Гладкая Наталья
Социально — значимый педагогический проект «В мире профессий» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Социально — значимый педагогический проект для детей 5–7 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №35 «Ручеёк» города Туапсе
муниципального образования Туапсинский район
Социально значимый
педагогический проект
для детей 5-7 лет
«В мире профессий»
Составители:
воспитатели: Гладкая Н. В.
Шимова О. Г.
Реализация:
2022 учебный год
г. Туапсе
2022г.
Публикация «Социально — значимый педагогический проект „В мире профессий“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
Тип проекта : социально значимый, познавательный, групповой.
Срок реализации: среднесрочный.
Участники проекта : дети, родители, педагоги.
Интеграция познавательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
План проекта
1. Аннотация.
2. Актуальность.
3. Цели и задачи.
4. Социально-значимые результаты реализации проекта.
5. Предполагаемые результаты реализации проекта.
6. Формы и методы реализации проекта.
7. Модель технологической карты проекта.
8. Фактические результаты.
9. План дальнейшего развития проекта.
10. Библиография.
1. Аннотация проекта.
Дошкольный возраст – время, когда развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, людям, себе. Формируются основы нравственной позиции личности, которые проявляются во взаимодействии с окружающим миром, в осознании неразрывности с ним. Необходимо расширять и систематизировать знания детей о профессиях и воспитывать уважение к людям труда.
Проблемная ситуация, выдвинутая нами: ограниченные знания о профессиях, о значимости и особенностях каждой из них.
Наш проект направлен на создание профессионально-ориентированной среды и реализацию способностей детей дошкольного возраста в процессе профориентационной работы.
Основной вопрос, решаемый в ходе реализации проекта : расширение представлений о разных профессиях, воспитание уважения к людям труда, накопление социально-коммуникативного опыта.
2. Актуальность проекта.
Одно из условий всестороннего развития личности – формирование осведомлённости воспитанников о сферах человеческой деятельности. Особое место в этом информационном поле занимает знакомство с миром профессий.
Вступление ребёнка в социальный мир невозможно без знакомства с различными профессиями. Мир профессий – сложная, постоянно развивающаяся система, поэтому очень важно рассказать ребёнку о разных профессиях, о специфических особенностях, о важности каждой.
Ранняя профориентация преимущественно имеет ознакомительно-информационный характер и реализуется через игровую деятельность. Здесь дети получают первый социальный опыт профессиональных действий и поведения.
3. Цели и задачи.
Цель: создание условий для обогащения знаний детей о профессиях и их значимости.
Задачи:
обогащать и расширять знания детей о профессиях их родителей;
дать представления о технике, облегчающей труд человека;
развивать коммуникативные способности, расширять кругозор и познавательный интерес, обогащать словарь;
способствовать формированию положительного отношения и благодарность людям труда;
привлечь родителей к участию и сотрудничеству.
4. Социально-значимые результаты реализации проекта.
Посткроссинг «Профессии мам и пап»
Создание мини-коллекций:
строительные машины
военная техника
Вернисаж «У меня растут года…» (выставка детских рисунков)
ЛЭПБУК «Все профессии нужны, все профессии важны»
5. Предполагаемые результаты реализации проекта.
У детей :
будут сформированы представления о многообразии профессий;
расширены знания о технике, облегчающей труд людей;
желание применять полученный социально-коммуникативный опыт в играх;
уважение к людям труда.
У родителей:
желание рассказать ребёнку о своей профессии, о технике, помогающей трудиться, о значимости труда.
Для педагогов :
создавать условия для проявления детской инициативы;
стимулировать развитие познавательного интереса;
обогащать развивающую среду с целью накопления детьми социально-коммуникативного опыта.
6. Формы и методы реализации проекта.
Подготовительный этап
Педагог :
определение темы;
формулировка цели и задач;
составление плана основного этапа проекта;
блиц-опрос детей : выявление знаний детей о труде людей разных профессий и их общественную значимость :
подбор литературы, презентаций, фотографий;
подбор и изготовление материала для дидактических и сюжетно-ролевых игр.
Родители:
информирование родителей о предстоящем проекте;
посткроссинг;
привлечение родителей к реализации.
Дети:
вхождение в проект.
