Татьяна Макарова
СОД «Воздух вокруг нас» подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление представлений о значении воздуха для человека.
Задачи:
Обобщать, уточнять знания детей о воздухе, его свойствах (бесцветный, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ; закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
Формировать интерес, любознательность и познавательную мотивацию по отношению к окружающему миру.
Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.
Публикация «СОД „Воздух вокруг нас“ подготовительная группа» размещена в разделах
Формировать навыки экологической безопасности, развивать экологическое сознание.
Развивать воображение и творческую активность.
Воспитать бережное отношение к окружающему миру.
Ход:
1.Приветствие:
Все скорей ко мне идите!
Не стесняйтесь, не ленитесь!
Вы друг другу улыбнитесь,
В круг скорее становитесь!
2. Речевое общение:
Воспитатель предлагает детям выбрать по одному воздушному шарику и распределиться на две команды.
- Ребята, у меня есть для вас подарок – воздушные шарики (белые и синие). Выберите себе один шарик. Обратите внимание, что у каждого шарика есть зашифрованное задание. Вам интересно - какое? (да). Я желаю вам удачи!
3. Решение логических задач:
2+2=? Е
6- 3=? Т
7-2 =? Р
1+1=? Е
5-4 =? В
1
В 2
Е 3
Т 4
Е 5
Р
7-6 =? В
1+2=? З
8-4 =? Д
6-4 =? О
9-3 =? Х
3+2=? У
1
В 2
О 3
З 4
Д 5
У 6
Х
Дети выкладывают ответы – слова на мольберте (во время выполнения задания звучит спокойная музыка).
-Молодцы! Справились со сложным заданием.
4. Игровое общение: «Воздушный шари[b]к[/b]»Дети по кругу передают воздушный шарик и называют свойства воздуха (прозрачный, бесцветный, невидимый, лёгкий., ветра (сильный, слабый, порывистый, морской, солёный, тихий, шторм, метель, торнадо)
- Ребята, а почему мы говорим про воздух и ветер вместе? (ветер – это движение воздуха)
5. Динамическая пауза «Ветер» (под сопровождение звукозаписи ветра)
Осторожно ветер
За калитку вышел, (руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко, (постучать пальчиками по коленкам)
Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками поруке вверх - вниз)
Покачал тихонько
Ветками черёмух, (руки поднять вверх, махи руками вправо - влево)
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых. (погрозить пальчиком)
И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью. (махи руками)
6. Речевое общен[b]ие [/b]
- Ребята, а что помогает нам получать новые знания? (энциклопедии, книги, путешествия, игры, интернет, фильмы, спросить у взрослых). А ещё как можно узнать то, что нам неизвестно?
7. Слайд № 3 - на экране видео- обращение Дедушки Зная:
- Здравствуйте, ребята, я – Дедушка Знай и я рад вас приветствовать в стране ДОКОРУПО!
- А вы знаете, что это за страна?
Даже сквозь самую сильную лупу
Глупо на карте искать ДОКОРУПО,
Поскольку великая это страна
На карту не может быть нанесена.
В ту страну не идут поезда,
И самолёт не летает туда,
Но если всмотреться внимательным взглядом
Во всё, что с тобою находится рядом,
То не придётся дорогу искать
В страну, ДО КОторой Рукою Подать.
(слайд № 4: слово ДОКОРУПО с расшифровкой)
- Ребята, я приглашаю вас в свою лабораторию (слайд № 5)
Воспитатель – Спасибо, ДОКОРУПО – это страна, которая находится вокруг нас, и чтобы попасть в неё, достаточно закрыть глаза, а потом открыть и посмотреть на всё другими глазами – глазами исследователя, экспериментатора.
-Ну что же, давайте встанем в круг и возьмёмся за руки, скажем заветные слова:
«Раз, два, три – в ДОКОРУПО попади»
8. Работа по подгруппам: опытно – экспериментальная деятельность.
Воспитатель предлагает детям распределиться по подгруппам с помощью значков – парашютов (по цвету) и объединиться в подгруппы, одеть шапочки лаборантов. Каждая подгруппа проводит свой эксперимент, руководствуясь алгоритмом (карта – схема).
Воспитатель:
- Перед учеными стоит такая задача: постараться в своей лаборатории с помощью опытов обнаружить воздух, а затем - это доказать.
- Прошу исследователей воздуха пройти в свои лаборатории (дети расходятся, проводят опыты с воздухом, используя приготовленное оборудование и материал).
