Елена Куликова
Социальный проект «Моя семья»
Социальный проект «Моя семья»
(средняя группа)
Пояснительная записка
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое.
Публикация «Социальный проект „Моя семья“» размещена в разделах
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Актуальность проекта
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям.
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи».
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта:
- Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
- Способствовать гармонизации взаимоотношений между детьми и родителями.
- Формирование у детей понятие «Семья».
Задачи:
- Формировать у детей представление о семье.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, формировать умение проявлять заботу о родных людях.
- Обобщать отношения детей с родителями опытом совместной творческой деятельности.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
- Установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка.
Образовательные области:
Социально – коммуникативное развитие:
Социализация:
Развитие игровой деятельности.
Приобщение к элементарным к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
Формирование гендерной, семейной принадлежности.
Коммуникация:
Формировать у детей доброе отношение к своим родителям.
Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Формировать у детей моральные и нравственные ценности.
Развивать социальный и эмоциональный интеллект.
Труд:
Развитие трудовой деятельности.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Безопасность:
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Познавательное развитие:
Познание (Целостная картина мира):
Понимать роль взрослых и детей в семье.
Взывать у ребёнка радость и гордость за то, что у него есть семья.
Формировать умение называть членов соей семьи.
Воспитывать культуру поведения.
Обогатить знания о своей семье.
Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям.
Конструктивная деятельность:
Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.
Продолжать обучать обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка - дома - улица и тд.
Сооружать новые постройки, используя раннее полученные знания.
Совершенствовать конструктивные умения.
Речевое развитие:
Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.
Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
Объяснить поступки персонажей и последствие этих поступков.
Продолжать работу над развитием связной речи.
Формировать умение отвечать на вопросы.
Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
Формировать умение детей рассказывать небольшие истории из личного опыта.
Художественно – эстетическое развитие:
Художественное творчество:
Формирование устойчивого интереса к изодеятельности, аппликации, лепке.
Формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих предметов и природы.
Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции.
Развивать чувство форм и композиции.
Вызывать радость от созданного детьми изображения.
Формировать навыки аккуратной работы.
Музыка:
Приобщать детей к народной и классической музыке.
Формировать эмоциональную отзывчивость на произведения.
Приучать слушать музыкальное произведение до конца и понимать характер музыки.
Формировать умение развитию навыков выразительной и эмоциональной передаче игровых и сказочных образов.
Физическое развитие:
Здоровье:
Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки.
Обеспечивать в помещении оптимальный температурный режим, регулярное проветривание.
Совершенствовать культурно – гигиенические навыки.
Приучать детей следить за своим внешним видом.
Формировать элементарные навыки поведения за столом.
Физическая культура
Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях.
Вводить в игры более сложные правила со сменой движений.
Приучать действовать совместно.
Продолжать развивать разнообразные виды движений, совершенствовать основные движения.
Формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Возраст участников: дети 3 - 4 года.
Тип проекта: долгосрочный (весь учебный год, социальный.
Состав проектной группы: воспитатель, воспитанники группы, родители.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети: Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам. Расширение знаний детей о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Формы организации проекта:
1. Опрос детей.
2. Сюжетно – ролевые и дидактические игры.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Выставка детских рисунков.
5. Консультации для родителей.
6. Выставки.
7. Фотовыставки.
8. Создание альбома.
9. Родительское собрание.
10. Анкетирование родителей.
Оборудование:
компьютер,
магнитофон,
принтер,
сканер,
фотоаппарат.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
1. Опрос детей по проблеме.
2. Анкетирование родителей.
3. Определение целей и задач.
4. Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – основной (практический):
1. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.
2. Консультации для родителей: «Психовозрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, «Особенности развития ребенка 3-4 лет», «Можно ли обойтись без наказания,«Роль дидактической игры в семье и детском саду».
3. Выставки: «Наши руки, не для скуки».
4. Фотовыставки: «Моя семья».
5. Выставка детских рисунков: «Моя семья».
6. Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин»; гениологического древа семьи.
7. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
III этап - заключительный:
1. Обработка результатов по реализации проекта.
