Юлия Петрухина
Социально значимый образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Социально значимый образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию
«Я помню -я горжусь»
Автор:
Петрухина Юлия Васильевна
Руководитель проекта :
Агаркова Елена Анатольевна
Социально значимый образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я помню - я горжусь»
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : 23.01.2020-09.05.2020
Публикация «Социально значимый образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Участники проекта : дети логопедической группы №1, логопедической группы № 2,педагоги, родители.
Актуальность проекта :
Великая Победа — не просто знаменательное событие, это нравственная основа формирования нашего суверенного независимого государства.
Сегодня эта проблема приобрела наибольшую актуальность и значимость, нельзя допустить, чтобы исторические факты извращались, чтобы им придавался совершенно другой окрас. Настала необходимость защищать правду о той войне. Патриотическое воспитание детей является одной из важных составляющих воспитательного и образовательного процесса в ДОО.
Актуальность проекта заключается в том, что знания детей о родном городе Краснодаре, стране, о Победе нашего народа в Великой Отечественной войне отрывочны, разрозненны, не систематизированы.
Гипотеза проекта :
Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексные занятия и праздники с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет нынешним детям, живущим под мирным небом, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.
Основные цели проекта :
- повысить уровень гражданской ответственности, силы патриотизма участников проекта : будущего поколения России – воспитанников ДОУ, родителей
воспитанников, педагогов ДОУ;
- сохранить преемственность поколений, способствовать передаче духовного опыта и нравственных ценностей;
- развить у детей патриотические чувства;
- сформировать представление о том, что история семьи – часть истории родной страны;
- воспитать нравственные качества (сочувствие, сострадание, любовь к ближнему, уважение к истории родного края и страны, чувство гордости за ее героическое прошлое;
- укрепление семейных ценностей, семейных связей.
Задачи проекта :
Образовательные : формировать у детей представления о Великой Отечественной войне, о мужестве наших воинов, о ключевых событиях войны, о городах-героях, об обороне и освобождении Краснодара, о георгиевской ленточке, о памятниках героям войны.
Развивающие: развивать внимание, память, познавательное и творческое мышление, интерес к героической истории России и Краснодара, развивать связную речь детей; мелкую моторику.
Воспитательные : воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к историческому прошлому родной страны и города, к героям Великой Отечественной войны, чувство гордости за свою страну, армию, народ, одержавший победу в тяжелой войне. Воспитание уважения к участникам войны, к ветеранам Великой Отечественной войны.
Содержание проекта :
I этап – мотивация.
Основной мотивацией к разработке проекта «Я помню – я горжусь» стало проведение ежегодного краевого месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы. Во время самостоятельной изобразительной деятельности (дети рисовали военную российскую технику на полевых учениях) Детям был задан вопрос: «Кто побеждает?». На что неуверенно ребенок ответил: «Наверно, российские солдаты». Также детям был показан альбом с военными фотографиями 1941-1945 года. На вопрос «А ваши прадедушки воевали во время Великой Отечественной войны?» дети не смогли дать ответ.
У значительной части дошкольников был выявлен неустойчивый интерес к героическому прошлому нашей страны. Многие дети затруднялись ответить на вопрос, где работают и чем занимаются их родители. Большинство из них имели небольшие представления о прошлом своего народа, его культуре, истории родного города, достопримечательностях. При этом отмечалось, что дошкольники слабо воспринимают эмоциональное состояние других людей, путаются в понимании хороших и плохих поступков.
Дошкольникам было предложено узнать у своих родителей о своих родственниках, которые воевали в Великую Отечественную войну с тем, чтобы в логопедической группе оформить книгу памяти, чтобы помнить вечный подвиг своих родных.
II этап – разработка совместного плана работы над проектом.
Для того, чтобы реализовать данный социально-значимый проект «Я помню – я горжусь» одной инициативы детей было мало, поэтому возникла необходимость провести мозговой штурм с педагогами по разработке мероприятий плана.
