Зоя Клюкина
Социальный проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мы живём в Кузбассе»
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к родному краю, знание его истории – основа духовной культуры всего общества. Как заметил академик Д. С. Лихачё в: «Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался с корней». Знакомство с историей, культурой, природой, социальным миром и бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, свой край. Формирование у детей с интеллектуальными нарушениями исторических знаний по истории родного города, края - это сложный педагогический процесс, предполагающий совместную деятельность педагога и воспитанников.
Публикация «Социальный проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Мы живём в Кузбассе“» размещена в разделах
- Кемеровская область. Кузбасс
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Проблема изучения родного города, края является социально – значимой и актуальной. Любовь и уважение к близким людям, к работникам детского дома, к родному городу играют огромную роль в становлении личности ребенка. Поэтому помочь воспитанникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл работы по внедрению проекта. Воспитывая детей с интеллектуальными нарушениями на событиях, тесно связанных с историей, природой родного города, края, бытом людей, живущих рядом, мы тем самым формируем глубокую привязанность к родному краю, чувство гордости за него, развиваются такие черты характера, которые помогут детям стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Практическая значимость проекта состоит в том, что в работе с такими детьми учитывается круг их интересов и потребностей, уровень общих знаний относительно своей малой родины, потребности в тех или иных мероприятиях для социализации и реабилитации. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у воспитанников представление о том, чем славен наш родной край и наш город Юрга.
Любая область, любой город и даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному городу и краю, его патриотические чувства. Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным, что способствует умственному и творческому развитию детей.
2. Цель и задачи Проекта
Цель Проекта :
Создание условий для ознакомления детей с особенностями родного города и края, воспитание гражданских чувств, чувства любви к малой родине.
Задачи:
- Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты.
- Знакомить с особенностями жизни и быта народа своего края.
- Формировать экологическую культуру у детей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
- Развивать познавательные способности, интерес к объектам социального и природного мира родного края.
- Развивать навыки коммуникативного общения у детей.
- Организовывать мероприятия, направленные на досуговую деятельность.
3. Участники Проекта
- Воспитатель З. А. Клюкина (руководитель проекта); отвечает за подготовку и организацию мероприятий, культурно – досуговых программ.
- Музыкальный руководитель. Помогает с музыкальным сопровождением различных мероприятий.
- 10 воспитанников группы №10 в возрасте от 12 до 17 лет.
4. Тип проекта
Познавательный, творческий, групповой.
5. Срок реализации проекта
С сентября 2021года по август 2022 года.
6. Предполагаемый результат
- Воспитанники получат новые доступные знания о родном крае, городе.
- Закрепят знания об обычаях и культуре народа, носителями которых они являются.
- Создание и оформление в группе альбома «Достопримечательности моего города».
- Участие в творческом конкурсе группы «На берегу реки».
- Оформление картотеки дидактических игр по краеведению.
- Разучивание стихов, песен о городе Юрге, Кузбассе.
- Итоговым результатом будет являться диагностика, где воспитанники покажут свои знания.
7. Ресурсное обеспечение
1. Конспекты мероприятий, бесед, экскурсий;
2. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
3. Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;
4. Выставка книг, рисунков, поделок.
5. Создание условий для проведения целевых экскурсий и прогулок.
8. Этапы проведения и реализации проекта
I этап – подготовительный
Основная задача этапа – создать условия для успешной реализации проекта.
Первый этап включает в себя следующие шаги:
- Сбор информации и написание проекта;
- Подбор репродукций, иллюстраций о Кемеровской области;
- Решение организационных вопросов.
II этап – основной
Реализация цели и задач проекта. Работа направлена на организацию совместных культурно – досуговых мероприятий: беседа, занятия, творческая деятельность, целевые экскурсии и прогулки.
III этап – заключительный
На данном этапе будет проведен анализ деятельности по реализации проекта :
- Подведение итогов, диагностика.
- Постановка задач с целью организации дальнейшей продуктивной работы по изучению данной темы.
9. План мероприятий
мероприятия сроки проведения ответственные
1. Беседа «Мой город - моя малая родина»
Цель: Знакомство с родным городом, определить отличительные черты, воспитывать любовь к родному городу.
2. Составление рассказа по опорным картинкам «Расскажу с любовью я о доме, в котором живу»
Цель: Формирование умения составлять небольшой сюжетный рассказ по опорным картинкам, закрепить знания у детей о детском доме»
Сентябрь
З. А. Клюкина
1. Беседа «Символы малой родины»
Цель: Знакомство с символикой города, дать элементарные представления о символическом значение цветов и образов, изображённых на них.
2. Чтение художественной литературы о городе. (О. Скворцов «Юрга»)
Цель: Расширение представления у детей о городе и его жителях.
Октябрь
З. А. Клюкина
1. Виртуальная экскурсия «Животный и растительный мир земли сибирской».