2. Совместный праздник с родителям «День семьи, любви и верности».
План реализации проекта
1 этап. Подготовительный
Опрос детей: «Семья глазами детей».
Анкетирование родителей.
2 этап. Основной
Коммуникация:
Рассказывание русской народной сказки «Колобок»
Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»
Рассматривание картины «Коза с козлятами»
Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?»
Ира – инсценировка «Моя семья»
Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Чтение К. Ушинский «Петушок с семьёй»
Чтение стихотворения И. Косякова «Все она»
Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что.»
Познание: беседы с детьми:
«Овощи с огорода бабушки и дедушки»
«Знакомство детей с куриным семейством»
«Знакомство детей с коровьим, козьим, лошадиным семейством»
«Знакомство детей с понятием «Дом»»
«Я и мой папа»
«Папы разные нужны, папы всякие важны…»
Папы Защитники нашей страны…»
«Мамы есть у всех»
«Я и моя мама»
«Вот так мама, золотая прямо»
«Посадка семян на грядке для бабушки»
Конструирование:
«Загородка для животных из кирпичиков у бабушки в деревне»
«Двухэтажный домик дл мамы»
«Гараж для мамы»
Рисование:
«Цветные ниточки для бабушки»
«Разноцветные шары для мамы»
«Красивая тележка для папы»
«Машина для дедушки»
Лепка:
«Баранки для дедушки»
«Погремушка для братика».
Аппликация:
«Разноцветный коврик для мамы (шарики и кубики)»
Чтение художественной литературы:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Гуси-лебеди»
«Синяя чашка» М. Матвеева
«Теплый хлеб» К. Паустовский
«Сказка об умном мышонке» С. Маршак
«Цветик-семицветик» В. Катаев
«Мамина работа» Е. Пермяк
«Чем пахнут ремесла» Д. Родари
«Мамина дочка» В. Белов
«Косточка» К. Ушинский
«Старый дед и внучек» Л. Толстой
«Как Вовка бабушек выручил» А. Барто
«У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский
Чтение стихотворений, разучивание песен на тематику:
«Разговор с дочкой», «Мама» А. Барто
«Мама» К. Ибряев
«Мама», «Моя мамочка» Я. Ким
«А что у вас» С. Михалков
«Посидим в тишине» Е. Благинина
«Купание» «Младший брат» А. Барто
«Маму поздравляют малыши» Л. Миронова
«Яблочко румяное» Е. Стеквашова
«Мамин портрет» Г. Виеру
«Мамочке подарок» О. Чусовитина
«Каждый по своему маму поздравляет» И. Ивенсен
Рассматривание иллюстраций:
«Семья», «Кошачья семья», «Папина работа», «Мама - повар».
Беседа с детьми: «Что я знаю о семье?»
Дидактические игры:
«Кем быть?»
«Сложи картинку»
«Определи возраст»
«Закончи предложение»
«Кто старше?»
«Кто младше?»
«Исправь Незнайку»
«Родственные отношения»
«Назови, как тебя дома ласково называют?»
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Больница», «Магазин», «Будем заваривать чай», «Уложить куклу Машу спать», «Шофёр везёт груз».
Беседы:
«Формирование навыков безопасного поведения детей дома».
«Как я помогаю дома»
«Кем работают твои родители» «Как мы отдыхаем»
«Петушиная семья»
«Как я помогаю родителям»
Театрализация по сказкам:
«Дедка и Репка»
«Маша и медведь»
Консультации:
«Психовозрастные особенности детей младшего дошкольного возраста»
«Особенности развития ребенка 3-4 лет»
«Поощренье или наказание?»
«Роль дидактической игры в семье и детском саду»
3 этап. Заключительный
- Родительское собрание: «Моя семья - моя крепость»
- Беседа с детьми: «Семья глазами детей».
- Выставка детских рисунков, поделок:
«Моя семья», «Наши руки, не для скуки».
- Совместное изготовление детей с родителями гениологического древа семьи.
- Совместный праздник с родителями:
«День семьи, любви и верности».