Для составления плана была использована модель двух вопросов:
Какие мероприятия можно провести по теме проекта? Что нужно сделать для реализации проекта?
-Акцию «Бессмертный полк».
-Акция «Окна Победы»
-Совместные мероприятия с родителями воспитанников по ознакомлению с военными профессиями.
-Оформить выставку совместного творчества.
-Конкурс художественного чтения
-Викторину «Угадай мелодию»(песни военных лет)
- Выставку игрушек «Военная техника».
-Спортивные досуги, занятия.
- Провести познавательные НОД
-Оформить тематические альбомы.
-Бросовый и изобразительные материалы.
-Игровое оборудование (игрушки военной техники).
- Музыкальный материал. (Песни военных лет).
-Спортивное оборудование для подвижных игр.
-Разработать сценарии развлечений, досугов, конкурсов.
- Пригласить ветеранов и родителей для совместных мероприятий.
- Изготовить игры.
- Оформить стенд «Бессмертный полк».
-Выучить с детьми стихотворения по теме «Во славу твою, солдат».
-Провести спортивные соревнования, физкультурные тематические занятия.
Соответственно с детьми старшего дошкольного возраста логопедической группы также была использована схема трех вопросов Л. В. Михайловой-Свирской с тем, чтобы учесть инициативу и знания старших дошкольников.
III этап – практический.
Проект реализовывался с учетом основных положений ФГОС ДО:
- разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому;
- построение педагогического процесса на основе интеграции содержания образовательных областей;
- гибкое содержание и подбор педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка, раскрытие творческих способностей детей;
- развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей детей;
- организация индивидуальных и коллективных видов деятельности, построенных на содержательном общении, диалоге;
-соблюдение права выбора ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности.
В рамках социально-значимого проекта «Я помню -я горжусь» проведены мероприятия:
-Проведены акции "Бессмертный полк", «Окна Победы».
Основные задачи акции заключались в проведении поисково-исследовательской деятельности:
-Установить сопричастность каждой семьи воспитанников и сотрудников МБДОУ МО «Детского сада № 105» к событиям Великой Отечественной войны;
-собрать информацию о жизни героев ВОВ;
- наглядно оформить собранный материал;
- расширить знания об истории родного края и жизни предков в годы ВОВ.
В акции приняли участие 70 семей и 20 сотрудников.
По результатам поисковой деятельности получены результаты:
-Каждая семья сопричастна к событиям Великой Отечественной войны, но не в каждой семье сохранились фотографии, фронтовые письма и подробная информация о членах семьи, которые воевали.
-По МБДОУ МО «Детский сад № 105» собрана информация о 40 свидетелях событий ВОВ.
По собранной информации оформлен стенд об участниках Великой Отечественной войны с короткой информацией о каждом, на каждой фотографии указаны фамилии и имена детей, чьими родственниками они являются. Собранный материал был собран с целью оформления баннера к 23 февраля.
Тематическое занятие "76-я годовщина освобождения г. Краснодара от немецко-фашистских захватчиков" провели сотрудники библиотеки имени С. Я. Маршака.
Занятие прошло в музыкальном зале с демонстрацией мультимедийной презентации и музейных экспонатов. Дети узнали о героях Великой Отечественной войны. После занятия дети имели возможность рассмотреть военную каску, взять в руки саперную лопатку, увидеть осколок снаряда и офицерский планшет. Детей пригласили посетить историко-краеведческий музей, зал воинской славы.
Познавательное занятие "Наша армия сильна, охраняет мир она" прошло в логогруппе №1 (знакомство с военной профессией "вертолетчик").
На занятие приглашен Михаил Сергеевич Мишенин, военнослужащий из вертолетного полка, дедушка воспитанника Богдана Мишенина. Воспитатель вместе с детьми закрепили знания о том, какие рода войск есть в Российской Армии.
