Хлыстова Наталья Григорьевна
Социокультурный проект «120 вопросов для умников и умниц»
▼ Скачать + Заказать документы
Социокультурный проект интеллектуального воспитания школьников
«120 вопросов для умников и умниц» в 5 классе
к 305-летию со времени основания библиотеки Российской Академии наук
Хлыстова Н. Г, классный руководитель
Разделы: Внеклассная работа
Как из копеек составляются рубли, так и из
крупинок прочитанного составляется знание.
В. Даль
Актуальность проекта :
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Проекты, проектная деятельность
- Умники и умницы. Интеллектуальная игра
- Темочки
Телевизор, компьютеры, развлечения постепенно вытесняют печатное слово. Такая тенденция прослеживается по всей стране. Различные исследования показывают, что основные читатели - школьники. И то в основном потому, что это требует образовательная программа. Но чем старше человек, тем реже он обращается к книгам. По оценке читательской грамотности PISA–2018 российские учащиеся заняли лишь 26 место. Словом, наслаждение книгой постепенно уходит. Но за этим всем кроется воспитание не просто читателя, а человека культуры. Чтобы вернуть интерес к чтению-размышлению, надо вернуть воспитание в общество и в школу. Президент В. В. Путин считает, что, надо воспитать у молодого поколения «побуждение к работе души и совести», а применительно к данному проекту привить ребенку вкус к чтению, т. е. сделать лучший подарок, который только можно ему сделать.
Цель проекта :
пробудить у детей интерес к чтению, воспитать читателя, который на основе классической литературы впитает в себя особенности русской души – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины.
Задачи проекта :
организация сотрудничества “ученик-родитель-учитель”
- возрождение традиции семейных чтений;
- повышение культуры чтения;
- приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению библиотеки.
• Сроки разработки и реализации проекта :
2018 год – 2019 год
01.09.18– 10.09.18 – формирование рабочей группы.
01.10.18 – 30.05.19 – реализация проекта (проведение мероприятий, конкурсов, выставок, экскурсий, бесед).
Уникальность проекта :
• Привлечение родителей к составлению вопросов, подведению итогов
• Соревновательность обучающихся в правильных ответах по времени
Аудитория проекта :
Данный проект направлен на учащихся общеобразовательных учреждений - 5 класс
Основные этапы реализации интеллектуального воспитания в современной школе обусловлены динамикой личностного развития обучающихся.
У учащиеся 5 классов активизируются стремление к постижению окружающего мира и самоутверждению, поиску своего места в социуме.
Психологические особенности личности в подростковом возрасте.
Подростковый период - это время активной
учебной деятельности, которая приобретает смысл как деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию;
сферы общения с товарищами, которое становится «особой формой жизни подростка» и выступает как деятельность по установлению близких отношений в коллективе;
фазы взросления как новообразования младшего подросткового периода – специфической формы самосознания, социального по своей природе и проявляющегося в «чувстве взрослости»;
способности по овладению этическими нормами поведения, специфика которого связана с понятием качеств «хорошего товарища», оцениваемых в отношении себя самого. Это также указывает на новый этап в становлении самосознания подростков.
Основные характеристики возраста:
• формирование нового представления о себе, укрепление самооценки;
• стремление к общению со сверстниками;
• развитие рефлексии;
• бурное и плодотворное развитие познавательных процессов;
• формирование абстрактного и теоретического мышления;
• становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого, произвольного внимания и логической памяти;
• развития самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач;
• бурный рост, физическое развитие, половое созревание. Повышенная активность и повышенная утомляемость одновременно. Значительный рост энергии и некоторое снижение работоспособности.
Ожидаемые результаты:
Реализация данного проекта предполагает формирование:
• системы знаний об окружающем мире;
• повышения интереса к различным сферам жизни общества;
• совместной деятельности детей и родителей по посещению библиотеки;
• активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации.
База проекта :
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» п. Алмазный Мирнинского района Республики Саха (Якутия).
Этапы реализации проекта :
Формирование рабочей группы
Социально-полезное дело
Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников.
Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению.
Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта. Изменение отношений «ученик-родитель-библиотекарь- учитель», создание коллектива единомышленников.
Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.
Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы, повышение востребованности школьной библиотеки и Интернет-ресурсов как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.
Развитие УУД учащихся:
Личностные УУД: выражаются формулой: «Я читатель», ребёнок оценивает свою читательскую деятельность, свои достижения в этой области; учится считаться с мнением других, проявлять терпение и доброжелательность при обсуждении произведений, доверять собеседнику;
Регулятивные УУД: организация своей читательской деятельности и участие в проекте; планирование этапов деятельности; корректировка в планах самим ребёнком; саморегуляция;
Познавательные УУД: формирование поисковой и исследовательской деятельности, тесно связаны с проектом; расширяются возможности для межпредметных связей