Елена Мазяр
Социально-значимый проект «Дети за раздельный сбор мусора!»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32"
г. о. Мытищи Московская область,
Социально - значимый проект
«Дети за раздельный сбор мусора!»
Разработала:
воспитатель высшей квалификационной категории
Мазяр Елена Михайловна
2023/2024 учебный год
Проект «ДЕТИ ЗА РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА!»
Тип проекта :
По содержанию — познавательно – исследовательский.
По числу участников – групповой.
По характеру контактов – в рамках МБДОУ.
Публикация «Социально-значимый проект „Дети за раздельный сбор мусора!“» размещена в разделах
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
По характеру участия ребенка в проекте – от зарождения идеи до получения результатов.
Участники проекта :
• Воспитатели группы: Мазяр Е. М. и Квитанцева А. М
• Дети подготовительной группы №10
• Родители
Актуальность проекта :
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, экологическое воспитание и образование являются одной из актуальных проблем современности Детство - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В дошкольном детстве развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Большинство населения не привыкли к раздельному сбору мусора. Известно, что привычки взрослого человека поменять сложно. А всё наше взрослое население выросло в условиях, когда о сортировке мусора задумывались лишь единицы. Обучать граждан раздельному сбору отходов нужно с детского возраста. Для того, чтобы переработка мусора была эффективной и оправданной, необходимо, чтобы отходы были разделены по принципу материала, из которого они изготовлены, то есть стекло отдельно от бумаги, пластика, дерева и т. д. Населению пока намного удобнее и привычнее выбрасывать все отходы в мусоропровод, чем сортировать и выносить часть мусора на улицу.
И одним из эффективных ее решений является организация раздельного сбора с их дальнейшим вторичным использованием. Нельзя закрывать глаза на тот факт, что огромные горы залежалого мусора - это не просто гибель родной страны, но и весьма реальная угроза здоровью и даже жизни его обитателей. Твердые бытовые отходы (ТБО) распространяют неприятный запах и являются средой для размножения болезнетворных бактерий, насекомых и грызунов – переносчиков инфекционных заболеваний; серьезную опасность представляет сжигание ТБО (особенно синтетических материалов и веществ) в урнах и мусорных баках, так как при этом в воздух выделяются токсичные вещества, которые быстро попадают в органы дыхания окружающих людей; разбросанный повсюду (на улице, на детских площадках) мусор - характеристика уровня нашей бытовой культуры, среда, в которой все мы живем.
Но проблемы сбора и утилизации мусора не следует сводить к простому вывозу отходов с последующим бесконтрольным сваливанием в одну огромную свалку. Правильная организация сортировки промышленного, строительного или бытового мусора и его последующая переработка еще более сложный и трудоемкий процесс, чем его вывоз из жилых зон. Ведь на том месте, где находятся свалки, могли быть разбиты парки, расти леса.
Проблема мусора на сегодняшний день уже глобальная экологическая задача, которая требует немедленного решения. Она огромна, с ней мы ежедневно сталкиваемся в городе, на улице, в общественном транспорте, в лесу, на реке. Всё новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются или вообще не разлагаются. Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Этот вопрос волнует всех, и воспитанники дошкольных групп не исключенье. Мы, вместе с детьми, решили внести свой вклад в реализацию этого проекта.
Цель проекта :
Формировать у детей представления о целесообразности раздельного сбора твёрдых бытовых отходов (ТБО, переработки и изготовления из мусора различных нужных вещей.
Научить детей раздельному сбору мусора, обменяться опытом, взаимного вдохновения и поддержки на пути к экологичному образу жизни.
Задачи проекта :
1. Расширить знания детей об источниках возникновения отходов, их классификации и способах утилизации;
2. Создать условия для получения детьми знаний и умений о возможном вторичном использовании бытовых отходов;
3. Продолжать воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
4. Пропагандировать раздельный сбор мусора в каждой семье.
5. Укреплять позитивные детско-родительские отношения в рамках совместной деятельности.
6. Продолжать развивать трудовые навыки и умения;
7. Развивать умения работать с различным бросовым материалом, знакомить с их свойствами.
Предполагаемый результат:
1. Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
2. Осознание важности и необходимости раздельного сбора ТБО для последующего изготовления полезных вещей на мусороперерабатывающих заводах.
3. Наличие представлений об источниках возникновения отходов, их классификации и способах утилизации;
4. Наличие представлений о раздельном сборе отходов;
5. Наличие знаний и умений возможности вторичного использования бытовых отходов;
6. Участие воспитанников в пропагандистко - просветительской деятельности;
7. Привлечение внимания детей и родителей к проблеме утилизации отходов.
Формы работы с детьми:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Принципы реализации проекта :
принцип наглядности - т. к. дети очень любознательные, они хотят сами все рассмотреть, попробовать, увидеть;
принцип непрерывности - т. к. дети могут отвлечься, переключиться на другой вид деятельности);
принцип деятельности (исследовать, познавать, творить, играть);
интеграция различных видов детской деятельности;
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка;
взаимодействие с семьями детей (заинтересовать, вовлечь в проектную деятельность, объединить общей задачей).
Сотрудничество с семьё й:
1. Консультация «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».
2. Акция «За раздельный сбор мусора».
3. Анкетирование родителей на тему: «Как мы экономим бумагу?».
