Лилия Кулюшина
Социальное партнёрство как философия взаимодействия ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Социальное Партнёрство как философия взаимодействия ДОУ и семьи.
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление
личности, одним из важнейших является семья. В современном обществе семья
рассматривается, как институт первичной социализации ребенка и важность ее
обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части
своей жизни.
Приоритетная роль семьи в формировании личности ребенка отчетливо
обозначена в законодательных документах международного и отечественного
Публикация «Социальное партнёрство как философия взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах
уровней: в Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Семейном кодексе,
Законе «Об образовании в РФ». В этих документах закрепляется
первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль иных
социальных институтов, призванных помочь, поддержать, направить,
дополнить воспитательную деятельность семьи.
Семья помогает ребенку превратиться в зрелую личность, так как
психологические установки семьи, характер взаимодействия ребенка с
взрослыми, семейный микроклимат – все это формирует личность ребенка.
В ФГОС ОО указано, что работа с родителями должна иметь
дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат
семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей
деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является
сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой
для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их
физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из
требований к психолого-педагогическим условиям является требование
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей. Родители должны принимать участие в разработке
части образовательной Программы Организации, формируемой участниками
образовательных отношений с учётом образовательных потребностей,
интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов [6].
По мнению С. В. Глебовой, семьи, в которых проживают и воспитываются
современные дети, довольно неоднородны, что является отражением времени.
Эта неоднородность проявляется в социально-экономических условиях, в
образовательном уровне современных родителей, в их информированности по
проблемам воспитания [1].
К сожалению, современные семьи не всегда педагогически грамотны, они
остро нуждаются в квалифицированной поддержке и помощи различных
специалистов. В последнее время многие исследователи, в том числе
Т. Н. Доронова, все чаще говорят о разрушении традиционных устоев семьи, что
является одной из причин кризиса в нравственной сфере современного
общества [2].
Н. А. Дорохина отмечает, что в современных условиях необходимо
изменение позиции детского сада в реализации роли родителей как субъектов
образования. Дошкольное учреждение не только должно воспитывать ребенка,
но и создавать условия для педагогического просвещения родителей, их
активного включения в деятельность учреждения как равноправных и равно
ответственных партнеров [3].
Важным средством активизации родителей, повышения их
педагогической компетентности является формирование педагогической
рефлексии. В понятие «педагогическая рефлексия» вкладывается следующее
содержание: умение родителей анализировать собственную воспитательную
деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих
педагогических ошибок, неэффективности используемых методов,
осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его
особенностям и конкретной ситуации.
Т. В. Корюкина считает, что социально-педагогическое партнерство – это
иной опыт, иные формы отношений, когда взаимодействие строится на
социальном диалоге, как совокупности переговоров, действий, механизмов и
договоренностей между партнерами в целях разрешения интересующих
проблем и вопросов; это опыт межсистемного регулирования, управления при
резком изменении роста государства, изменении типа взаимодействия
образования с внешней средой [4].
В настоящее время в системе организации социального партнерства
дошкольного образовательного учреждения и семьи выделяют традиционные и
нетрадиционные формы.
Традиционные формы, направленные на педагогическое просвещение
родителей, используются для ознакомления родителей с возрастными и
психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирования
у родителей практических навыков воспитания детей.
К нетрадиционным формам относятся: информационно-
просветительские, развивающаяся система общественного управления,
интерактивные, творческо-продуктивные и обратная связь.
Обратная связь направлена на выявление потребностей родителей в
воспитании и образовании детей, запросов родителей, уровня их
педагогической грамотности – анкетирование, экспресс-опрос, беседы,
наблюдение, форум на сайте детского сада, «Родительская почта», «Книга
доверия», информационная корзина, личные блокноты, журнал «Ваше мнение
важно для нас», видеопросмотры проведенных мероприятий и т. д.
Значительно расширяют возможности организации эффективного
общения с родителями Интернет-ресурсы, общение on-line. С. Ю. Танцюра
предлагает несколько путей применения Интернет-ресурсов во взаимодействии
с семьями воспитанников в первую очередь создание сайта детского сада.
Сайт создается с целью активизации интереса родителей к получению
знаний в дошкольной педагогике и психологии, получения полной информации
о деятельности дошкольного учреждения, а также улучшения качества обратной
связи с родителями. Об актуальности говорит тот факт, что в Федеральном
Законе «Об образовании в РФ» неоднократно подчеркивается, что вся
информация об учреждении должна находить свое отражение на официальном
сайте. Так в статье 28 п. 3 говорится, что к компетенции образовательной
организации в установленной сфере деятельности относится обеспечение
создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети
«Интернет» [5].
Очень интересным решением является создание на сайтах детских садов
форума для родителей. На таком форуме каждый родитель имеет возможность в
письменном виде высказать свое пожелание, предложение, обсудить с другими
родителями какой-то злободневный вопрос. Также может получить ответы
специалистов на вопросы, касающиеся как организации и содержания
совместных занятий с детьми, особенностей воспитания ребенка в семье.
Родители, интересующиеся современными информационными технологиями,
порой сами предлагают свою помощь в создании сайта группы, тем самым
активно участвуют в жизни детского сада.
Социальное партнерство ДОУ и семьи воспитанников является важным
направлением деятельности, а также условием развития социально-
педагогической системы детского сада. Педагогическими условиями
организации этого партнерства являются открытость детского сада внутрь и
наружу, осознание всеми педагогами ДОУ необходимости формирования
партнерских отношений с семьей воспитанников, реализация диалогического,
индивидуально-творческого и практико-ориентированного подходов к
взаимодействию с родителями; широкое применение в организации партнерства
инновационных форм и технологий, в том числе Интернет-ресурсов.
Педагог –психолог Кулюшина Л. А.
Литература:
1. Глебова С. В. Детский сад – семья : аспекты взаимодействия.
Практическое пособие для методистов, воспитателей, родителей [Текст] /
С. В. Глебова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 111 с.
2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с
родителями [Текст] / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №1. –
С. 64-69
3. Дорохина Н. А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и
родителей [Текст] / Н. А. Дорохина // Ребенок в детском саду – 2003. – № 6 – С.
26-32
4. Корюкина Т. В. Социальное партнерство как новая философия
взаимодействия детского сада и семьи [Текст] / Т. В. Корюкина // Дошкольная
педагогика – 2008. – N 8 – С. 47-49
5. Танцюра С. Ю. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы //
Качество дошкольного образования: проблемы и перспективы: Сборник
научных статей по материалам научно-практической конференции [Текст] / Под
ред. Н. В. Микляевой. М. : МГПИ, 2006
6. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки
Российской. Федерации. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 105 с.