Основной этап
Чтение художественной литературы по теме
Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»
С. Маршак «Почта», «Рассказ о неизвестном герое»
В. Маяковский «Кем быть?»
А. Богдарин «Знакомые профессии»
В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»
С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер»
Л. Толстой «Пожарные собаки»
Проведение НОД, бесед
НОД:
Тема «Пожарный – профессия героическая»
Тема «В мире профессий» (викторина)
Тема «Путешествие в профессию»
Тема «Знакомство с профессией пастуха-оленевода»
Беседы:
«От зёрнышка до булочки» (о труде хлебороба)
«В гостях у врача-стоматолога»
«Кто построил детский сад?»
Художественно-творческая деятельность
Тема «Солдат на посту» (рисование красками)
Тема «Матрос» (аппликация)
Тема «Плюшки да ватрушки» (лепка)
Тема «Дом, в котором мы живём» (ручной труд)
Тема «Самолёт», «Кошелёк» (конструирование из бумаги)
Драматизация знакомых произведений
Н. Пожарова «Маляры»
Б. Заходер «Строители»
А. Барто «Портниха»
К. Чуковский «Айболит»
Организация сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр
Подборка материала к посткроссингу «Профессии мам и пап»
Подборка материала для оформления вернисажа детских работ «У меня растут года…»
Оформление ЛЭПБУКА «Все профессии нужны, все профессии важны»
Заключительный этап
Блиц-опрос детей «Что вы нового узнали о профессиях?»
Оформление выставки детских работ
Создание мини-коллекций:
строительные машины
военная техника
Посткроссинг
ЛЭПБУК
Основные мероприятия реализации проекта
Познавательное развитие
НОД Тема «Пожарный – профессия героическая»
Цель: актуализация представления детей о профессии «пожарный».
Задачи:
уточнить и закрепить знания детей о профессии;
познакомить с историей возникновения профессии;
закрепить представления о правилах пожарной безопасности;
формировать способность принимать решения и действовать в пожарной ситуации;
расширять словарь, развивать познавательную активность.
НОД Тема «В мире профессий» (викторина)
Цель: формировать целостное представление дошкольников о разнообразии профессий.
Задачи:
расширять представления о профессиях и конкретных трудовых действиях;
формировать обобщённое понятие «профессия», обогащать активный словарь;
развивать память, мышление;
воспитывать положительную мотивацию.
НОД Тема «Знакомство с профессией пастуха-оленевода»
Цель: расширять представления о труде народов Севера.
Задачи:
познакомить с трудом оленевода;
способствовать расширению познавательного интереса;
активизировать словарь;
воспитывать уважение к труду пастуха-оленевода.
Беседа «От зёрнышка до булочки»
Цель: формирование представлений о труде хлебороба и сельскохозяйственных профессиях.
Задачи:
развивать кругозор, обогащать словарный запас;
поощрять стремление детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний;
воспитывать интерес к профессии.
Беседа «В гостях у врача-стоматолога»
Цель: расширять представления детей о профессии врача.
Задачи:
расширять знания о значимости труда стоматолога;
обогащать словарь, развивать умение вести беседу;
воспитывать уважение к труду врача.
Беседа «Кто построил детский сад?»
Цель: совершенствовать представления детей о строительных профессиях.
Задачи:
актуализировать знания детей о многообразии строительных профессий;
активизировать соответствующую лексику, развивать связную речь;
поддерживать познавательный интерес.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование красками Тема «Солдат на посту»
Цель: расширять представления о профессиях Российской Армии.
Задачи:
учить рисовать фигуру солдата, передавая характерные особенности (поза, одежда, оружие);
учить располагать рисунок на листе с учётом его пропорций (по вертикали);
совершенствовать умение работать с акварелью;
закреплять умение рисовать кистью всем ворсом и концом;
воспитывать уважение к защитникам нашего Отечества.
Аппликация Тема «Матрос»
Цель: совершенствовать знания о морских профессиях, о важности и значимости их труда.
Задачи:
учить вырезать симметричные изображения из бумаги, сложенной пополам;
закрепить технику владения ножницами;
воспитывать аккуратность.
Ручной труд Тема «Дом, в котором мы живём»
Цель: обогащать представления о строительных профессиях.
Задачи:
совершенствовать умение работать с бумагой, создавать объёмные фигуры;
воспитывать желание выполнять работу.
