Надежда Иванченко
Социально значимый проект «Безопасная дорога домой»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время остро встает вопрос безопасного поведения на дорогах. В своей работе часто использую различные методы воспитания безопасного поведения на дорогах, учим с ребятами дорожные знаки и правила поведения на дорогах.
Однажды мы с ребятами решили глубже изучить тему дорожной безопасности именно в нашем поселке. Так родился проект.
Публикация «Социально значимый проект „Безопасная дорога домой“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА : "Безопасная дорога домой"
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети подготовительной группы, родители, воспитатели
ТИП ПРОЕКТА : Информационно –познавательный, социально ориентированный
ВИД ПРОЕКТА : групповой
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: краткосрочный
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Первые представления о мире человек получает еще в детстве. В его воспитании, в правильном восприятии социума огромное значение имеет то, какое представление об окружающем мире получит ребенок. Очень важно, чтобы ребенок осознавал окружающую опасность и научился выбирать безопасный путь. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения не только в быту, но и в дорожно-транспортной обстановке. Виновниками дорожно-транспортных происшествий зачастую становятся сами дети, которые в силу своего возраста не осознают опасность игр вблизи проезжей части или перехода дороги в неположенном месте. Однако, к ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым. Для дошколят дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от старших дошкольников абстрактного мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, затрудняет процесс обучения и воспитания. Вот почему уже с раннего возраста нужно учить детей безопасному поведению на дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. Только с помощью взрослых ребята смогут решить эту проблему.
ВВЕДЕНИЕ:
В своей работе всегда уделяю достаточно внимания изучению правил безопасного поведения на дороге, но однажды возникла необходимость более детально изучить правила на местности, т. е. правила дорожной безопасности именно в нашем поселке, так как ребятам в скором времени предстояло идти в школу и знание безопасных маршрутов передвижения стали просто необходимы.
А началось все вот так: в один из дней, на перекрестке дорог около детского сада установили не совсем обычный светофор: одноглазый, мигающий только желтым светом. Ребята наперебой стали рассказывать, что это за диво такое. Посыпались вопросы, версии, гипотезы. Почему светофор одноглазый? Почему он постоянно мигает только желтым светом? Зачем его установили именно у нашего детского сада?
Матвей предположил, что это поставили для водителей, чтобы они были внимательными.
Влада выдвинула гипотезу, что светофор поставлен для пешеходов, а свет мигает постоянно, чтобы и днем и ночью видели все пешеходную дорожку. Артем подумал о неисправности светофора - он постоянно мигал.
Андрей и Егор сошлись во мнении, что светофор поставлен для всеобщей безопасности : и для водителей, и для пешеходов.
Для подтверждения выдвинутых гипотез приступили к составлению плана реализации проекта "Безопасная дорога домой".
Ребята тут же получили первое домашнее задание: рассмотреть по пути домой все опасные места на дорогах. На следующий день дети рассказывали о том, что возле детского сада и школы установлены "лежачие полицейские", в местах пересечения тротуаров и дорог имеются пешеходные переходы, везде установлены дорожные знаки. Оказалось, что не все знаки знакомы детям. Как же сделать так, чтобы дорога в детский сад и дорога домой была безопасна? Взрослые установили знаки, соблюдают правила дорожного движения, а что требуется от детей? Чтобы дорога была безопасной, необходимо всем участникам дорожного движения : и водителям и пешеходам, и взрослым, и детям знать правила дорожного движения и всегда их выполнять.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Изучить дорожные знаки в родном поселке и определить безопасные маршруты передвижения из дома в детский сад, в школу, к детской площадке.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
1. Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности.
2. Расширение представления детей о безопасности дорожного движения.
3. Расширение представлений детей о картах; формирование элементарных навыков передвижения по заданному маршруту.
Развивающие:
1. Развитие речи путем формирования умения строить диалог, монолог.
2. Развитие познавательной деятельности и творческих способностей.
3. Развитие умения ориентироваться на местности.
Воспитательные:
1. Воспитание безопасного поведения на дорогах.
2. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности.
3. Воспитание умения работать в коллективе.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1. Подготовительный – постановка цели и задач, выработка мотивации по реализации проекта.
2. Основной этап:
– создание условий для формирования у детей представлений о Правилах дорожного движения, формирования у детей умения ориентироваться в родном поселке;
- участие детей в блиц- олимпиадах на сайте "Патриот" "Правила дорожного движения достойны уважения", "Азбука безопасности";
- встречи с инспектором ГИБДД, с ЮИД МБОУ СОШ №7 им. Ф. А. Кошевого;
- создание видео роликов о правилах дорожного движения, об итогах исследовательской деятельности.
3. Заключительный – обобщение полученных знаний в процессе исследовательской деятельности.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Реализация данного проекта позволит сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Показателями эффективности работы над данным проектом станут :
Знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах, умение ориентироваться в родном поселке.
