Ольга Кийко
Социально-значимый проект по разработке и внедрению модели социализации и взаимодействия детей с разными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Наименование проекта «Детство, в котором все окна распахнуты в жизнь» (разработка и внедрение модели социализации и взаимодействия детей с разными возможностями)
Разработчик проекта Руководитель проекта :
Заведующая МДОУ «Огонек» Грузд Марина Степановна
Разработчики проекта :
Заместитель руководителя Кийко Ольга Викторовна
Публикация «Социально-значимый проект по разработке и внедрению модели социализации и взаимодействия детей с разными возможностями» размещена в разделах
Учитель - логопед Меньшикова Анна Николаевна
Учитель - логопед Празян Виктория Александровна
Учитель - логопед Коренченко Наталья Геннадьевна
Учитель - дефектолог Морозова Светлана Юрьевна
Участники проекта Воспитанники МДОУ, реабилитационные учреждения района, педагогический и медицинский коллектив учреждений, родители.
Тип проекта практико-ориентированный.
Проект по характеру координации: открытый.
Проект по уровню контактов : региональный, сетевой.
Проект по типу объекта проектирования : социальный
Научно-методические основы разработки проекта При разработке проекта использовались :
- Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г;
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. ;
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ. ;
- Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006г. ;
- Федеральный закон от 03 мая 2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
- Письмо Министерства образования и Науки РФ №535 от 7 июня 2013г «О коррекционном и инклюзивном образовании»;
- Постановление Министерства образования и Науки РФ от 5 сентября 2013г №359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации».
Основные этапы и формы обсуждения и принятия проекта 1 этап - формирование структуры проекта (май 2016)
2 этап - обсуждение с педагогами группы (май – август 2016)
3 этап - написание проекта (май - сентябрь 2016)
Цели и задачи проекта Цель : разработка и внедрение модели социализации и
взаимодействия детей с разными возможностями
Задачи:
1. Создать социокультурную среду общения детей и взрослых, способствующей социализации личности;
2. Содействовать развитию толерантности у детей и их родителей;
3. Оптимизировать медицинскую поддержку воспитанникам с ОВЗ;
4. Обеспечить научно-методическое, материально-техническое сопровождение данного направления;
5. Создать сетевое пространство для обмена опыта между педагогами, узкими специалистами и родителями
Приоритетные направления Взаимодействие между реабилитационными и образовательными учреждениями Нерюнгринского района, в обеспечении детей необходимыми медицинскими и реабилитационно-воспитательными услугами, их социализации в пространстве района, в развитии толерантных отношений между участниками проекта и сетевого взаимодействия педагогов и родителей.
Срок действия Долгосрочный (2016-2021гг.)
Этапы реализации проекта 2016 – подготовительный этап
2017-2021 - практический этап
2021 - обобщающий этап
Ожидаемые результаты Дети: обеспечение доступности взаимодействия детей с разными возможностями.
Родители: повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, расширение социального пространства семьи.
Педагоги: Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми с разными возможностями.
Учреждения: Повышение социального и конкурентно-способного статуса; создание безбарьерной среды.
Район: создание инновационного сетевого и социокультурного сообщества участников проекта
ПРОЕКТ
Тема проекта Социально - значимый проект по разработке и внедрению модели социализации и взаимодействия детей с разными возможностями «Детство, в котором все окна распахнуты в жизнь»
Актуальность В силу социально-экономических преобразований в обществе, с введением ФГОС для детей с ограниченными возможностями, а так же ростом количества детей с отклонениями в развитии, особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной, психолого-педагогической и медицинской помощи нуждающимся детям.
Детство это та пора, в которой ярко проявляется одна из основных социальных потребностей - потребность в общении. Общение со сверстниками занимает ведущее место в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков в дошкольном возрасте.
Зачастую дети с ОВЗ, находясь в коллективе сверстников, испытывают чувство недооцененности и отстраненности, что закрепляет негативные эмоции к окружающему миру, а у окружающих людей – снисходительность, излишняя опека, а чаще – пренебрежительное отншение и равнодушие. Это и является проблемой, которую нам предстоит решить в ходе проекта.
Социальная значимость проекта Социальная значимость проекта состоит в разработке взаимодействия между реабилитационными и образовательными учреждениями Нерюнгринского района, в обеспечении детей необходимыми медицинскими и реабилитационно-воспитательными услугами, их социализации в пространстве района, в развитии толерантных отношений между участниками проекта и сетевого взаимодействия педагогов и родителей.
