Роза Симонова
Социальное воспитание старших дошкольников в условиях ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве одного из приоритетных направлений дошкольного образования определяет социальное воспитание детей. Отмечается значимость создания социокультурной среды в процессе социализации и индивидуализации ребенка. Источником для содержания социального воспитания являются духовно-нравственные и социокультурные ценности общества, правила и нормы поведения. Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, ряд из которых связан как с организацией социально-воспитательной работы, так и с различными аспектами социального развития старшего дошкольника. Предполагается, что у ребенка в процессе освоения образовательной программы должны быть сформированы:
Публикация «Социальное воспитание старших дошкольников в условиях ФГОС» размещена в разделах
– положительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, малой и большой Родины;
– знания об общепринятых нормах и правилах поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений;
– представления об элементарных нормах и правилах здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании привычек и др.);
– чувство эмоционально-ценностного восприятия произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.
В рамках ФГОС дошкольного образования социальное воспитание ребенка рассматривается в неразрывной связи с его социально-коммуникативным развитием. В процессе реализации социально-коммуникативного развития происходит : усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [1, с. 7].
Конкретное содержание социально-воспитательной зависит от возраст-ных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и может реализовываться в различных видах деятельности детей.
Для детей старшего дошкольного возраста это – игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка [1, с. 9].
Современные требования к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» определяется следующими принципами:
– принцип целенаправленности означает, что работа социально-коммуникативного развития, её содержание и методы определены целью;
– принцип комплексного воздействия, который предусматривает един-ство задач, средств и методов воспитания, преемственную связь воспитания и развития личности в дошкольном учреждении, семье и обществе, цельность воздействий на чувства, сознание и поведение;
– принцип воспитания в деятельности : организация благоприятных условий для развития ребёнка с опорой на его ведущую деятельность, то есть игру;
– принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребёнка в сочетании с высокой требовательностью, требующий от педагогов проявления педагогического такта и, вместе с тем, принципиальности, которая выражается в справедливом отношении к детям;
– принцип опоры в воспитании на положительные качества ребёнка, ориентирующий педагога на поддержку и стимулирование развития у ребенка социально-значимых качеств;
– принцип воспитания детей в коллективе, использование которого спо-собствует формированию у дошкольников навыков коллективного взаимодействия, совмещения своих интересов с интересами других ребят;
– принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей, предполагающий сообразование со спецификой развития дошкольника методического инструментария социально-воспитательной работы.
Таким образом, ФГОС ДО на системном уровне определяет цели, задачи, требования к отбору содержания образования и результатам освоения дошкольником образовательной программы. Через комплекс педагогических принципов ФГОС определяет организационные основы социально-воспитательной работы. Вместе с тем существуют возможные проблемы социального воспитания ребенка, связанные с тенденцией стандартизации и нормирования дошкольного образования :
– в организации социально-воспитательного взаимодействия педагогов, родителей и детей, в основе которого сохраняется баланс процесса социализации, в соответствии с требованиями ФГОС и процесса индивидуализации, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, а также учитывающего индивидуальную социальную ситуацию его развития;
– в обеспечении возможности выбора детьми видов и форм активности, участников совместной деятельности и общения в образовательной организа-ции;
– в необходимости создания в ДОО предметно-развивающей среды, учитывающей современную социальную ситуацию развития ребенка, в том числе активное проникновение информационных средств коммуникации.
Ссылки на источники:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».