделение знакомых профессий на картинках, иллюстрациях, презентациях 2
Ознакомление с природой Скоро лето.
Насекомые и растения. 2
ИТОГО 68