Вера Зайцева
Социокультурное развитие личности ребенка средствами мини-музея
▼ Скачать + Заказать документы
Предназначение педагога – дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас. Чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов
Одной из важнейших задач дошкольного образования согласно Федеральному государственному образовательному стандарту выступает задача приобщения детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества, государства. Также отмечается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях своего народа и других народов. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для социокультурного развития, перед детьми открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих взаимоотношений. Термин «социокультурное развитие», по мнению Н. Я. Большуновой, означает процесс формирования у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, правде и лжи, времени и пространстве, дружбе и т. д. В ходе социокультурного развития происходит усвоение социального опыта, знаний, умений и навыков, социальных норм, опыта взаимодействия с другими людьми. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, т. е. установить собственное отношение с обществом, историей, культурой человечества я считаю главным в своей работе.
Публикация «Социокультурное развитие личности ребенка средствами мини-музея» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, и делают сами. В нашем дошкольном учреждении недостаточно разнообразная развивающая среда, методическое обеспечение не в полной мере соответствует ФГОС и именно здесь мне помогает музейная педагогика.
Что нам приходит на ум, когда мы слышим слово «музей»? – Это то место, где собраны различные экспонаты : предметы старины, картины, посуда и прочее, прочее. Но каково главное правило при посещении музея? Ничего нельзя трогать руками, вы согласны? А вот в мини-музеях и экспозициях, созданных на нашей группе – не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, дедушка и бабушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мини-музей в нашей группе начался с малого – уголка уединения. Поскольку в этом году я набирала малышей, во время адаптации у некоторых ребят, возникало желание побыть одному, уединиться. «Уголок уединения» - это место, где ребёнок может успокоиться, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить» маме или просто помечтать. Создание данного уголка помогло мне сформировать положительный эмоциональный микроклимат в группе и облегчить привыкание к детскому саду, к новым сверстникам и взрослым, новому распорядку дня. Первое время он был очень востребованным, так как во время адаптации ребята остро переживали разлуку с родителями. Но со временем, острая необходимость в нем отпала, и он преобразовался в мини-музей «В гостях у сказки Курочка-Ряба». Часть слова «мини», в нашем случае, отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики.
Изначально он создавался как «наглядное пособие» для лучшего образного восприятия при прочтении сказки, когда ребенок погружается в специально-организованную среду, которая включает в себя элементы старины (печь, самовар, ухват, кочерга и пр.) К сожалению, на сегодняшний день наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формирует поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Благодаря этому мини-музею через имитацию образа героев дети научатся различать добро и зло, характеризовать поступки, поведение, выражать эмоции и понимать чувства других. Воображение и фантазия максимально развитые в детском возрасте помогут детям в дальнейшем проникнуться духом иного исторического времени, а значит освоить, преобразовать накопленные историко-культурные ценности.
А теперь перейдем непосредственно к нашему мини-музею. Его создание проходило в несколько этапов: постановка целей и задач перед родителями, сбор экспонатов, выбор места с упором на такие критерии, как доступность для детей и его безопасность. Так как наш музей отнюдь не выставка, а своего рода некая интерактивная площадка, главной целью которой является первичное развитие социокультуных навыков, то взаимодействуя с экспонатами мини-музея в игровой форме малыши приобретают социально-коммуникативные навыки, обогащают свой словарный запас, формируют ряд практических умений, приобщаются к народной культуре.
Помимо мини-музеев, в нашей группе регулярно функционируют интерактивные экспозиции, приуроченные к дням рождения детских писателей и поэтов, а также праздникам, основанным на народных традициях. Так совсем недавно у нас была организована выставка «Наши первые стихи» из цикла «Игрушки» А. Л. Барто. Родители совместно с ребятишками сделали книжки-малышки, которые стали неотъемлемой частью данной выставки. Такая совместная работа детей и родителей позволяет детям почувствовать свою причастность к процессу (коммуникация, способствует развитию творческих способностей ребятишек, а также повышает интерес к познанию нового. А обыгрывание стихов обеспечивает их лучшее запоминание, развивает у детей образное мышление, вызывает любовь к творчеству, учит различать добро и зло, выражать эмоции и понимать чувства других.
В преддверии Масленичной недели посредством созданного тематического уголка «Масленица пришла», малыши получили первичные представления об этом русском народном празднике и характерных для него обрядах -
традициях гостеприимства и истории появления блинов. В гости к малышам приходили ребята старшей группы, изучили экспонаты выставки, а потом, в свою читали им стихи, водили с ними хороводы, играли в игры и в конце устроили совместное чаепитие.
Проведение такого рода мероприятий способствует развитию коммуникативных навыков, умению помогать и общаться друг с другом.
А также воспитывает интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
Также на нашей группе «работает» мини-музей «Музыкальные инструменты», «экспонаты» которого ребята активно используют во время музыкальных занятий и в самостоятельной игровой деятельности. Детям очень нравится не только их рассматривать, но и самим ощущать себя в роли музыкантов, издавая с их помощью различные звуки. (Развитие муз. слуха).
В скором будущем откроется новая выставка, приуроченная к дню рождения К. И. Чуковского. Экспонаты для нее родители изготавливают своими руками из бросового материала. На данном слайде вы уже можете познакомиться с некоторыми из них.
Подводя итог, хочется отметить, что данная практика использования мини-музеев и экспозиций показывает, что дети внимательнее слушают литературные произведения в исполнении педагога, с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах, в самостоятельной деятельности разыгрывают знакомые произведения с помощью игрушек, становятся дружнее, чаще приходят друг другу на помощь. Таким образом проделанная работа дает положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей. Именно музей становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого, у детей закладываются социокультурные нормы и традиции.