М. С. Мишенин рассказал о том, какие должностные обязанности он выполняет, показал модели вертолетов, рассказал какие есть вертолеты, вместе с детьми нашли отличия между двумя моделями вертолетов,показаны прибор ночного видения, шлем. Дети снаряжение смогли примерить. Детьми были заданы вопросы о том, какой режим дня в части, с чем бывает трудно справляться, часто ли пишут родителям. Вместе с детьми поиграли в игру "Собери военную технику". На занятии показаны презентации о военной технике.
НОД по познавательному развитию "Мой папа защитник Отечества" прошла в логопедических группах №1,№2 (знакомство с военной профессией-пограничник). В логопедической группе №1 прошла встреча с отличником погранвойск КГБ СССР. Дети познакомились с новой военной профессий –пограничник. Лащенко М. А. (папа Лащенко Артема,воспитанника лого группы№1)рассказал о значении пограничной службы в Российской армии. Лащенко М. А. принес и показал свой фотоальбом, из которого было видно, что и его отец, и брат тоже офицеры Российской армии – это семейная династия.
Дети имели возможность рассмотреть награды Лащенко М. А. и узнать за что вручают награды. На занятии проведена игра "Лабиринт", в которой дети совместно находили дорогу в пункт назначения.
Познавательное занятие "Мой папа защитник Отечества" прошло в логопедической группе №2 (знакомство с военными профессиями).
Детям показаны презентации "Наши войска", "Военные профессии".
Музыкальный руководитель Борисова Н. В. в сопровождении мультимедийной презентации познакомила детей логопедической группы с военными песнями, которые помогали бороться с немецко-фашистскими захватчиками, помогали выжить.
Дети прослушали волнующие слова из песен «Священная война», «Темная ночь»,«Три танкиста», «Алеша». Педагог рассказала ребятам о жизни в военные годы, о тяжелых испытаниях, о минутах отдыха, о храбрости нашего народа.
После прослушивания песен проведена беседа, которая помогла закрепить знания детей о значении песен в военные годы.
Дети, эмоционально сопереживая героям войны, говорили о содержании и характере музыки. Завершилось занятие торжественным маршем под главную песню нашей страны «День Победы».
Рассказы воспитателя «ВОВ», «Почему война называется Великой Отечественной», «Дети и война», «Победа» .
ДЕТИ И ВОЙНА
Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.
Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые — в плену у немцев.
Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.
Война - не место для детей
Война — не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война — не место для детей!
Ребенку нужен теплый дом
И мамы ласковые руки,
И взгляд, наполненный добром,
И песни колыбельной звуки.
И елочные огоньки,
С горы веселое катанье, Снежки и лыжи, и коньки, А не сиротство и страданье!
Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять.
Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать?
Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации.
Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды».
Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева.
Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.
Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь — парни и девушки — побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале — но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте».
«Вот так получилось, что мы остались в госпитале»,—вспоминала Вера.
Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек!
Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь! вспоминает Вера.
Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.
Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», — воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве. В. Д. Ковальский.
Другой ветеран, Н. С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную — молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома».
Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.
Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.
Вопросы:
1. Расскажите о жизни детей в трудные военные годы.
2. Как помогали дети взрослым в тылу?
3. Что посылали школьники бойцам на фронт?
ПОБЕДА.
По масштабам человеческих жертв и разрушений Великая Отечественная война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат.
В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.
Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.
В боях за свою Родину советские солдаты проявили поразительное мужество и бесстрашие. Битва шла за каждый кусок земли.
Враг был разбит!
9 мая 1945 года мы празднуем День Победы над фашистской Германией. Вот как вспоминает этот день ветеран войны «Был день Победы. Это действительно радость со слезами на глазах. Все выскочили из землянок оттого, что кругом стрельба. Но тут раздались крики: «Войне конец!» Все чужие друг другу, незнакомые, обнимаемся, плачем, смеемся». Огнем из тысячи орудий, автоматов, пулеметов, ружей, словно салютом, отметили наши воины конец Великой войны. А потом наступила удивительная тишина. Ни одного выстрела. Эту мирную тишину так ждали миллионы людей, уже привыкшие к бомбежкам, взрывам, вою сирен, грохоту орудий. Послушайте, как встречал первый день мира русский солдат, оказавшийся на чужбине, недалеко от немецкого города.