Воспитание грамотного пешехода.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
Познавательное развитие:
Просмотр мультфильмов:
"Уроки тётушки Совы. Азбука дорожной безопасности"
https://www.youtube.com/watch?v=FKJnIyMug_Y
Азбука безопасности - Пешеходные правила - Сборник (все серии) | Смешарики 2D. Обучающие мультфильмы.
https://www.youtube.com/watch?v=Kak-XRnT5GI
Азбука безопасности - Светофоры - Смешарики 2D.
https://www.youtube.com/watch?v=FJ3HoeZCZIk
Азбука безопасности - Пешеходная "зебра" -Смешарики 2D
https://www.youtube.com/watch?v=8GB_dfRcemg
КВН "Правила дорожного движения"
Квест игра по ПДД "Дорожная Азбука"
Речевое развитие:
Развитие монологической и диалогической речи в процессе исследовательской деятельности.
Чтение произведений:
И. Серяков "Улица, где все спешат"
И. Серяков "Машина, которую рисовать научили"
А. Иванов "Азбука безопасности - Как неразлучные друзья дорогу переходили"
Б. Житков "Светофор"
А. Северный "Три чудесных цвета"
А. Усачев "Домик у перехода"
Художественно-эстетическое развитие:
Выставка рисунков "Правила дорожного движения знают все без исключения"
Физическое развитие:
Подвижные игры:
"Воробушки и автомобиль"
"Грачи и автомобиль"
"Светофор"
"Найди гараж"
"Красный-зелёный"
Социально-коммуникативное развитие :
Экскурсия "Дорожные знаки в нашем поселке"
Сюжетно-ролевая игра "Я - водитель"
Сюжетно-ролевая игра "Дорожный сервис"
Дидактическая игра "Город"
Встреча с ЮИД МБОУ СОШ №7
Встреча с инспектором ГИБДД
Участие во всероссийской онлайн-олимпиаде "Азбука дорожного движения"
Совместная деятельность с родителями:
Акция "Безопасная дорога домой".
Цель: привлечение внимания общественности к проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости соблюдения правил безопасного поведения на дороге и улице пешеходами и водителями.
Задачи:
- закрепить с детьми Правила дорожной безопасности; знания о пешеходном
переходе, светофоре, дорожных знаках.
- формировать самостоятельность и ответственность в действиях ребенка на
дороге и улице;
- упражнять детей в умении ориентироваться относительно элементов
дороги, транспортных средств в родном поселке;
- развивать внимательность, наблюдательность, память;
- развивать коммуникативные навыки, умение вести диалог на
заданную тему, делиться своими знаниями о ПДД, учить других;
- воспитывать культуру поведения на улице.
Предварительная работа с детьми:
• рассматривание сюжетных картинок, дорожных ситуаций;
• игры на макете дороги с перекрестком;
• просмотр презентации «Дорожные знаки посёлка Первомайского»;
• проведение цикла целевых прогулок «Пешеходный переход»,
«Перекресток», «Светофор».
Предварительная работа с родителями:
1. Разработка буклетов, листовок, памяток «Знай правила дорожного
движения!».
2. Изготовление маршрутных листов безопасного передвижения из дома к детскому саду и обратно.
ИТОГ АКЦИИ: создание альбома "Дорожная Азбука родного поселка"
Рефлексия:
1. Создание дидактической настольной игры "Безопасная дорога в детский сад".
2. Создание "Дорожной Азбуки родного поселка".
3. Буклет для родителей "Правила перевозки пассажиров"
ПЛАН РЕАЛИ3АЦИИ ПРОЕКТА :
№ п/п Дата проведения мероприятие ответственные
1-3 августа Экскурсия "Дорожные знаки в нашем поселке"
Наблюдения по дороге домой "Безопасная дорога домой"
Беседа "Тайна одноглазого светофора"
3-5 августа Просмотр фильмов: Уроки Тетушки Совы - "Уроки тётушки Совы. Азбука дорожной безопасности"
https://www.youtube.com/watch?v=FKJnIyMug_Y
Азбука безопасности - Пешеходные правила - Сборник (все серии) | Смешарики 2D. Обучающие мультфильмы.
https://www.youtube.com/watch?v=Kak-XRnT5GI
п/и "Найди гараж"
6- 12 августа Азбука безопасности - Светофоры - Смешарики 2D.
https://www.youtube.com/watch?v=FJ3HoeZCZIk
Азбука безопасности - Пешеходная "зебра" -Смешарики 2D
https://www.youtube.com/watch?v=8GB_dfRcemg
Сюжетно-ролевая игра "Дорожный сервис"
15- 19 августа Чтение художественной литературы:
И. Серяков "Улица, где все спешат"
И. Серяков "Машина, которую рисовать научили"
п/и "Воробушки и автомобиль"
п/и "Грачи и автомобиль"
Выпуск буклета для родителей "Правила перевозки пассажиров"
Квест игра по ПДД "Дорожная Азбука"
22- 26 августа Дидактическая игра "Город"
п/и "Лихой водитель"
Чтение художественной литературы:
А. Иванов "Азбука безопасности - Как неразлучные друзья дорогу переходили"
29 августа - 9 сентября КВН "Правила дорожного движения"
Дидактическая игра "Город"
п/и "Красный-зеленый"
Встреча с инспектором ГИБДД
12-23 сентября Встреча с ЮИД МБОУ СОШ №7
п/и "Светофор"
с/р/и "Я-водитель"
Чтение художественной литературы:
Б. Житков "Светофор"
А. Северный "Три чудесных цвета"
А. Усачев "Домик у перехода"
Создание "Дорожной азбуки родного поселка"
24- 30 сентября - Выставка рисунков "Правила дорожного движенья знают все без исключения!"
