Наталья Фролова
СОД по развитию речи с детьми средней группы компенсирующей направленности (ЗПР) «Мамин день»
▼ Скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад комбинированного вида» № 61
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
Тема «Мамин день»Составила учитель-дефектолог
Петрова Наталья Николаевна
ЦЕЛЬ. Развитие навыков общения и связной речи.
ЗАДАЧИ.
Образовательные
• Упражнять детей в ответах на вопросы педагога полным предложением.
Публикация «СОД по развитию речи с детьми средней группы компенсирующей направленности (ЗПР) „Мамин день“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
• Учить детей составлять рассказ на основе личного опыта с опорой на наглядный стимульный материал (фотографии).
• Активизировать словарь по теме, закреплять правильное использование в речи слов, обозначающих цвет, форму, глаголов, обозначающих трудовые действия.
Воспитательные
• Воспитывать уважительное отношение и любовь к маме, желание ей помогать.
• Воспитывать умение слушать рассказ педагога, выслушивать ответ другого ребенка, не перебивая, действовать сообща.
Коррекционно-развивающие
• Развивать слуховое и зрительное восприятие.
• Развивать зрительную память, концентрацию слухового и зрительного внимания.
• Учить согласовывать имена существительные с именами прилагательными в винительном падеже и имена существительные с числительными
• Упражнять в пересчете предметов в пределах 5.
• Развивать мускулатуру пальцев и кистей рук.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: комплексная образовательно-воспитательная работа по лексической теме «8 Марта – Мамин день»; прослушивание песни «Солнышко лучистое» (сл. Л. Миронова, муз. Р. Рустамова); проведение речевого упражнения с движениями «Дружно маме помогаем…». Работа с родителями: реализация семейных традиций – поздравление мамы (бабушки) с праздником 8 Марта.
МАТЕРИАЛЫ И АТРИБУТЫ: звукозапись песни «Солнышко лучистое» (сл. Л. Миронова, муз. Р. Рустамова); сюжетная картина «Мамин день», фланелеграф, трубки-«телескопы» - 3 шт. ; фишки-магниты, магнитная доска; дидактический куб с скрытым отверстием («стиральная машина», платочки оттеночных цветов (5 шт, натянутая веревочка, прищепки, набор фотографий, на которых запечатлено празднование маминого дня в семье (на каждого ребенка).
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
ХОД СОД
1. 1. Оргмомент Задачи Привлечь внимание детей, нацелить на тему занятия (По пути в кабинет)
Педагог: - Мы сейчас с вами зайдем в кабинет, там будет звучать песенка, внимательно послушайте, о чем в ней поется.
2. Основная часть
2.1 Вводная часть 1. Введение в тему занятия
Задачи. Развитие слухового восприятия музыкального материала
Упражнять детей в ответах на вопросы педагога полным предложением.
Звучит песня «Солнышко лучистое» Слова: Л. Миронова, музыка: Р. Рустамова. Педагог: - О чем поется в песенке, которую вы прослушали?
Ответы детей: «В этой песенке поется о солнышке, о мамочке»
2.2 Рассматривание сюжетной картины «8 Марта».
Дидактическая игра «Телескоп» Задачи. Развитие зрительного восприятия, концентрации зрительного внимания. Упражнять детей в ответах на вопросы педагога полным предложением. Вывешивается сюжетная картина «8 Марта»
Для игры используются трубки «телескопы» из картона. Детям предлагается встать около фланелеграфа и рассмотреть сюжетную картину «8 Марта». Выдерживается пауза для рассматривания
Вопросы по картине:
- Как вы думаете, какое событие изображено на картине? Ответы детей: (Дети и папа поздравляют маму с праздником.)
- Почему вы так думаете? (Потому, что мама держит цветы, на столе стоит торт, дети и папа дарят подарки)
Дид. игра «Телескоп»
Педагог. – Я предлагаю вам поиграть в одну очень интересную игру, она называется «Телескоп». Телескоп – это подзорная труба, в которую мы будем рассматривать нашу картину. Вам нужно будет немного отойти от картины, посмотреть в подзорную трубу и рассказать, что вы там увидели. (Педагог раздает трубы, детям, одну оставляет себе). Дети составляют полные предложения об увиденном. Например, «Я увидел торт», «Я увидел, как мама улыбается» и т. д.