Лепка Тема «Плюшки да ватрушки»
Цель: активизация знаний о труде повара, о значимости его труда.
Задачи:
учить лепить предметы, передавая их характерные особенности;
продолжать учить украшать изделия мелкими деталями;
воспитывать благодарность за труд.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы по теме:
Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»
С. Маршак «Почта», «Пожар»
В. Маяковский «Кем быть?»
А. Богдарин «Знакомые профессии»
С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер»
Э. Турбьерн «Песня юнги»
В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»
Цель: активизация знаний о профессиях.
Задачи:
показать значимость каждой профессии;
отражать в играх впечатления от реальной жизни;
воспитывать уважение к людям труда.
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры
«Строители»
Цель: расширять представления о разнообразии строительных профессий.
Задачи:
показать значимость труда строителя;
расширять знания о технике, облегчающей их труд;
обогащать словарь, развивать умение вести диалог.
«Салон красоты»
Цель: создать условия для творческого самовыражения детей в игре.
Задачи:
учить развивать сюжет игры на основе полученного ранее социально-коммуникативного опыта;
продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров;
воспитывать интерес к профессии.
«Кафе»
Цель: расширять знания о людях, работающих в кафе, о значимости их труда.
Задачи:
развивать познавательный интерес;
воспитывать творческую самостоятельность.
«Больница для зверят»
Цель: актуализировать знания о разнообразии врачебных специализаций.
Задачи:
формировать потребность детей к получению новых знаний о враче;
продолжать знакомить с атрибутами, связанными с профессией;
обогащать знания детей о важности и значимости профессии;
закреплять правила поведения в лечебном учреждении.
Дидактические игры
«Кто чем занимается?»
«Угадай профессию»
«Кому что нужно»
«Найди лишний»
«Что я делаю?»
и др.
Цель: активизация знаний о профессиях, воспитание интереса к профессиям людей.
Задачи:
показать значимость каждой профессии;
отражать в играх впечатления от реальной жизни;
воспитывать уважение к людям труда.
Социально значимые акции
Посткроссинг «Профессии мам и пап»
Вернисаж «У меня растут года…»
ЛЭПБУК «Все профессии нужны, все профессии важны»
7. Модель технологической карты проекта.
Дни Беседы НОД Продуктивная деятельность Игровая деятельность Самостоятельная деятельность
Понедельник Беседа Ежедневно Конструктивно-модельная деятельность
Вторник Ежедневно Ознакомление с окружающим Ежедневно Ручной труд
Среда Ежедневно Рисование, лепка Ежедневно
Ручной труд, аппликация
Четверг Ежедневно Ежедневно Художественная, творческая деятельность
Пятница Беседа Родной край Ежедневно
8. Фактические результаты проектной деятельности.
У детей сформированы первоначальные представления о профессиях и их общественной значимости.
Дети активно участвовали в реализации проекта, повысился их уровень знаний о многообразии профессий, возросло чувство уважения к людям труда и бережное отношение к предметам труда людей.
Родители активно участвовали в реализации проекта. Повысилась ответственность и появилось желание рассказать ребёнку о своей профессии и её значимости.
Подведены промежуточные итоги первой части реализации проекта на пед. часе.
9. План дальнейшего развития проекта.
Презентация проекта пед. часе ДОО.
Расширять содержание проекта для реализации в подготовительной к школе группе.
10. Библиография.
1. Абрамова Л. В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (5-6 лет). – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
2. Васильева Н. Проектная деятельность : участвуем вместе. Дошкольное воспитание №10, 2011
3. Вахрушев А. А. Здравствуй, мир! – Москва: Баласс, 2003
4. Веракса Н. Е. Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
5. Веракса Н. Е. Комарова Т. С. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021
6. Волчкова В. Н. Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2004
7. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. – Москва: Центр педагогического образования, 2013
8. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением (5-6 лет). – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021
9. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – Москва: ТЦ Сфера, 2006
10. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. – Москва: Центр педагогического образования, 2008
11. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду (5-6 лет). – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020
12. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – Москва: ТЦ Сфера, 2005
13. Полынова В. К. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – Москва: ООО Издательство Детство-Пресс, 2008
14. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – Москва: ТЦ Сфера, 2005
15. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003
16. Интернет-ресурсы.