Галина Фролова
Социальное партнёрство — интегративный показатель качества дошкольного образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения является одной из важных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребёнок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В этом сложном процессе немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти себе место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Публикация «Социальное партнёрство — интегративный показатель качества дошкольного образования в ДОУ» размещена в разделах
Для современной системы образования гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребёнка – актуальная задача. Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих её решение, является партнёрская деятельность.
На протяжении многих лет коллектив нашего ДОУ осуществляет партнёрские отношения с социумом города. И это стало традицией, неотъемлемой частью работы, в результате которой формируется целостный жизненный опыт ребёнка. В процессе партнёрской деятельности мы целенаправленно создаём условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т. е. активно осуществляется процесс социальной адаптации.
Вместе с тем, познавая мир сверстников и взрослых, ребёнок приобщается к ценностям других людей, осознаёт свои особенности, предпочтения, интересы, может корректировать и формировать собственную систему ценностей, т. е. происходит процесс индивидуализации.
Исходя из опыта нашей партнёрской деятельности на уровне ДОУ и города, в качестве основных задач мы выделяем следующие:
- развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях партнёрства;
- расширение и обогащение опыта взаимодействия с окружающими на межличностном уровне;
- формирование образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.
Как реализуется партнёрская деятельность на уровне города и ДОУ и какие формы работы используются педагогами можно проследить в презентации.
Вся партнёрская деятельность с социумом осуществляется на основе двухстороннего договора в соответствии с планом, который составляется исходя из возможностей обеих сторон партнёров.
Партнёрская деятельность с работниками городского выставочного зала и детской художественной школой заключается в посещении дошкольниками выставок художников родного города, края, страны. Ежегодно организуются передвижные выставки в ДОУ, творческие встречи с учащимися и учителями городской детской художественной школы № 4, встреча с художницей и директором городского выставочного зала Т. Д. Бочаровой. Во время этих встреч дошкольники имеют возможность не только познакомиться с их творчеством, но и принять участие в мастер-классах учителей-художников школы.
Экскурсии в террариум планируются и проводятся с целью знакомства детей с экзотическими животными, их происхождением, образом жизни, воспитанию у дошкольников любви к животным и формированию заботливого отношения к ним.
Большое значение для детей имеет посещение краеведческого музея, где проходят экскурсии в природный зал, зал быта предков, зал боевой Славы. Сотрудники музея знакомят детей с историей города, с родной природой, с тем, как жили наши предки, геройскими подвигами земляков во время Великой отечественной Войны, а так же героическим трудом шахтёров.
Совместная деятельность педагогов ДОУ, работников городской детской библиотеки и дворца культуры им. Ем. Ярославского заключается в приобщении дошкольников к миру книг, кино и театра, в формировании привычки культурного поведения в обществе, общении с людьми.
Неотъемлемой частью совместной работы с ГИБДД стали мероприятия по обучению дошкольников правилам дорожного движения. Это беседы, конкурсы, акции, экскурсии, которые ежегодно проводятся педагогами совместно с инспектором ГИБДД.
Задача партнёрства с учителями Гимназии № 18 заключается в формировании у дошкольников образа будущего школьника как социально желаемой роли и готовности к её позитивному принятию. Формирование готовности к новой социальной позиции – позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе, выражается отношением ребёнка к школе, учебной деятельности, учителям, к самому себе. Не сформированность на этапе дошкольного детства данного новообразования, даже при наличии необходимого запаса учебных умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития, может привести к школьной дезадаптации.
Задача партнё рства педагогов ДОУ и школы заключается в следующем:
- сформировать знания, умения и навыки конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне;
- создать условия для обретения личностью таких социально важных качеств, как самостоятельность, активность, социальная уверенность.
Для этого мы используем:
- традиционные формы работы ДОУ и школы, в ходе которых происходит ознакомление с учебным заведением и расширение представлений детей о школьной жизни (экскурсии и целевые посещения, совместные уроки и занятия);
- встречи с бывшими выпускниками, беседы об их школьных успехах, совместные мероприятия;
Таким образом, социальное партнёрство способствует гармонизации социализации – индивидуализации ребёнка в группе сверстников, осознанию своего «я» и формированию готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем.
Основными нашими социальными партнёрами являются родители воспитанников.
Педагогами ДОУ используются следующие формы партнё рской работы с родителями:
- презентации жизни детской группы (выставки рисунков, поделок, семейных газет, альбомов). Такая форма работы способствует развитию социальной уверенности и накоплению опыта разновозрастного общения (взрослых и детей, а так же на представление собственного внутреннего мира и осознания значимости своей личности. Это даёт возможность ребёнку представить ценности культуры на основе принципа поливариативности;
- праздничные события и игровые тематические проекты обеспечивают накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплочённости и эмоционального сближения детей друг с другом;
- совместные праздники детей и родителей, в процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных отношений.
Родители воспитанников положительно оценивают деятельность ДОУ, они стремятся участвовать в жизни ДОУ.
Педагогами ДОУ создана копилка методического материала из опыта работы с социумом.
В заключение хочется отметить, что эффективность партнёрской деятельности просматривается в положительной динамике развития у дошкольников социальных чувств, эмоциональной отзывчивости, начальных социально-ценностных ориентаций.