Цель проекта разработка и внедрение модели социализации и
взаимодействия детей с разными возможностями
Задачи 1. Создать социокультурную среду общения детей и взрослых, способствующей социализации личности;
2. Содействовать развитию толерантности у детей и их родителей;
3. Оптимизировать медицинскую поддержку воспитанникам с ОВЗ;
4. Обеспечить научно-методическое, материально-техническое сопровождение данного направления;
5. Создать сетевое пространство для обмена опыта между педагогами, узкими специалистами и родителями
Ожидаемые результаты Дети: обеспечение доступности взаимодействия детей с разными возможностями;
• достижение оптимальной адаптации в социуме;
• двустороннее проявление заботы и взаимопомощи.
• Родители: повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности;
• Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений;
• Возникновение родительского сообщества, расширение социального пространства семьи.
Педагоги: Повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми с разными возможностями; мотивационная готовность к сотрудничеству; результативность самообразования.
Учреждения: Повышение социального и конкурентно-способного статуса;
Создание безбарьерной среды
распространение инновационного опыта по сопровождению детей с ОВЗ в рамках «точечной инклюзии»;
Район: создание инновационного сетевого и социокультурного сообщества участников проекта.
Главные преимущества проекта Через взаимодействие образовательных и реабилитационных учреждений, образуется инклюзивно – образовательная вертикаль, которая дает возможность общения и сопровождения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников. Это в свою очередь дает одним уверенность в себе и своих возможностях, а у других воспитывает чувство эмпатии и толерантности, что является залогом успешной социализации и интеграции в общество.
Продукт деятельности Включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений.
Районная информационно-образовательная сеть участников проекта :
Методический центр: рекомендации, авторские пособия, семинары-практикумы;
Сотрудничество с кафедрой дефектологии
Привлечение высококвалифицированных кадров
Этапы реализации проекта Подготовительный
• Проведение анализ условий: материально-технических, кадровых, финансово-экономических, научно-методических;
• Разработка модели взаимодействия образовательных и реабилитационных учреждений района;
• Заключение договоров о сотрудничестве с учреждениями района (ГБУ РС (Я) РРЦ «Суваг», ГБУ РС (Я) РРЦ, РДДИ, ДОУ Нерюнгринского райцона);
• Разработка модели взаимодействия с детьми и родителями;
• Проведение «круглого стола» с участниками проекта.
Практический
• Разработка и апробоция плана и содержания программы по «точечной» инклюзии;
• Организация совместной деятельности для взаимодействия участников проекта (игровая деятельность, прогулки, совместное проведение спортивных и музыкальных праздников, проведение районной паралимпиады, рисование песком, комната М. Монтессори, медицинское сопровождение и консультирование и т. п.);
• Определение эффективных методов и приёмов, обеспечивающих развитие коммуникативной сферы детей с ОВЗ;
• Активное взаимодействие участников проекта через информационно - образовательную сеть района.
Обобщающее-результативный
• Эффективно функционирующие созданные условия для повышения степени комфортности и интеграции детей в социуме;
• Анализ достигнутого уровня и общей динамики коммуникативных умений участников проекта;
• Толерантное отношение социума к «особенным» детям;
• Изменение физического и психического состояния детей;
• Обмен полученного опыта через информационно- образовательную сеть района;
• Проведение семинаров, мастер-классов, конференций.
Организация отношений между участниками образовательного процесса
Возможные проблемы в ходе реализации проекта и пути их решения Проблемы Пути решения
Информированность специалистов в сфере инклюзивного образования. Повышение профессиональной компетентности через сетевое взаимодействие.
Реализация специальных методов воспитания для каждого ребенка с ОВЗ; Привлечение тьютора (психиатра, дефектолога и т. п.);
Наличие учебно-методических комплексов; научное сопровождение проекта Сотрудничество с кафедрой дефектологии
Непонимание родителей необходимости решения данной проблемы;
Проведение информационно – разъяснительной работы среди родителей всех детей о преимуществе данной системы.
Дополнительное финансирование. Привлечение спонсоров.
Безбарьерная среда
Приобретение мобильных пандусов.
Перспективы развития проекта Год Учреждения – участники проекта Охват воспитанников с ОВЗ Охват воспитанников с нормой Привлечение специалистов (ставка) Сетевое сообщество
2016-2017 3 10 20 1 Сайт учреждений, Whats App
2017-2018 4 15 30 1,5 Разработка информационно-образовательной сети
2018-2019 5 20 40 2 Информационно-образовательная сеть
2019- 2020 6 30 60 3 Расширение информационно-образовательной сети на региональном уровне
2020-2021 8 50 60 5 Расширение информационно-образовательной сети на регионального сообщества
Реализация проекта в условиях ФГОС Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать вторичные проявления. Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС, обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий воспитания, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности воспитанников.