Продукты проекта :
1. Настольная игра «Что из чего сделано?».
2. Презентация для детей "Откуда пояляется мусор?"
3. «Дети за раздельный сбор мусора!» (рисование, дети)
4. Стенгазета «Правильное обращение с отходами»
Ожидаемый результат по проекту :
Для детей:
— Бережное отношение детей к окружающей среде и вещам, осознание важности раздельного сбора мусора.
— Развитие познавательной активности, любознательности.
Для педагогов:
— Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде.
— Создание условий для проявления у детей креативности, воображения.
— Расширение кругозора детей через чтение экологических рассказов, сказок, стихотворений, разучивание стихотворений.
Для родителей:
— Совместное чтение экологической литературы.
— Привлечение к сотрудничеству в проектной деятельности.
—Участие в изготовлении поделок из бросового материала для выставки.
Проект состоит из трех этапов:
I этап. Подготовительный:
Определение целей и задач проекта;
Составление плана работы по реализации проекта;
Формирование групп для участия в проекте;
Подбор методической литературы;
Подбор наглядно – иллюстративного материала;
Подбор материала, необходимого для реализации цели проекта (иллюстрации, сюжетные картины, словесные, дидактические игры, художественные произведения, предметы и т. д);
Разработка конспектов для непосредственно образовательной деятельности;
Создание развивающей среды по теме;
Прогнозирование результата.
II этап. Основной:
Рассматривание иллюстрации на тему: «Мусор вокруг нас», «Раздельный сбор мусора», «Спасем Землю от мусора»;
Тематическое занятие «Раздельный сбор опасных отходов у нас в городе»;
Беседы: «Что такое отходы и откуда они появляются?», «Беседа о мусоре, и о том, что нужно делать, чтобы мусора стало меньше», «Земля - наш общий дом, и мы его спасём»;
Тематическое занятие «Раздельный сбор мусора»;
Изготовление дидактической игры «Сортируем мусор правильно!»;
Аппликация «Фантик»;и хороший материал для аппликаии»;
Мастер-класс от семьи Шилиных «Вторая жизнь бумаги»;
Конкурс рисунков «Чистая планета»;
Опытно – экспериментальная деятельность с детьми «Какой мусор гниет быстрее»;
Выставка детских рисунков «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»;
Оформление выставки «Поделки из бросового материала или что можно сделать из «мусора»?»
Изготовление стенгазеты для родителей по пропаганде раздельного сбора мусора;
Участие в сборе макулатуры «Сдай макулатуру - спаси дерево!»;
Оформление стенда «Правила обращения с отходами»;
Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Угадай, что это?», «Кто, что делает?»;
Словесные игры «Что делать если…»;
Игры-тренинги «Разделим мусор!», «На прогулке», «Экологический светофор»;
Тематическая экскурсия по территории детского сада;
Видеофильм: «Переработка ТБО».
III этап. Заключительный:
Выставка рисунков детей по теме проекта;
Выпуск экологической газеты;
Презентация «Спасем город от мусора?»;
Выставка совместных работ детей и родителей «Подарим вещам вторую жизнь!»
Результаты проектной деятельности :
Проект помог детям и родителям понять, что нельзя выбрасывать мусор бездумно.
Рекомендации:
1. Прежде всего, перестать мусорить самому! Ведь это так просто: бросать мусор в урну, а не рядом с ней! Высыпать мусорное ведро в контейнер, а не на тротуар! Забрать бутылки из леса после пикника! Не мусорить – это важно, но ещё не всё.
2. Необходимо добиваться открытия пунктов приёма вторсырья. Сдача вторичного сырья – это не только способ заработать деньги, но и сберечь наши природные ресурсы, сохранить чистоту воздуха, лесов и рек.
3. Не допускайте сжигания бытовых отходов! Помните о диоксинах!
4. Бережно относитесь к старым вещам: не спешите их выбрасывать. Найдите для них новое применение.
5. Покупая прохладительные напитки, выберите бутылку, а не пакет. Желательно её сдать, это сэкономит 30-50 % ресурсов, которые теряются на изготовление новых.
6. При выборе между обычной чашкой и одноразовым стаканчиком – выберите чашку.
7. При покупке моющих средств – отдавайте предпочтение концентрированным, которые можно разводить, или в крупных упаковках – вы сбережёте деньги и выбросите меньше мусора.
8. Мы, как потребители, можем регулировать спрос на те товары, которые меньше вредят окружающей среде. Внимательно относитесь не только к цене и качеству, но и к экологической чистоте покупаемых товаров.
9. Снижайте опасность загрязнения природы путём выбора товаров с малой упаковкой, или упаковкой, которая может повторно использоваться, или она может разлагаться в природе. Сейчас многие фирмы имеют свои знаки экологической чистоты. Постарайтесь и вы знать некоторые и покупать товары с этими знаками.
10. Необходимо на законодательном уровне принять закон о том, что все граждане нашей страны должны сдавать раздельно бытовой мусор.
11. Граждане, нарушающие данный закон должны нести административную и даже уголовную ответственность, либо платить большой налог на мусор.
12. Граждане, активно поддерживающий данный закон – не должны платить налоги на мусор.
13. Организация новых предприятий по переработке бытового мусора и предприятий, использующих переработанный бытовой мусор в качестве сырья, должны иметь льготный режим налогообложения, должны получать все содействие со стороны государства.