Создание настольной дидакической игры "Безопасная дорога в детский сад"
Акция "Безопасная дорога домой"
Участие воспитанников во всероссийской онлайн-олимпиаде "Азбука дорожной безопасности" на сайтах "Родина", "Изумрудный город"
Цель нашего исследования, а именно, изучить дорожную азбуку родного поселка достигнута.
Участие детей и родителей в проекте позволило сформировать представления о том, как создать условия безопасного дорожного движения. Тем самым у детей появилось желание всегда соблюдать правила дорожного движения. С помощью проектной деятельности ребята выяснили, где и зачем устанавливают "одноглазые" светофоры. Выдвинутые гипотезы подтвердились:
- светофор и дорожные знаки поставлены для всеобщей безопасности : и для водителей, и для пешеходов;
- желтый свет светофора мигает постоянно, чтобы и днем и ночью видели все пешеходный переход и были очень внимательны.
У дошкольников сформированы необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах родного поселка.
ПРОДУКТ ПРОЕКТА :
Для педагогов:
Альбом "Дорожная Азбука родного посёлка"
Для детей:
Настольная дидактическая игра "Безопасная дорога в детский сад"
Для родителей:
Буклет "Правила перевозки пассажиров"
Список литературы:
1. Ахмадиева Р. Ш., Воронова Е. Е., Минниханов Р. Н. и др. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. ГУ, НЦ БЖБ, 2008.
2. Баранов, В. С. Исследовательская работа в ДОУ / В. С. Баранов // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 4. – С. 23 – 24.
3. Белая К. Ю., Зиина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Твоя безопасность : Как вести себя дома и на улице. Для средн. и ст. дошк. возраста. 4-ое изд. М: Просвещение, 2006. -47 с.
4. Бочко А. Правила дорожного движения : для детей. М. :Издательство «Питер», 2014. – 16 с.
5. Гордиенко С. А. Азбука дорожного движения для детей и для родителей, для пешеходов и водителей. Ростов-н/ Д: Феникс-Премьер, 2015. – 64 с.
6. Добрая дорога детства : интернет портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dddgazeta.ru/
7. Козловская Е. А. Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах (для педагогов дошкольных образовательных учреждений) / Е. А. Козловская, С. А. Козловский. М., 2006.
8. Модульные программы повышения квалификации педагогов, работающих с отрядами ЮИД в дошкольных образовательных организациях [Электронный ресурс]. Режим доступа:(https://минобрнауки. рф/документы/4963).
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Беседа "Тайна Одноглазого Светофора"
Однажды все светофоры в городе "заболели". Просто перестали светить.
Как вы думаете, почему?
Правильно! Потому что не было электричества.
Что случилось потом?
Правильно! На дорогах случались аварии и пробки.
Всем пришлось долго ждать, пока устранили эту неприятность.
И тогда ученые придумали и начали устанавливать светофоры на солнечных батареях. Новая модель светофоров, которая отличается от привычных и внешним видом, поможет повысить безопасность пешеходов на нерегулируемых переходах.
Светофор одноглазый, мигающий только желтым. Устанавливается он на нерегулируемых пешеходных переходах. Задача такого светофора предупреждать водителя, что впереди зебра, и необходимо снизить скорость.
Чтобы хоть как-то привлечь внимание к этому переходу, выделить его и устанавливается такой светофор.
Светофор он лишь как дополнительная подсветка, дополнительный сигнал, что это особо опасный переход, что надо притормозить и быть внимательным", - так говорят учёные, придумавшие такие светофоры.
Особенность устанавливаемых светофоров - для них не тянуть кабель, не нужен сторонний источник электричества, они будут работать от солнечной энергии.
Приемные панели размерами примерно метр на метр будут развернуты на самую светлую сторону улицы. И этой солнечной энергии даже при пасмурной погоде хватает на трое суток.
Используют солнечные батареи совместно с аккумуляторами, чтобы они могли работать в ночное время.
Мигающий желтый свет, это всегда знак опасности для автомобилиста, и он сразу же снижает скорость.
Как проявляют себя светофоры на солнечной энергии? Не засыпает ли их панели снег, не снесёт ли порывом ветра, не зальет ли дождь? На эти вопросы мы сейчас и порассуждаем. (Предложить детям выдвинуть свои версии ответов на вопросы.)