Юлия Кашеварова
Социальное воспитание: понятие и характеристика
▼ Скачать
Воспитание – это воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т. е. незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность, способность и стремление к дополнению. Целью воспитания является способствование развертыванию у воспитанника проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в соответствии с целью [37].
Рассмотрим несколько определений понятия "социальное воспитание".
Публикация «Социальное воспитание: понятие и характеристика» размещена в разделах
Тютькова И. А. в педагогическом тезаурусе дает следующее определение: социальное воспитание – это педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его социализации [3].
Социальное воспитание – 1) целенаправленно управляемый процесс социального развития, социального формирования личности человека; помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений; 2) направленное воспитание человека с учетом его личностно-социальных проблем и в соответствии с социальными потребностями среды его жизнедеятельности [1].
Социальное воспитание – взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что социальное воспитание – это часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социального здоровья личности ученика посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно полезной деятельности.
Перейдём к главной цели социального воспитания : содействовать развитию человека как личности, реализация его индивидуальных способностей и возможностей в обществе, т. е. благодаря накоплению нового социального опыта и формирование социальной компетентности.
Цели социального воспитания :
• содействие в ключевых и критических ситуациях социализации и самореализации личности;
• информационная и практическая поддержка процесса созидательного и продуктивного, здравомыслящего и творческого становления личности;
• помощь в самоорганизации собственной жизни на всех возрастных этапах, в разных жизненных пространствах её социального взаимодействия.
Ведущая задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое поведение, здоровье.
Задачи социального воспитания согласно ФГОС НОО от 31.05. 2020:
1. Оказание необходимой помощи младшему школьнику для эффективного прохождения этапа адаптации, социальной интеграции и автоматизации.
2. Содействие младшим школьникам в кризисных ситуациях в семье, образовательной организации, в целом, при необходимости восстановить как физическое, так и психологическое здоровье ребенка.
3. Содействие в защите прав детей на достойную жизнь в современном социуме, содействие в профессиональном самоопределении.
4. Охрана здоровья ребенка, организация его познавательной, физической, социальной и творческой деятельности.
5. Поддержка детей в принятии обдуманных самостоятельных решений.
Во время работы с детьми для помощи в процессе социализации главная цель – это создать качественные педагогические и социально-психологические условия, которые позволяют младшим школьникам овладеть новыми навыками, которые будут способствовать их социализации.
Необходимым звеном процесса качественной социализации в образовательной организации выступает социальный опыт. Это прописано в «Требованиях к результатам освоения основных образовательных программ» ФГОС. И так, формирование нового социального опыта – это педагогически организованный процесс получения собственного индивидуального социального опыта автономной качественной деятельности младшего школьника за счет включения в содержание нового социального опыта, который можно получить в общеобразовательной организации.
Условиями для эффективного усвоения социального опыта в образовательной организации являются:
• включение школьника в социокультурную среду, которая свойственна образовательной организации;
• вовлеченность младшего школьника в новые виды деятельности, приобщение к межличностным взаимодействиям, благодаря которым определяется его поведение, проявляется его отношение к окружающему миру.
В результате накопления социального опыта соглашательское отношение сменяется критическим отношением к окружающей среде, действиям других людей, появляется потребность постоянного осмысления, происходящего в реалиях окружающей действительности. Появляется потребность сделать свою жизнь лучше. Личность, обладающая активными, лидерскими качествами больше ценится в современном мире, социальных отношениях, нежели личность пассивная. Жизненная активная позиция связана с накопленным социальным опытом личности, которая выражается в принципиальности и отстаивании своих взглядов. Такая позиция предполагает наличие системы самоконтроля, выбор общественно значимой деятельности над желаемой конкретным индивидом.
Время обучения младших школьников в начальной школе является наиболее благоприятным временем для накопления социального опыта. Это связано с тем, что, в период, когда у младших школьников вступают в учебную деятельность, они чувствуют себя взрослее, стремятся соответствовать ожиданиям окружающих, проявлять себя во взрослых видах деятельности. Детям становится интересна общественная деятельность, они с большим удовольствием выполняют данные им поручения. Активное накопление социального опыта происходит за счёт любознательности младших школьников, стремления утвердиться перед взрослыми людьми и товарищами.
Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Под формированием социального опыта младшими школьниками мы понимаем накопление, обогащение, осмысление, принятие в педагогически созданных условиях знаний о социальных явлениях, социальных умений и навыков, опыта эмоциональных отношений, опыта творческой деятельности.
Социальный опыт является, с одной стороны, результатом взаимодействия личности с окружающим миром, с другой стороны, он всегда проецируется собственно индивидуальной активностью в этом взаимодействии.
Характерными особенности накопления социального опыта являются :
1. Деятельность, которая побуждает к активности, и которая требует сотрудничества;
2. Необходимо опираться на индивидуальные интересы каждого младшего школьника, создавать ситуации успеха;
3. Необходимость в применении уже имеющегося опыта младшего школьника, его актуализации;
4. Необходимо планировать деятельность вместе со школьниками и взрослыми;
5. Необходимо научить младших школьников разрешать межличностные конфликты.
Обустройство школьного быта является важной составляющей частью накопления социального опыта в образовательной организации.
В процессе обустройства школьного быта важную роль играют традиции. Традиции являются способом передачи усвоенного социального опыта (по А. Н. Тубельскому, установленный порядок школы – это благоприятное пространство для накопления социального опыта).
Традиции присутствуют и в ценностно-нормативной жизни образовательной организации, и в предметной, ритуальной. Разные традиции коллективов позволяет чувствовать особую значимость своего коллектива, необходимость поддерживать существующие традиции. Что позволяет судить об определённом стиле жизни и отношений, который присущ данной организации.
Отличительные черты социального воспитания в образовательной организации:
• общение младших школьников между собой выступает как важнейший источник информации и пространство для реализации разнообразных межличностных отношений;
• потребность в знаниях выступает основой социальной жизнедеятельности;
• разнообразие творческой деятельности по практическому освоению окружающего мира в учебном процессе создает возможность для успешного решения задач социального воспитания;
• содержание взаимодействий, складывающихся в школе, предстает как продуманный комплекс природосообразных, социокультурно обоснованных и доступных школе специально привлекаемых и частично управляемых элементов жизнедеятельности, согласующихся с концепцией школы;
• система самоуправления в школе обеспечивает эффективное саморазвитие и благоприятную среду для коллективов в образовательной организации;
• форма и стиль взаимодействий подбираются согласно задачам социального воспитания в школе, реализуются благодаря совмещению процессов организации и обучения взаимодействию [25].
Одним из главных этапов становления личности приходится в его школьные годы. В школьном коллективе, с его разноплановыми социальными отношениями, благодаря деятельности, которая обеспечивает всестороннее развитие личности школьников, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Образовательная организация совместно с семьей формирует необходимые навыки и привычки поведения ребенка, которые определяют индивидуальный характер взаимоотношений ребенка с другими людьми. Поэтому так важно, особенно в младшем школьном возрасте, предать отношениям детей со взрослыми и детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, общими усилиями достигать поставленной цели, значимой не только для ребенка, но и для всей группы.
В процессе социального воспитания младших школьников очень важное значение имеет воспитание нравственных качеств личности. Будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям.
Таким образом, можно сделать вывод, что социальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социального здоровья личности ученика посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно полезной деятельности.
Критериями социальной воспитанности младших школьников являются: уровень нравственности; степень накопления социального опыта; уровень экономических знаний.