2.3 Рассказ воспитателя Задачи. Развитие зрительного восприятия, концентрации зрительного внимания. Воспитывать умение слушать рассказ педагога
Педагог предлагает детям сесть на стульчики напротив картины и дает образец рассказа по сюжетной картине:
«Наступил Мамин день – 8 Марта. Папа и дети поздравили мамочку с праздником. Папа подарил маме цветы и подарок. Дочка помогла накрыть праздничный стол, а сын сделал красивую открытку. Маме очень понравились поздравления, она была очень рада».
2.4 Речь с движениями «Дружно маме помогаем» Задачи. Профилактика утомления.
Развитие мускулатуры пальцев и кистей рук. Воспитание уважительного отношения и любви к маме, желания ей помогать.
Используется дид речевой материал «Дружно маме помогаем» Педагог подзывает детей к себе и спрашивает: - Ребята, а вы любите своих мамочек? Как вы им помогаете? Ответы детей: (Убираем игрушки. Вытираем пыль. И т. д.). Мамочку надо беречь, заботится о ней. Педагог: - Давайте с вами поиграем в игру «Дружно маме помогаем» и поможем маме в домашних делах. Дети выполняют движения по ходу стихотворения по показу педагога.
«Дружно маме помогаем, пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
– И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем».
- Молодцы, вот так и дома помогайте и заботьтесь о своих мамах.
2.5 Дид игра «Вспомни и назови» Задачи. Развитие зрительной непроизвольной памяти. Упражнять детей в ответах на вопросы педагога полным предложением.
Материалы. Фишки-магниты, магнитная доска.
Педагог предлагает детям вспомнить, что было изображено на картине, которую они рассматривали и ответить на вопросы. За правильные ответы дети получают фишки - магниты. Примерные вопросы: «Какого цвета у мамы платье?», «Что стояло на столе?», «Какого цвета цветы папа подарил маме?», «Что подарил маме сын?», «Что стояло на столе?», «Какое у мамы было настроение?», «Были ли у папы очки?». В конце подводится итог игры. Можно попросить детей пересчитать свои фишки.
2.6 Дид. игра «Платочки» Задачи. Развитие мускулатуры пальцев и кистей рук.
Учить согласовывать имена существительные с именами прилагательными (названиями оттенков цветов) в винительном падеже и имена существительные с числительными
Упражнять детей в ответах на вопросы педагога полным предложением. Упражнять в пересчете предметов в пределах 5. Воспитание уважительного отношения и любви к маме, желания ей помогать. Материалы. Дидактический куб с скрытым отверстием («стиральная машина», платочки оттеночных цветов (5 шт, натянутая веревочка, прищепки.
Педагог обращает внимание детей на дидактический куб, сообщает, что это стиральная машина, и мама постирала в ней платочки. Педагог: - Давайте поможем мамочке развесить платочки, чтобы посушить. Дети достают платочки и развешивают на веревку, прижимая прищепками. По ходу выполнения игровых действий, педагог задает вопросы: «Какого цвета платочек ты повесил?» Когда дети развесят платочки, педагог предлагает посчитать их. В конце педагог хвалит детей за то, что они помогли мамочке. В конце игры можно попросить детей отстегнуть прищепки и сложить платочки в тазик.
2.7 Составление рассказа из личного опыта с опорой на наглядный стимульный материал (фотографии). Задачи. Обучение детей составлению рассказа на основе личного опыта с опорой на наглядный стимульный материал. Воспитывать умение выслушивать ответ другого ребенка, не перебивая. Материалы. Набор фотографий, на которых запечатлено празднование маминого дня в семье (на каждого ребенка). Педагог: - Ребята, я знаю, что в ваших семьях, тоже очень интересно прошел праздник 8 Марта. Я предлагаю вам рассказать об этом событии по фотографиям. Дети по очереди составляют рассказы с опорой на фотографии. В конце педагог спрашивает, какое настроение было у мамы, что понравилось больше всего.
3. Итог. Рефлексия.
Педагог спрашивает у детей что понравилось, что не понравилось им на занятии. Хвалит детей, за то, что они так хорошо умеют помогать маме, любят ее, заботятся о ней.
Педагог: - В группе мы с вами сделаем фотоальбомы, и вы сможете докладывать туда фотографии с каждого праздника «8 Марта».