Цель: Развитие у детей потребности беречь и охранять природу родного края, воспитывать чувства любви к окружающей среде.
2. Час творчества «Дары осени»
Цель: Сформирование у воспитанников обобщенного представления об овощах, фруктах, грибах, активизировать словарь детей по теме занятия.
Ноябрь
З. А. Клюкина
1. Экскурсия в центральную городскую библиотеку.
Цель: Знакомство с библиотечным фондом, с возможностями библиотеки, прививать интерес к новым знаниям, к книге.
2. Чтение произведений «Поэтические строки о Юрге»
Цель: Воспитание любви к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Декабрь
З. А. Клюкина
1. Виртуальная экскурсия на берег реки Томь.
Цель: Создание условий для формирования у детей экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы.
2. Час творчества + мини-выставка «На берегу реки».
Цель: Умение передать природу родного города в рисунке, воспитывать аккуратность в работе.
Январь
З. А. Клюкина
1. Беседа «Торговые центры города»
Цель: Формирование у воспитанников представления о деятельности торгового центра и о специфике торговых отношений в нём.
2. Сюжетно – ролевая игра «Идем за покупками»
Цель: Формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности, развивать коммуникативные качества, обогащать речь.
Февраль
З. А. Клюкина
1. Целевая экскурсия с фотосессией в парк имени А. С. Пушкина «Дыхание весны».
Цель: Наблюдение за изменениями, произошедшими в природе с наступлением весны.
2. Творческая деятельность. Мини-выставка. Рисуем красками «Приметы весны».
Цель: Умение отметить в природе первые признаки весны, воспитывать любовь к природе, умение чувствовать её красоту.
Март
З. А. Клюкина
1. Беседа по правилам дорожного движения «Опасности на дорогах города»
Цель: Формирование основ безопасного образа жизни у детей на дорогах города.
2. Взаимодействие с муз. педагогом «Мы веселые ребята».
Цель: Выравнивание эмоционального фона детей, формирование коммуникативных качеств,
Апрель
З. А. Клюкина
Музыкальный педагог
1. Беседа «Земляки на карте города» (об улицах, названных в честь земляков)
Цель: Привитие детям уважения к патриотам своего города, воспитание любви и гордости за свою малую родину.
2. Экскурсия к мемориальному комплексу в память о павших за Родину.
Цель: Знакомство со структурой и составляющими мемориального комплекса, воспитывать патриотизм, уважение к павшим героям.
Май
З. А. Клюкина
1. Экскурсия в кинотеатр «Эра» «Волшебный мир кино».
Цель: Знакомство детей с особенностями строения кинотеатра, расширить представления о разнообразии профессий, связанных с кино.
2. Сюжетно-ролевая игра «Кинотеатр».
Цель: Закрепление правил поведения в общественном месте – кинотеатре, учить сопереживать героям «кинолент, мультфильмов».
Июнь
З. А. Клюкина
1. Час виртуального путешествия «В путешествие по родной земле отправляясь…»
Цель: Формирование у детей понятия о столице Кузбасса; воспитывать патриотические гражданские чувства.
2. Беседа «Государственная символика родного края»
Цель: Знакомство детей с государственными символами родного
края - флаг, гимн, герб.
Июль
З. А. Клюкина
1. Оформление альбома «Достопримечательности моего города»
Цель: Закрепление полученных знаний у воспитанников. Развитие творческих способностей.
2. Отслеживание и анализ результатов.
Август
З. А. Клюкина
Для мониторинга были выбраны следующие показатели для диагностики знаний воспитанников :
№ п/п Ф. И. ребенка Критерии
Знает название города, в котором живет
Называетадрес детского дома
Знает достопримечательности города
Знает Символы родного города, края
Называет животных и птиц Сибири
Знает известных героев-юргинцев
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Оценка проводится по трехбалльной системе, где:
2 балла - знания глубокие, ответы полные, содержательные, отражают сущность явления; ребёнок самостоятельно ведёт повествование, иногда требуются незначительные наводящие вопросы.
1 балл - знания частично поверхностные, многие явления или события ребёнку незнакомы, на вопросы отвечает с помощью подсказки взрослого.
0 баллов - ребенок не справляется с заданиями
Общий результат выражается последующим степеням выраженности:
высокий уровень (В) – 10 - 12 баллов
средний уровень (С) – 7 – 9 баллов
низкий уровень (Н) – 0 - 6 баллов
10. Список литературы
1. Атучин Я. А. Там, где стоит Юрга// История города Юрги. Юрга. 1967
2. Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера, 1999г.
3. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004.
4. Галкин Н. В. История Юрги// Кемерово. 2001, стр. 60
5. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России [Текст] : гражданско-патриотическое воспитание дошкольников / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2008. – 104с.
6. Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание – 2003г. — № 6 – ст. 45- 49.