Екатерина Лущеева
Социально-экологический проект «Птичий приют «Голубка»
▼ Скачать + Заказать документы
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ:
«ПТИЧИЙ ПРИЮТ «ГОЛУБКА»
Введение
«Птиц в обиду не дадим
– мы кормушки смастерим»
Возраст детей: старший дошкольный (5 - 6 лет).
Тип проекта: социально - экологический, информационно-ориентированный.
Вид проекта: групповой.
Срок реализации проекта: краткосрочный – один месяц.
Актуальность проекта:
Публикация «Социально-экологический проект „Птичий приют „Голубка“» размещена в разделах
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно вызвать в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встает жизненно важный вопрос: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
Цель: Создание условий для cоциализации и волонтёрства детей старшего дошкольного возраста посредством заботы и оказания помощи зимующим птицам (создание птичьего приюта «Голубка»)
Задачи:
-закрепить представления дошкольников о зимующих птицах.
- создать условия для расширения представлений о птицах (пополнить развивающую предметно-пространственную среду по теме проекта).
- сформировать представления о повадках и внешнем виде зимующих птицах;
- способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности;
- расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
- формировать желание помогать птицам в трудных зимних условиях;
- сформировать навыки у детей правильно подкармливать птиц;
- привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
- Повышение заинтересованности детей совместно с родителями заботиться о птицах, желания помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Укреплению детско-родительских отношений.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
Методы и приемы:
- беседы о птицах;
- наблюдения за жизнью птиц;
- игры (дидактические, подвижные);
- ознакомление с художественной литературой;
- рассматривание иллюстраций;
- продуктивная деятельность.
Этапы реализации проекта:
I этап – Организационно-подготовительный
1. Определение темы исходя из интереса и знаний детей.
2. Сбор и анализ литературы по данной теме.
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Обеспечение дидактическим материалом.
5. Разработка методических материалов, рекомендаций по теме (подборка консультаций для родителей и т. д.);
6. Подготовка атрибутов для проведения мероприятий (иллюстрации, маски для игр, художественная литература, создание картотеки пальчиковых игр по теме «Зимующие птицы»)
II этап – Основной
Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
1. Заготовка корма для птиц.
2. Подкормка и наблюдение за птицами.
3. Проведение цикла занятий, включающих продуктивную деятельность детей.
4. Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
Выставка детских работ (поделок, рисунков);
Выставка кормушек, кормушек – игрушек.
Конкурс чтецов.
Акция «Покормите птиц зимой».
Развлечение «Птичий приют «Голубка».
Открытие птичьего приюта «Голубка» (развешивание кормушек на территории детского сада).
III этап – Заключительный
Оформление результата в виде презентации «Репортаж сороки Стрекотуньи – ОТКРЫТИЕ ПТИЧЬЕГО ПРИЮТА «ГОЛУБКА»:
Формы и направления работы
Реализация проекта проводилась в 3 направлениях:
1. Работа педагогов с детьми;
2. Работа педагогов с родителями;
3. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей.
Работа с воспитанниками
Образовательные области проекта: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы работы: непосредственно организованная деятельность, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, продуктивные виды деятельности.
Работа с родителями.
Наблюдение за птицами вне детского сада.
Консультации: «Как помочь птицам пережить зиму»; «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц», информационные бюллетени «Каким кормом правильно кормить птиц зимой», и др.
Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?».
Памятка для родителей: «Покормите птиц зимой»; «Чем питаются птицы зимой»
Вывод:
В результате проведения данного проекта у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности; были созданы благоприятные условия для формирования у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц, для воспитания у детей бережного отношения к природе; развитие любознательности, творческих способностей.
В групповом помещении пополнилась предметно-развивающая среда. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
На участке ДОУ было развешано 22 кормушки, изготовленные родителями с детьми из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок и т. д., кормушки – игрушки. В период проведения проекта (и после) ежедневно кормили птиц, наблюдали за их поведением, использовали разный корм. В результате проведенной работы, дети узнали: какие птицы остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму, как различить птиц по окраске, какие корма предпочитают птицы (например: голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало). Укрепились детско-родительские отношения. Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.