Первый день мира Душистая густая тишина,
Ни выстрел не звучит, ни взрыв.
Сегодня утром кончилась война,
И хоть кругом чужая сторона
Я чудом уцелел, я жив!
Друзей я вспомнил тех, кто никогда
Не выйдет в час рассветный на покосы
Кто не забросит в реку невода,
Кого не обдадут весною росы.
Я не хотел ни убивать, ни жечь,
Я ощущал лишь зов родной земли,
Но в памяти поклялся я сберечь Друзей,
что на чужбине полегли!
Звучит песня «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы.
Вопросы:
1. Когда мы празднуем день Победы над фашистской Германией?
2. Попросите маму, папу, бабушку рассказать вам о том, кто из вашей, семьи принимал участие в Великой Отечественно войне.
3. Какова их судьба?
В детской актерской мастерской прошло занятие «Строки, опаленные войной», цель которого заключалась в формировании у детей представления о Великой Отечественной войне, защитниках Отечества на основе художественных произведений о войне.
В ходе бесед педагога дополнительного образования по театрализованной деятельности с детьми по содержанию стихотворных текстов, у детей развивается желание выражать свои впечатления и переживания в чтении стихотворений о Великой Отечественной войне.
Конкурс чтецов "Во славу твою, солдат" дал возможность еще раз прочувствовать тяготы военных лет.
Прошли совместные спортивно-патриотические мероприятия с родителями "Защитники Отечества".
В логопедической группе оформлены выставки рисунков «День войны…», «День Победы».
К празднику «День защитника Отечества» дети совместно с воспитателями выпустили стенную газету.
Находясь на самоизоляции,к 9 Мая дети украсили окна Победы. (участвовало 28 воспитанников и педагоги МБДОУ МО «Детский сад № 105»).
IV этап – итоговый.
Итоговыми мероприятиями проекта стали праздники, приуроченные к 23 февраля дню защитника Отечества с участием были проведены игры-эстафеты, аттракционы, показаны инсценировки и музыкальные композиции.
Материалы об участниках Великой Отечественной войны, результат поисковой деятельности, включены в стенд «Бессмертный полк»,создана книга памяти. В настоящее время акция продолжается по сбору информации о участниках ВОВ.
Далее педагоги вместе с детьми и родителями проанализировали выполнение совместного плана работы над проектом, отметив заслуги каждого, и ответив на вопросы.
Вопросы детям:
• Кто в вашей семье воевал в Великой Отечественной войне?
• Что вы узнали нового, чему научились?
• Как и где вы будете использовать свои знания?
• Что Вам больше всего понравилось и почему?
• Вспомните, что больше всего вас порадовало в ходе выполнения проекта?
• Для чего необходимо помнить о подвигах наших предков в ВОВ?
Вопросы родителям:
• Как Вы считаете, чему научились дети?
• Какие мероприятия плана были наиболее удачными?
• Что можно сделать лучше в следующий раз?
Педагоги проанализировали результаты проекта :
Ожидаемые результаты проекта
- Создание условий для развития социально-значимых ценностей.
- Повышение уровня гражданской ответственности, силы патриотизма участников проекта : будущего поколения России – воспитанников ДОУ, родителей воспитанников, педагогов ДОУ.
- Повышение интереса у воспитанников ДОУ к истинным событиям Великой Отечественной войны, к истории России в целом.
- Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания у детей дошкольного возраста патриотических чувств.
- Повышение эффективности деятельности ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка в семье и в детском саду.
Результаты проекта :
- Дошкольники стали активно проявлять познавательный интерес и любознательность, обращаться за помощью к детским энциклопедиям.
- Многие из них стали вести себя уверенней в коллективе сверстников и проявлять нравственные качества (отзывчивость, заботу о ближнем).