1 подгруппа: «Воздух – невидимка»
Дети рассматривают карту – схему (алгоритм, совещаются, проводят эксперимент: на дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой. Вынув стакан из воды, и потрогав салфетку, выясняется, что она оказалась сухой.
Вывод: в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.
Дети снова опускают стакан в банку с водой, но теперь держат стакан не прямо, а немного наклонив его.
Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха).
Вывод: воздух прозрачный, невидимый.
2 подгруппа: «Где спрятался воздух»
Дети берут целлофановые мешочки и скручивают их со стороны отверстия. По мере скручивания мешочки надуваются, становятся выпуклыми. Дети приоткрывают мешок (протыкают зубочисткой) и направляют струю воздуха на салфетку.
Вывод: в мешочке находится воздух, который и раздувает мешочек.
3 подгруппа: «Движение воздуха»
Дети берут ком земли (глины, кусочек кирпича, кусочки сахара, губку и все это опускают в воду. В воде появились пузырьки воздуха.
Вывод: в земле, в кирпиче, в кусочке сахара,в губке находится воздух.
Воспитатель: Итак, начинаем заседание ученого совета:
- О своем открытии расскажут ученые лаборатории №1. (подгруппы поочередно доказывают выводы своих опытов.
- Есть другие мнения? Что ж, поздравляем вас с открытием!
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы доказали, что воздух находится вокруг нас.
9. Музыкально – динамическая пауза:
Воспитатель:
- Сейчас закройте глаза, послушайте музыку, (звучит аудиозапись "Гроза" Вивальди) и скажите, что она вам напомнила? (Дождь, гром, ветер, метель).
Воспитатель: - Как вы думаете, откуда взялся дождь? (Это ветер пригнал тучи).
Воспитатель: - По вашему: что такое ветер? (Это движение воздуха).
Воспитатель: - Покажите, как можно почувствовать ветер. (Дети ладонью, веером, листком машут перед лицом).
Воспитатель: - Что вы при этом ощущаете? (Прохладу, свежесть)
10. Дидактическая игра: «Хорошо – плохо» (звучит фонограмма «Песенка ветра» из фильма «Приключения жёлтого чемоданчика).
Слайды №7,8: на слайде картинки, отображающие отрицательное влияние деятельности человека на воздушное пространство (пожары, дымящиеся трубы заводов, выхлопные газы автомобилей, свалки мусора, баллоны с хим. средствами) и использование ветра и воздуха в мирных целях (ветряные мельницы, игры детей с вертушками, воздушными шарами, воздушными змеями, флюгер на крыше, парусная регата) – воспитатель показывает картинку, дети называют влияние на воздух этого предмета или явления: положительное или отрицательное (предметы или явления, оказывающие отрицательное воздействие – исчезают, положительное – качаются).
11. Видеогимнастика для глаз: «Ёлочка»
12. Речевое общение:
Воспитатель: - Ребята, а что люди могут сделать, чтобы в нашем городе воздух всегда был чистый? (ответы детей).
- Сегодня нам о Законе РФ, как его соблюдать и как нам правильно поступать расскажет Галина Геннадьевна, мама Серёжи Козлова, учитель истории.
(Приглашается гость группы: рассказывает об ответственности за сохранение атмосферного воздуха с использованием слайдовой презентации, вручает детям памятки и приглашает на экскурсию в школу в настоящую лабораторию).
13. Продуктивная деятельность: плакат – «Мы за чистый город».
Дети выбирают из заготовок нужные иллюстрации, фотографии, соответствующие охране окружающей природы, наклеивают на лист ватмана, на котором изображен город, при необходимости с помощью маркеров изображают запрещающие или разрешающие знаки.
Воспитатель: - Молодцы ребята, с этим плакатом мы пойдём к ребятам старшей группы и расскажем, как надо беречь природу и воздух в нашем городе.
14. Ритуал прощания: - Ребята, наше путешествие в страну ДОКОРУПО заканчивается, нам пора возвращаться в детский сад, давайте попрощаемся с Дедушкой Знаем (слайд № 9) и Галиной Геннадьевной.
- Снова за руки возьмёмся и произнесём заветные слова:
Раз, два, три – в детский садик попади!
15. Рефлексия:
Воспитатель предлагает подойти к мольберту и выбрать значок воздушного шарика того цвета, который отвечает его настроению после занятия:
красный – узнал много интересного и очень понравилось;
жёлтый – понравилось;
синий – было скучно.
Литература:
1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М. : Мозаика – Синтез, 2014 – 80с.
2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2003 – 80с.
3. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2014. – 112с.