МААМ-картинки

Социальное партнёрство как философия взаимодействия ДОУ и семьи

Лилия Кулюшина
Социальное партнёрство как философия взаимодействия ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы

Социальное Партнёрство как философия взаимодействия ДОУ и семьи.

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление

личности, одним из важнейших является семья. В современном обществе семья

рассматривается, как институт первичной социализации ребенка и важность ее

обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части

своей жизни.

Приоритетная роль семьи в формировании личности ребенка отчетливо

обозначена в законодательных документах международного и отечественного

Публикация «Социальное партнёрство как философия взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах

уровней: в Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Семейном кодексе,

Законе «Об образовании в РФ». В этих документах закрепляется

первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль иных

социальных институтов, призванных помочь, поддержать, направить,

дополнить воспитательную деятельность семьи.

Семья помогает ребенку превратиться в зрелую личность, так как

психологические установки семьи, характер взаимодействия ребенка с

взрослыми, семейный микроклимат – все это формирует личность ребенка.

В ФГОС ОО указано, что работа с родителями должна иметь

дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат

семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей

деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является

сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой

для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их

физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных

способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из

требований к психолого-педагогическим условиям является требование

обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения

компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и

укрепления здоровья детей. Родители должны принимать участие в разработке

части образовательной Программы Организации, формируемой участниками

образовательных отношений с учётом образовательных потребностей,

интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов [6].

По мнению С. В. Глебовой, семьи, в которых проживают и воспитываются

современные дети, довольно неоднородны, что является отражением времени.

Эта неоднородность проявляется в социально-экономических условиях, в

образовательном уровне современных родителей, в их информированности по

проблемам воспитания [1].

К сожалению, современные семьи не всегда педагогически грамотны, они

остро нуждаются в квалифицированной поддержке и помощи различных

специалистов. В последнее время многие исследователи, в том числе

Т. Н. Доронова, все чаще говорят о разрушении традиционных устоев семьи, что

является одной из причин кризиса в нравственной сфере современного

общества [2].

Н. А. Дорохина отмечает, что в современных условиях необходимо

изменение позиции детского сада в реализации роли родителей как субъектов

образования. Дошкольное учреждение не только должно воспитывать ребенка,

но и создавать условия для педагогического просвещения родителей, их

активного включения в деятельность учреждения как равноправных и равно

ответственных партнеров [3].

Важным средством активизации родителей, повышения их

педагогической компетентности является формирование педагогической

рефлексии. В понятие «педагогическая рефлексия» вкладывается следующее

содержание: умение родителей анализировать собственную воспитательную

деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих

педагогических ошибок, неэффективности используемых методов,

осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его

особенностям и конкретной ситуации.

Т. В. Корюкина считает, что социально-педагогическое партнерство – это

иной опыт, иные формы отношений, когда взаимодействие строится на

социальном диалоге, как совокупности переговоров, действий, механизмов и

договоренностей между партнерами в целях разрешения интересующих

проблем и вопросов; это опыт межсистемного регулирования, управления при

резком изменении роста государства, изменении типа взаимодействия

образования с внешней средой [4].

В настоящее время в системе организации социального партнерства

дошкольного образовательного учреждения и семьи выделяют традиционные и

нетрадиционные формы.

Традиционные формы, направленные на педагогическое просвещение

родителей, используются для ознакомления родителей с возрастными и

психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирования

у родителей практических навыков воспитания детей.

К нетрадиционным формам относятся: информационно-

просветительские, развивающаяся система общественного управления,

интерактивные, творческо-продуктивные и обратная связь.

Обратная связь направлена на выявление потребностей родителей в

воспитании и образовании детей, запросов родителей, уровня их

педагогической грамотности – анкетирование, экспресс-опрос, беседы,

наблюдение, форум на сайте детского сада, «Родительская почта», «Книга

доверия», информационная корзина, личные блокноты, журнал «Ваше мнение

важно для нас», видеопросмотры проведенных мероприятий и т. д.

Значительно расширяют возможности организации эффективного

общения с родителями Интернет-ресурсы, общение on-line. С. Ю. Танцюра

предлагает несколько путей применения Интернет-ресурсов во взаимодействии

с семьями воспитанников в первую очередь создание сайта детского сада.

Сайт создается с целью активизации интереса родителей к получению

знаний в дошкольной педагогике и психологии, получения полной информации

о деятельности дошкольного учреждения, а также улучшения качества обратной

связи с родителями. Об актуальности говорит тот факт, что в Федеральном

Законе «Об образовании в РФ» неоднократно подчеркивается, что вся

информация об учреждении должна находить свое отражение на официальном

сайте. Так в статье 28 п. 3 говорится, что к компетенции образовательной

организации в установленной сфере деятельности относится обеспечение

создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети

«Интернет» [5].

Очень интересным решением является создание на сайтах детских садов

форума для родителей. На таком форуме каждый родитель имеет возможность в

письменном виде высказать свое пожелание, предложение, обсудить с другими

родителями какой-то злободневный вопрос. Также может получить ответы

специалистов на вопросы, касающиеся как организации и содержания

совместных занятий с детьми, особенностей воспитания ребенка в семье.

Родители, интересующиеся современными информационными технологиями,

порой сами предлагают свою помощь в создании сайта группы, тем самым

активно участвуют в жизни детского сада.

Социальное партнерство ДОУ и семьи воспитанников является важным

направлением деятельности, а также условием развития социально-

педагогической системы детского сада. Педагогическими условиями

организации этого партнерства являются открытость детского сада внутрь и

наружу, осознание всеми педагогами ДОУ необходимости формирования

партнерских отношений с семьей воспитанников, реализация диалогического,

индивидуально-творческого и практико-ориентированного подходов к

взаимодействию с родителями; широкое применение в организации партнерства

инновационных форм и технологий, в том числе Интернет-ресурсов.

Педагог –психолог Кулюшина Л. А.

Литература:

1. Глебова С. В. Детский сад – семья : аспекты взаимодействия.

Практическое пособие для методистов, воспитателей, родителей [Текст] /

С. В. Глебова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 111 с.

2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с

родителями [Текст] / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №1. –

С. 64-69

3. Дорохина Н. А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и

родителей [Текст] / Н. А. Дорохина // Ребенок в детском саду – 2003. – № 6 – С.

26-32

4. Корюкина Т. В. Социальное партнерство как новая философия

взаимодействия детского сада и семьи [Текст] / Т. В. Корюкина // Дошкольная

педагогика – 2008. – N 8 – С. 47-49

5. Танцюра С. Ю. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы //

Качество дошкольного образования: проблемы и перспективы: Сборник

научных статей по материалам научно-практической конференции [Текст] / Под

ред. Н. В. Микляевой. М. : МГПИ, 2006

6. Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки

Российской. Федерации. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 105 с.

Публикации по теме:

Социальное партнёрство как неотъемлемая часть образовательной системыСоциальное партнёрство как неотъемлемая часть образовательной системы На сегодняшний день социальное партнёрство является неотъемлемой частью образовательной системы. Четко спланированное и грамотно организованное.

Фотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖФотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Мини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьиМини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьи Организация мини- музея в дошкольном учреждении открывает перед педагогами широкие возможности в использовании интересных продуктивных форм.

Модель взаимодействия ДОУ и семьи От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Проект в ДОУ «Открытка для Деда Мороза» социальное партнёрство с семьями воспитанников и учреждениями городаПроект в ДОУ «Открытка для Деда Мороза» социальное партнёрство с семьями воспитанников и учреждениями города Проект в ДОУ «Открытка для Деда Мороза» (в рамках социального партнёрства с семьями воспитанников и учреждениями города) Разработал Воспитатель.

Родительский клуб как современная форма организации взаимодействия ДОО и семьи На современном этапе функционирования дошкольных образовательных организаций направление «работа с родителями» расширяет спектр задач. ДОО.

Социальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство приобщения дошкольников к книгеСоциальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство приобщения дошкольников к книге "Достижение у человека в виде тяги к чтению – это лучший подарок, сделанный человеку, ведь он может увидеть всё, что угодно в книге". Элизабет.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОССовременные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС В федеральном государственном образовательном стандарте.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОУ и семьи Дошкольное образовательное учреждение осуществляет педагогический процесс в инновационном режиме, нововведения требуют освоение нового содержания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальное партнёрство как философия взаимодействия ДОУ и семьи
Опубликовано: 22 октября 2021 в 16:11
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социальное партнёрство как философия взаимодействия ДОУ и семьи» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Кулюшина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД